Использование гражданских беспилотных летательных аппаратов: тонкости правового регулирования

| статьи | печать

В мае 2019 г. Правительство РФ своим постановлением от 25.05.2019 № 658 утвердило Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации (далее — Постановление № 658). Документ вступает в силу через 120 дней после официального опубликования, то есть с 27 сентября 2019 г. и распространяется на беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, то есть, по сути, на большинство беспилотников, включая те, которые используются гражданами в развлекательных целях. Предлагаем разобраться, как обстоят дела с регулированием использования гражданских беспилотников сейчас и что изменится после вступления Постановления № 658 в силу.

Сама обязанность по учету беспилотных гражданских воздушных судов появилась еще в 2016 г. — в п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ. Однако в отсутствие установленного порядка учета беспилотников данная норма не могла применяться. Теперь же, после того как Постановление № 658 вступит в силу, владельцам беспилотников придется поставить их на учет в установленные Постановлением № 658 сроки. В противном случае запуск и пилотирование незарегистрированного беспилотника будет незаконным и может повлечь ответственность.

Дрон, квадрокоптер, БПЛА — есть ли различия?

Прежде чем разбираться с тонкостями регулирования, следует определить, что понимается под беспилотником и к каким именно объектам применяется Постановление № 658.

С технической точки зрения, беспилотный летательный аппарат (сокращенно — БПЛА) — это летательный аппарат, который управляется без экипажа на борту. В разговорной речи также используется понятие «дрон» (от англ. «unmanned drone» — «беспилотный самолет»).

Квадрокоптер же — это определение, указывающее на конструкцию летательного аппарата — летательный аппарат, поднимаемый в воздух четырьмя винтами. Квадрокоптеры с экипажем на борту сейчас встречаются очень редко, поэтому сейчас под квадрокоптером, как правило, понимают именно беспилотный четырехвинтовой летательный аппарат.

Легальная терминология, относящаяся к летательным аппаратам и авиатехнике, определена в Воздушном кодексе РФ, поскольку именно данным нормативным правовым актом регулируются вопросы использования воздушного пространства и летательных аппаратов.

Основной термин, который используется в Воздушном кодексе РФ, — это воздушное судно.

Цитируем документ

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Пункт 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ

Соответственно, к летательным аппаратам, которые летают исключительно за счет отраженного от земли или воды воздуха (например, к воздушным змеям, планерам) большинство норм Воздушного кодекса РФ не применяются.

Цитируем документ

Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Пункт 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ

Таким образом, разговорным терминам «беспилотник» и «дрон» соответствует легальный термин «беспилотное воздушное судно». К беспилотным воздушным судам относятся в том числе и беспилотные квадрокоптеры.

Законом установлена классификация воздушных судов по различным основаниям. Во-первых, воздушные суда подразделяются на гражданские, государственные и экспериментальные. Как следует из названий, государственные суда используются в целях осуществления функций государства, экспериментальные суда — для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ. В контексте данной статьи нас интересуют гражданские суда, которые используются в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (ст. 21 Воздушного кодекса РФ).

Во-вторых, различное регулирование применяется для воздушных судов в зависимости от их максимальной взлетной массы. Сам по себе термин «максимальная взлетная масса» в законе не определен. Упрощенно под максимальной взлетной массой применительно к гражданским беспилотникам можно понимать сумму массы самого летательного аппарата и максимальной массы груза, которую беспилотник может нести (хотя на самом деле на максимальную взлетную массу могут влиять и какие-либо внешние данные, например погодные условия). То есть максимальная взлетная масса далеко не всегда равна весу самого беспилотного летательного аппарата.

В зависимости от максимальной взлетной массы с точки зрения применяемого регулирования можно выделить три категории беспилотников:

  • беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 250 граммов;

  • беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов;

  • беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов.

Беспилотные летательные аппараты из первой категории, как правило, относятся, скорее, к категории игрушек, хотя и встречаются летательные аппараты с достаточно широким функционалом. Такие летательные аппараты имеют достаточно низкую дальность и время полета. Подавляющее большинство таких аппаратов являются любительскими.

Гражданские беспилотные аппараты с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов встречаются очень редко и в основном используются в промышленности. Например, такие аппараты разрабатывает компания Aerones (https://aerones.com/). Среди представленных компанией моделей имеются, например, беспилотные летательные аппараты, предназначенные для помощи при тушении пожаров, мойки фасадов многоэтажных зданий или для очистки ветряных турбин.

