1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 64

Организацию не получится ликвидировать до предъявления к ней всех требований уволенных сотрудников

Целый ряд инициатив, касающихся отношений между работодателем и работниками, подготовило Правительство РФ. Здесь и штрафы за препятствия, чинимые сотруднику в выборе зарплатного банка, и безусловная обязанность ликвидируемых предприятий обеспечить увольняемых работников выплатами, предусмотренными Трудовым кодексом.

Согласно актуальным нормам трудового законодательства при увольнении работника в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 178 ТК РФ) ему, помимо выходного пособия, положена выплата среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. В конце 2018 г. это положение стало предметом рассмотрения Конституционного суда РФ.

Истица, обратившаяся в суд, оспаривала конституционность вышеуказанной нормы. Женщина была уволена в связи с ликвидацией организации, выходное пособие получить успела, а вот предъявить к бывшему работодателю требование о предоставлении предусмотренной ст. 178 ТК РФ гарантии в форме сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства не успела: процедура ликвидации организации была завершена и в ЕГРЮЛ были внесены соответствующие сведения. КС РФ посчитал ее требования справедливыми. Норму ТК РФ признал не соответствующей Конституции РФ, поскольку из-за отсутствия в действующем правовом регулировании соответствующего механизма она лишает возможности получить законную выплату тем гражданам, кто приобрел право на нее после прекращения деятельности юридического лица. Тогда же КС РФ дал законодателю наказ: поправить рассматриваемую норму (постановление КС РФ от 19.12.2018 № 45-П).

Реакция законодателя не заставила себя долго ждать — Минтруд России подготовил поправки в Трудовой кодекс. Предлагаемой новой редакцией ст. 178 и ст. 318 ТК РФ установлено, что выплаты работнику, полагающиеся при ликвидации организации, производятся до ее завершения. Предусмотрен и механизм реализации данного законоположения.

В этих целях ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ) дополнят положением, уточняющим, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, установленного для предъявления требований, в том числе и уволенными сотрудниками. Новая «версия» ст. 21 того же закона уточнит: в заявлении, представляемом в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, подтверждается, что все выплаты, предусмотренные законодательством для увольняемых работников, произведены.

Также Минтруд предлагает включить в Федеральный закон № 129-ФЗ норму о том, что ликвидационный баланс представляется в регистрирующий орган после расторжения всех трудовых договоров с работниками и осуществления им всех выплат.

Учитывая, что законопроект распространяется на всех работодателей вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности, будет установлен 30-дневный срок вступления в силу данного федерального закона, поскольку данным работодателям необходимо принять его к сведению и при необходимости упорядочить свою деятельность. На данный момент документ доступен для общественного обсуждения (ID проекта на портале regulation.gov.ru 02/04/03-19/00090078).

Комментируемый выше законопроект не единственный, которым законодатель намерен оптимизировать регулирование трудовых правоотношений. На рассмотрение Госдумы поступил правительственный законопроект (№ 677227-7), предусматривающий предупреждение или наложение административного штрафа на работодателя за создание гражданам препятствий в их намерении сменить кредитную организацию для получения заработной платы.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, по данным опроса, проведенного Национальным агентством по финансовым исследованиям в мае 2018 г., почти 30% взрослого населения получают зарплату только в безналичной форме, на банковскую карту. Анализ судебной практики также показывает нарушение работодателями права работников на получение работником заработной платы удобным для него способом.

Авторы инициативы отмечают, что создание препятствий гражданам в смене банка для получения заработной платы может создавать условия для получения обслуживающим «зарплатный проект» банком преимуществ не только при привлечении денежных средств на счета, но и при осуществлении иных видов банковской деятельности, что в отдельных случаях может приводить к ограничению конкуренции.

С учетом вышеизложенного законопроектом предлагается внести изменение в ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, дополнив ее отдельным соответствующим составом правонарушения. При его совершении правонарушителю будет вынесено предупреждение или наложен административный штраф:

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.;

  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Еще одним законопроектом (№ 677255-7) срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю об изменении кредитной организации, в которую должна быть переведена зарплата, предлагается увеличить с пяти рабочих дней до 15 календарных.