Большое евразийское партнерство наполняется живым содержанием

| статьи | печать
Большое евразийское партнерство наполняется живым содержанием

Идея создания общего экономического пространства — от Атлантического до Тихого океана — постепенно приобретает конкретные очертания, считают участники V Восточного экономического форума (ВЭФ). На огромной территории Евразии реализуются крупные инфраструктурные проекты, строятся железные дороги, морские порты и трубопроводы. Всеобъемлющее евразийское партнерство (ВЕП) ищет и находит все новых партнеров, стремящихся использовать преимущества этой геополитической инициативы.

Теме Всеобъемлющего евразийского партнерства в рамках ВЭФ была посвящена специальная конференция «Общее экономическое пространство от Тихого до Атлантического океана», прошедшая при поддержке Фонда Росконгресс.

«Что из себя представляет эта идея? Первое — это зонтик, это зонтичная концепция, то есть Большое евразийское партнерство включает в себя все интеграционные процессы, которые развиваются на этом пространстве, — отметил замглавы МИД России Игорь Моргулов. — Иными словами — это интеграция интеграций».

Вторая отличительная черта концепции Большой Евразии заключается в том, что она строится исключительно на добровольном партнерстве, учитывающем интересы его участников. «Мы никому ничего не навязываем и не говорим, как действовать, — подчеркнул заместитель министра. — Это открытое, равноправное движение, учитывающее комфортность для каждого участника. Так выстраивается сеть разных по глубине соглашений и договоренностей, которые и создают эту массу Всеобъемлющего евразийского партнерства».

Сегодня ВЕП, по словам профессора МГИМО Марка Энтина, представляет собой не только переговорные треки, но и конкретные дела. Повсюду осуществляются инфраструктурные проекты, вписывающиеся в концепцию формирования Партнерства. На Каспии, на побережье Балтийского моря, на российском Дальнем Востоке строятся новые морские порты для ускорения и более качественной переработки и перегрузки товаров разного профиля, идущих в различных направлениях. Морским портам придается статус открытых экономических зон, что делает их использование для частного капитала намного более выгодным и менее обременительным.

Прокладываются многополосные шоссе и скоростные железнодорожные магистрали, идущие как с востока на запад, так и с севера на юг. Тянутся магистральные трубопроводы. На слуху в первую очередь «Сила Сибири». Однако не меньший интерес предпринимателей вызывает предстоящая прокладка магистрального трубопровода из России в Индию. Договоренность об этом была закреплена на полях встречи лидеров двух ведущих держав Евразии в Гоа. Оформленная тогда же сделка «Роснефти» по приобретению около половины акций крупнейшей индийской энергетической компании продемонстрировала, что означает современная глобальная политика бизнеса на практике. «Роснефть» получила в свою собственность нефтеперерабатывающий комплекс и 2,7 тыс. АЗС, принадлежавшие индийским партнерам.

Среди успешных региональных звеньев Большого евразийского партнерства можно выделить программу экономического взаимодействия между Россией и Японией. «Экономическое сотрудничество является важным моментом для построения доверия между странами и бизнес-сообществом, — считает директор The Economic Research Institute for Northeast Asia Масахиро Каваи. — Наша экономика „стареет“, внутренний рынок ограничен, поэтому мы должны идти за пределы своей страны. От экономического развития России Япония тоже может выиграть».

Еще одним региональным драйвером развития ВЕП становится Национальная программа развития Дальнего Востока до 2025 г. и на перспективу до 2035 г. Для обеспечения конкурентных условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке в период действия программы будет применен целый комплекс мер. Среди них — продление действующего механизма снижения до среднероссийского уровня тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока до 2028 г., введение дополнительных налоговых преференций резидентам ТОР и Свободного порта Владивосток, сокращение сроков расширения ТОР для новых инвестиционных проектов и пр.

Важным фактором роста экономики дальневосточных регионов остается развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего БАМа и Транссиба.

«Процесс формирования Всеобъемлющего евразийского партнерства, по сути, запущен, он движется, мы считаем, что у него есть очень хорошие перспективы, — уверен Игорь Моргулов. — Не могу не сказать, что мы держим дверь для Европейского союза в этой большой конструкции открытой, и все, что я говорю, в полной мере распространяется и на европейские объединения, и ЕС в первую очередь».