Наиболее распространенными являются беспилотные летательные аппараты, относящиеся ко второй категории — с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов. В данной категории встречаются беспилотники, предназначенные исключительно для развлечений, любительские и профессиональные дроны, используемые для фотосъемок, а также легкие промышленные дроны. Например, дрон Prime Air, который был представлен компанией Amazon в качестве экспериментального средства доставки товаров, имеет максимальную взлетную массу 15 килограммов и, соответственно, относится ко второй категории.

Действующее регулирование

Как уже указывалось выше, законодательное регулирование вопросов приобретения и использования гражданских беспилотных летательных аппаратов различается в зависимости от максимальной взлетной массы таких летательных аппаратов.

Беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 250 граммов не требуется регистрировать или ставить на учет. Однако на такие аппараты все равно распространяются правила, касающиеся использования воздушного пространства и безопасного проведения полетов.

Беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат государственной регистрации, как и пилотируемые летательные аппараты. Кроме того, на беспилотные летательные аппараты данной категории распространяются требования:

  • об обязательном получении сертификата летной годности (ст. 36 Воздушного кодекса РФ);

  • о необходимости получения лицами, обслуживающими летательный аппарат и управляющими им, летных свидетельств (ст. 53 и 57 Воздушного кодекса РФ).

Кроме того, поскольку в соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся в том числе подлежащие государственной регистрации воздушные суда, права на беспилотные воздушные суда массой свыше 30 килограммов и переход таких прав подлежат государственной регистрации отдельно.

В отношении беспилотных летательных аппаратов с максимальной взлетной массой менее 30 килограммов подлежат применению другие, более простые правила.

Так, беспилотники с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов подлежат государственному учету с 27 сентября 2019 г.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса РФ использованием воздушного пространства является деятельность, связанная в том числе с перемещением в воздушном пространстве материальных объектов. Каких-либо исключений из данного правила не установлено, соответственно, использование гражданских беспилотных летательных аппаратов вне зависимости от их категории является использованием воздушного пространства и требует соблюдения установленных правил такого использования. Данный вывод подтверждается и позицией Росавиации(см. письмо Росавиации от 14.06.2017 № Исх-13154/02 «Информация по безопасности полетов № 7»), и, как будет указано далее, судебной практикой. То есть любые беспилотники, даже игрушечные радиоуправляемые модели и иные летательные аппараты с максимальной взлетной массой менее 250 граммов, могут совершать полеты только в соответствии с утвержденным порядком использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства подробно регламентирован специальным нормативно-правовым актом — Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее — Правила № 138).

В силу п. 52 Правил № 138 использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом любой категории вне зависимости от класса воздушного пространства осуществляется на основании разрешения на использование воздушного пространства и утвержденного плана полета воздушного судна. Разрешения на совершение полетов выдаются подразделениями ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Подразделение, в которое необходимо подавать заявку, определяется на основании места совершения полета и его протяженности.

Следует также учитывать, что если полет будет осуществляться над населенным пунктом, то, помимо общего разрешения на совершение полетов, в силу п. 49 Правил № 138 следует получить дополнительное разрешение у соответствующего органа местного самоуправления, а в случае полетов над городом федерального значения — у соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ. В некоторых населенных пунктах полеты могут быть вообще запрещены полностью или над определенной территорией. Например, в Москве в пределах внутренней границы МКАД полеты воздушных судов, в том числе гражданских беспилотников, запрещены полностью (приказ Минтранса России от 17.12.2018 № 451 «Об установлении запретных зон»).

План полета составляется владельцем беспилотного летательного аппарата и подается вместе с заявлением на получение разрешения на использование воздушного пространства.

Для совершения полетов также необходимо соблюдать иные требования Правил № 138, в том числе назначить командира воздушного судна, получить сертификат эксплуатанта (для проведения авиационных работ, например, аэросъемки), согласовать и соблюдать временные режимы и т.п.

Кроме того, следует также отметить необходимость соблюдения и требований непосредственно Воздушного кодекса, установленных в отношении всех воздушных судов — например, требования об обязательном страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами, установленного ст. 131 Воздушного кодекса РФ.

Что изменится после вступления в силу Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов массой до 30 килограммов?

Начиная с момента вступления в силу Постановления № 658, то есть с 27 сентября 2019 г., беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов будут подлежать учету.

Фактически утвержденные в Постановлении № 658 правила учета беспилотников данной категории очень похожи на правила государственной регистрации автомобилей и иных транспортных средств с той лишь разницей, что постановку на учет беспилотников осуществляет Росавиация, а не ГИБДД. Кроме того, за постановку на учет беспилотников пока не установлена госпошлина.

