Александра Нестеренко: «Инхаус-юристы больше не предоставляют «юридические услуги», а участвуют в создании конечного продукта»

| статьи | печать

Модная сегодня тема о жестких (hard) и мягких (soft) навыках (skills) в действительности совсем не нова. Испокон веков ценился работник трудолюбивый, уживчивый, исполнительный, легкий на подъем и с добрым нравом. Просто теперь эти качества называются другими словами — ориентированный на результат, готовый к командировкам, умеющий работать в команде.

Поэтому называть личностные человеческие качества (или мягкие навыки) вновь изобретенными я бы не стала. Другое дело, что на основе природных, изначально заложенных в человеке качеств можно развить так называемые умения. Например, научить убеждать, ярко выступать с презентацией или представлять интересы компании в суде. Такому развитию можно научиться либо на собственном опыте, либо у хороших учителей. И опять же вспомним бег в мешках или футбольные турниры в пионерлагерях. Что это, как не закаливание характера, воспитание командного духа и чувства локтя?

Юристам компаний выносливости мало, им нужно ориентироваться в вопросах бизнеса, строить отношения с отделами маркетинга, продаж, логистики, учитывать их пожелания, порой противоречивые.

Юристам, работающим в консалтинге, в свою очередь, необходимо уметь продавать собственные услуги инхаус-юристам, обеспечивать выполнение работ качественно и в срок, давать обратную связь своим клиентам.

Все это требует разносторонних умений. И вот здесь на помощь приходят многочисленные тренеры, к выбору которых я бы подходила с большой осторожностью.

Не секрет, что опытные юристы скептически смотрят на советы экспертов по личностному развитию, которые ни дня не работали в юридическом бизнесе и не знают его специфики. А ведь soft skills, скажем, для команды шахтеров и для юристов юридической фирмы существенно отличаются друг от друга. Обычно отделы персонала, выбирая тренеров, ориентируются на рекомендации коллег, а я бы спросила самих юристов, кто для них авторитет и к чьим советам они бы прислушались. В крупных международных компаниях и юридических фирмах уже давно проводится обучение российских сотрудников в офисах головных фирм, и такие встречи юристов очень полезны со всех сторон, включая межкультурное общение. Причем такое обучение, даже если маркетинг головного офиса собирает юристов своих дочерних компаний для обмена опытом в сфере рекламы, также способствует развитию умений работать в команде, находить решения, делать и презентовать выводы.

Командообразующие мероприятия стали традиционными и в российских компаниях. Бизнес борется за лучшие кадры, проводит опросы «360 градусов», в которых оценку юристу компании дают все подразделения компании, выявляя слабые места и рекомендуя развивать те качества, которые показали слабину. Затраты на вложения в людей возрастают, а вот ценят ли работники такие вложения? Это еще вопрос. Ведь больше всего работник, и юрист не исключение, ценит признание, хорошую рабочую атмосферу, возможность расти и приносить пользу. Поэтому я бы не переоценивала значение подобных мероприятий по развитию персонала. Скорее, это задача руководителя правового департамента в компании или партнера юридической фирмы — так строить работу со своим подчиненным, чтобы у него дух захватывало от целей и задач.

Поэтому и полагаю, что «исторический момент» осознания юридическим сообществом необходимости понятий soft skills, hard skills, digital skills является не более чем мифом.

Само собой разумеется, что больше удовольствия получаешь от работы со знающим юристом и приятным человеком, чем со знающим и неприятным. Поэтому карьеру построить в компании или юридической фирме проще гибкому и открытому юристу, готовому прийти на помощь и выполнить задачу в срок. Однако, забравшись на вершину успеха, человек нередко вынужден поменять свои подходы. Он готов на подвиги, но новые цели требуют иного инструментария. Как быть? Ведь он привык погружаться в детали, а сейчас некогда. Может ли он продолжать прежнюю жизнь? Очевидно, нет. Найти баланс, знаю по себе, очень сложно. Приходится докладывать вопросы на совете директоров, для этого, казалось бы, нужны навыки презентации, убеждения, но этого мало — для этого также необходимо быть глубоко погруженным в проблему. В этом и заключается талант руководителя: опираться на надежных членов команды, но и самому быть способным погрузиться в детали в кратчайшее время. Поэтому согласиться с тем, что руководитель правовой функции или партнер юридической фирмы «смотрит по верхам», не могу.

Владение «мягкими» навыками существенно помогает развитию бизнеса. С лета 2018 г. по инициативе руководителей правовых департаментов компаний — членов ОКЮР идет обсуждение с управляющими партнерами российских и международных юридических фирм вопросов юридической культуры, в том числе таких как умение давать обратную связь, уведомление о конфликте интересов, соблюдение конфиденциальности, правила поведения с компаниями и лицами, попавшими под санкции. В работе участвуют главные юристы компаний — членов ОКЮР: Avon, Евраз Холдинг, Группа компаний ПИК, МТС, Nike, Nestle, НПФ Согласие, Росбанк, Сбербанк, Сова Капитал, Северсталь, Т Плюс, Х5 Retail Group и другие. Со стороны юридических фирм лидируют BCLP, Baker McKenzie, Делькредере, Инфралекс, КИАП, Clifford Chance, Пепеляев Групп, PwC, Hogan Lovells, White&Сase. В этих компаниях и юридических фирмах обучению сотрудников и внедрению soft skills уделяется столько же внимания, сколько и повышению уровня знаний.

