Зачем преобразовывать Пенсионный фонд в публично-правовую компанию

| статьи | печать

Минтруд России предложил преобразовать ПФР, Фонд ОМС и Фонд социального страхования в публично-правовые компании, пишет РБК со ссылкой на три источника. Сторонники такой реформы говорят, что вывод фондов из подчинения министерствам будет благом и повысит доверие к ним населения. Противники советуют не спешить, если речь идет не только о том, как «оседлать финансовые потоки».

Дискуссия о том, чтобы изменить статус этих организаций, идет давно. Понять ее смысл не просто.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов рассказал «Бизнес ФМ», почему надо переписывать вывески. «На сегодняшний день, являясь казенными предприятиями, по сути дела, бюджетными организациями, фонды имеют ограниченный функционал и самостоятельность. Если мы говорим об институтах социального страхования, то эти организации должны управляться коллективным образом, не только государство должно ими управлять, а так, как это принято в практике зарубежных стран, их ресурсами, тарифной политикой должны управлять социальные партнеры на равных условиях. Они должны быть независимы не только от какого-то ведомства, но и в принципе от правительства России», — полагает А. Сафонов.

А вот первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников предупреждает о рисках поспешности.

«У нас пенсия, конечно же, не является страховой, она очень сильно завязана на государственную систему поддержки, распределения. Поэтому преобразование, например, Пенсионного фонда в публичную компанию очень сомнительно. Примерно та же самая аргументация по отношению к Фонду медицинского страхования. Совсем другое дело с Фондом социального страхования. Там реально работают страховые механизмы, хотя с определенными недочетами. Фонд социального страхования вполне мог бы стать публичной компанией. Я считаю, что реформа назрела. Другое дело — что впереди, телега или лошадь. Пенсионный фонд действительно нужно делать страховым. Другое дело, что сначала его нужно сделать страховым, а потом уже облекать в соответствующую форму», — говорит С. Калашников.

Свою версию смысла затеи высказал в интервью «Бизнес ФМ» доцент РАНХиГС, бывший замминистра труда и занятости населения Павел Кудюкин. «Я бы сказал, что, наверное, просто нужно более серьезно все продумывать, прежде чем браться за изменения, а не просто так провозглашать: давайте сделаем то, давайте сделаем это. У нас практически ни одна из провозглашавшихся реформ не доводилась до конца. Они уже, по сути дела, выступали просто средством распила бюджетов. Для того чтобы сказать, чего они хотят добиться, нужно понять, что они понимают под этой самой публичной правовой компанией. Тогда будет более-менее понятно, что это: стремление еще плотнее оседлать финансовые потоки или повысить эффективность и снизить уровень административных расходов», — резюмирует доцент.