Основные положения утвержденных Постановлением № 658 правил:

  • учет беспилотников осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);

  • для постановки на учет следует предоставить, во-первых, информацию о самом беспилотном летательном аппарате (название, серийный номер, количество и тип двигателей, максимальная взлетная масса), во-вторых, сведения об изготовителе, в-третьих, сведения о владельце (включая номер телефона и адрес электронной почты), в-четвертых, фотографии беспилотника;

  • беспилотники должны быть поставлены на учет в течение 10 рабочих дней с момента их приобретения или ввоза. Лица, изготовившие беспилотник сами, также должны поставить его на учет, но для них срок не установлен;

  • при изменении сведений о поставленном на учет беспилотнике необходимо также подать соответствующее заявление в течение двух рабочих дней с момента изменения сведений. Такое же заявление подается при утере или хищении беспилотника;

  • при отчуждении беспилотника (путем продажи, дарения или иным способом) старый и новый собственники беспилотника должны подать совместное заявление в Росавиацию, в котором указываются сведения о новом владельце, дата фактической передачи беспилотника, основания для перехода права собственности. Такое заявление подается в течение 10 рабочих дней;

  • заявление о постановке беспилотника на учет, внесения изменений о нем могут быть направлены в Росавиацию почтой или через Госуслуги;

  • после постановки на учет беспилотнику присваивается учетный номер, который должен быть нанесен на сам беспилотник до начала выполнения им полетов.

Постановление № 658 также содержит особое правило для тех лиц, которые приобрели, ввезли или изготовили беспилотник до вступления его в силу — такие лица должны направить в Росавиацию заявление о постановке на учет в течение 30 дней с момента вступления постановления в силу, то есть до 27.10.2019.

Ответственность за использование БПЛА

Как уже отмечалось, при использовании беспилотных летательных аппаратов любой категории необходимо соблюдать установленные правила использования воздушного пространства. Кроме того, беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой свыше 250 граммов необходимо ставить на учет, а свыше 30 килограммов — регистрировать.

Ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства установлена ст. 11.4 КоАП РФ. Нарушение таких правил влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, ст. 11.5 КоАП РФ установлена ответственность за:

  • управление воздушным судном, не поставленным на учет — в виде штрафа в размере от 2000 до 2500 руб. Такая же ответственность установлена за управление воздушным судном без опознавательных знаков;

  • допуск к полету воздушного судна, не поставленного на учет — в виде штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Следует отметить, что существует уже достаточно сложившаяся практика привлечения к ответственности за подобного рода нарушения.

Пример из практики

В 2018 г. гражданин осуществил полет на беспилотном летательном аппарате с целью видеосъемки произошедшего возгорания, не составив план полета и не получив соответствующих разрешений. В результате он был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.

Решение Михайловского районного суда Волгоградской области № 12-21/2018 от 16.11.2018 по делу № 12-219/2018

Кроме того, существует практика удовлетворения исков об установлении запрета на совершение полетов беспилотников в отношении определенного лица — на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ как деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем. Суд устанавливает угрозу причинения вреда на основании того, что полеты выполняются в отсутствие разрешения на использование воздушного пространства и без страхования ответственности перед третьими лицами.

***

Таким образом, существует очень много барьеров и нюансов, касающихся использования беспилотных летательных аппаратов, даже небольших по размеру. При этом принятое Постановление № 658, которым утверждены правила учета беспилотных летательных аппаратов, не решило проблему кардинальным образом.

Принять к сведению

Следует отметить, что с учетом зависимости законодательного регулирования использования беспилотных аппаратов от их максимальной взлетной массы не совсем понятно, каким образом обычные пользователи беспилотников должны определять максимальную взлетную массу. Интересно, что на момент написания настоящей статьи автору не удалось найти данный параметр ни по одному из популярных любительских беспилотников (например, DJI Phantom 4 Pro, YUNEEC Typhoon H520 или Autel Robotics EVO). Как правило, в технической документации указывается только лишь вес самого беспилотника, в лучшем случае — с учетом установленных аккумуляторов и пропеллеров.

Видимо, предполагается, что большинство любительских беспилотных летательных аппаратов не предназначены для подъема какого-либо груза, и поэтому для определения максимальной взлетной массы следует учитывать только массу самого беспилотного летательного аппарата. Возможно, производители беспилотных летательных аппаратов, ориентированные на Россию, начнут указывать данный параметр в своих спецификациях (тем более, как отмечается в статье, данный параметр требуется для учета и регистрации аппаратов). Существует также риск, что если производители не будут определять максимальную взлетную массу на этапе создания модели беспилотника, то впоследствии для ее определения и, соответственно, учета и регистрации беспилотников потребуется проведение экспертизы.