Желая определить понятные правила поведения на юридическом рынке, члены ОКЮР вместе с управляющими партнерами юридических фирм впервые разработали два раздела свода лучших правил и этических стандартов, который назвали Свод обычаев делового оборота. Это раздел по предотвращению конфликта интересов и раздел по культуре формирования, выставления и оплаты счетов. Такое саморегулирование юридической профессии необходимо и юристам компаний, и юридическим фирмам. Надеемся, что оно послужит ориентиром правоохранителям, налоговым органам и судам при разрешении споров о гонораре успеха, завышенной оплате за юридические услуги и других подобных. В этой работе считаем необходимым сотрудничать с ФПА РФ, имеющей большой опыт в работе со стандартами адвокатской деятельности.

Какие же навыки выходят на первый план в наши дни? Я бы назвала один навык — это желание постоянно учиться. Оно включает и умение меняться, быть гибким во всем, открытым к новому и не бояться развития. Очень важно не бояться и пробовать себя в новых областях юриспруденции. У нас в ОКЮР давно идет дискуссия: кто нужен сегодня бизнесу — юрист-универсал или узкий специалист? И наш ответ: скорее, юрист сегодня должен быть готов ко многим вызовам, то есть быть универсалом. А для этого и нужно владеть всем набором «мягких» навыков. Мотиватором развития «мягких» навыков служит сама жизнь. И тем, кто не хочет меняться, приходится туго. Им не светит интересная работа, да и жизнь их ограничена рамками привычного бытия.

В цифровой среде прежние навыки обретают новые грани. Мы говорим о необходимости digital skills, это означает, что юрист должен хорошо знать базовые дисциплины, такие как гражданское право, и быть в курсе изменений регулирования цифровой среды. Например, члены ОКЮР, отвечающие за автоматизацию правовой работы в бизнесе, работают в тесной связке с IT-коллегами. Юристы следят за новинками в сфере IT, делятся опытом между собой и смело смотрят вперед, ставя роботов себе на службу.

Древние говорили: unum sumus et validi (вместе мы — сила). Хорошая команда состоит из разных людей, это и есть командный soft skill. В хоккее ли, в юридическом ли департаменте, в юридической фирме побеждает тот, кто создаст оптимальную команду единомышленников. И в ней, конечно, есть место специалистам, например, в сфере интеллектуальной собственности. Хотя и таких экспертов, учитывая требования нашего времени, уже трудно назвать носителями узких hard skills.

Какие же навыки потребуются в ближайшем будущем? Роль юриста компании меняется: если раньше он был сервисом, то в последние годы работает в команде с момента задумки продукта. В прошлом году маркетолог приносил на одобрение юристу разработанный образец упаковки со слоганом и юрист мог не одобрить дизайн как ведущий к смешению с дизайном продукта конкурента либо не утвердить слоган как нарушающий законодательство о рекламе. Теперь юрист участвует в команде по разработке продукта с самого начала, тем самым экономя время и средства. Если ранее бизнес требовал от юриста только правовую экспертизу, и то не в начале разработки продукта, то теперь, чтобы остаться лидером, бизнес должен в кратчайшие сроки внедрить новый продукт, иначе назавтра он устареет. Поэтому вся команда должна быть гибкой и проактивной, то есть предвосхищать, планировать и внедрять изменения в бизнес-модели в соответствии с изменениями внешней среды. Соответственно, юристам приходится изменить и подходы к оценке правовых рисков и процессов, лидируя в этой работе.

В компаниях — членах ОКЮР появилась новая форма организации работы — продуктовый подход, в которой нет более продукта «юридическая услуга» и процесс не разделяется по функциональным составляющим, есть только конечный продукт (налоговая проверка, приобретенный актив, новый рыночный продукт и т.п.) Члены ОКЮР считают, что новые формы организации работы требуют кросс-функциональности компетенций (нужны пересекающиеся компетенции, знания в тех отраслях, которые применимы к продукту) при сохранении высокого уровня правовой экспертизы (soft skills становятся неотъемлемой частью компетенции юриста, как и hard skills).

Юрист для этого должен быть не только готов к изменениям в компании, но и управлять изменением себя и окружающей среды. Управление изменениями становится ключевым soft skill.

Об актуальности поднятых нами сегодня вопросов говорит тот факт, что в программу стартующего в Санкт-Петербурге ПМЮФ включена дискуссия «Жесткие требования к мягким навыкам». Ассоциация «НП „ОКЮР“» впервые проведет ее в новом формате World cafe, как нельзя более соответствующем заданной теме. World cafe — это уникальный метод сфокусированного неформального обсуждения. Он эффективно применяется по всему миру для решения комплексных задач, поиска нетривиальных решений и нового прочтения привычных вещей.