Правительство намерено прикрыть лазейку для антиконкурентных действий органов власти

| статьи | печать

Предписания ФАС России в отношении государственных органов не будут приостанавливаться до рассмотрения арбитражными судами их обжалования. Такую новацию в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) планирует ввести кабинет министров.

В целом в Российской Федерации в последние годы наблюдается неуклонное снижение количества возбужденных Федеральной антимонопольной службой дел в отношении органов власти. И тем не менее количество «государственных» антиконкурентных нарушений остается довольно высоким, что идет вразрез с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018—2020 гг., утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618. В 2016 г., например, количество дел и предупреждений в отношении органов власти насчитывало 4449, что составило 46,7% общего количества антимонопольных дел и предупреждений. В первом полугодии 2017 г. чиновники «согрешили» 1884 раз (48,3% от общего количества). Как видим, удельный вес органов власти в антимонопольную статистику остается стабильно высоким.

Действующим законодательством, а именно ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции, предусмотрено, что если заявление об обжаловании предписания антимонопольного органа принято к производству арбитражным судом, то исполнение предписания приостанавливается. И подобный мораторий действует вплоть до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. При этом, согласно анализу судебной практики, когда речь идет о спорах между ФАС России и органами госвласти, сторону последних суд принимает крайне редко. Так, за 2018 г. антимонопольным органом выдано 568 предписаний в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, 212 из них оспорены в суде. В итоге лишь четыре предписания признаны судом недействительными.

При этом приостановление действия предписания ФАС России на время арбитражных разбирательств позволяет оставаться в силе тем нарушениям, что выявлены антимонопольным органом. То есть неблагоприятные конкурентные условия на соответствующем товарном рынке сохраняются.

Исходя из вышеизложенных соображений, ФАС России инициировала внесение дополнения в ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции. Согласно ему, в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда, исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

Любопытно, что изначально текст законопроекта, разработанного антимонопольным ведомством и внесенного в Госдуму (№ 778269-7) Правительством РФ, предполагал еще одну новеллу. Предлагалось обязать ФАС России уведомлять прокуратуру о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. И 8 августа 2019 г., когда документ был одобрен на заседании кабмина РФ, он еще содержал положение об уведомлении надзорного органа по поводу проверки. Однако 16 августа законопроект поступил в нижнюю палату парламента уже в усеченном виде.
Прикрепленные файлы: