Договор с самозанятыми гражданами: рекомендации налоговиков

| статьи | печать

С этого года в ряде регионов введен экспериментальный спецрежим «Налог на профессиональный доход». В связи с этим у организаций при заключении договоров с самозанятыми гражданами возникла масса вопросов. Ответы на них дали специалисты ФНС России в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Подробности — в нашем материале.

Напомним, что новый спецрежим введен Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — Закон 422-ФЗ). Он создает гражданам и индивидуальным предпринимателям более чем комфортные условия налогообложения. В частности, перешедшие на уплату налога на профессиональный доход (НПД) лица освобождаются от какой-либо отчетности. Сам налог за них будут считать налоговики, что избавляет их от ведения налоговых регистров. Единственное, что они должны сделать, — передавать в момент расчетов соответствующие сведения в налоговый орган, а также сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику). При этом речь идет не о чеке ККТ, от применения кассовой техники указанные лица освобождены.

В то же время организации имеют право для целей налогообложения учесть расходы, только если они документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). На основании каких документов компании смогут отразить расходы на товары (работы, услуги), приобретенные у самозанятых граждан? И как правильно их оформить?

Нужен ли договор?

Первый вопрос, который возникает у компаний при работе с самозанятыми гражданами, — в какой форме должен быть заключен с ними договор? Для ответа на него специалисты ФНС России обратились к положениям ГК РФ.

В пункте 1 ст. 158 ГК РФ сказано, что договоры могут совершаться устно или в письменной форме (простой или нотариальной). При этом устная форма может использоваться для сделок, исполняемых при самом их совершении. Исключение — сделки, для которых установлена нотариальная форма, и сделки, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность (п. 2 ст. 159 ГК РФ). Какие договоры относятся к названным исключениям?

Так, в письменной форме должны заключаться сделки:

— юридических лиц между собой и с гражданами;

— между гражданами на сумму, превышающую 10 000 руб., а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки (п. 2 ст. 161 ГК РФ).

Налоговики отметили, что несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (п. 2 ст. 162 ГК РФ).

Договор может заключаться посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 2 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК РФ). Кроме того, договор в письменной форме может быть заключен путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами. Главное, чтобы из них можно было достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Требование о письменной форме договора будет соблюдено, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. В этой норме сказано, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Отметим, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой.

Исходя из приведенных норм гражданского законодательства, налоговики пришли к следующему выводу. При оказании услуг по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора, заключение договора в письменной форме не требуется. Факт заключения договора подтверждается уплатой заказчику соответствующей суммы за оказанные услуги.

А как быть в ситуации, когда ранее с индивидуальным предпринимателем был заключен договор, а с этого года он перешел на уплату НПД? Нужно ли с ним перезаключать договор?

Вот что по этому поводу думают налоговики. Если согласно ранее заключенному договору стоимость реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) включала в себя НДС, то рекомендуется оформить дополнительное соглашение для урегулирования цены с указанием на то, что индивидуальный предприниматель с определенной даты применяет НПД. В иных случаях необходимость перезаключать договор между хозяйствующими субъектами отсутствует, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора.

Документальное оформление

Специалисты ФНС России отметили, что при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг), являющихся объектом обложения НПД, граждане и индивидуальные предприниматели обязаны сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику). Сделать это можно через мобильное приложение «Мой налог», и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию. Такой порядок установлен в ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ.

При этом в чеке должны быть указаны наименование оказанных услуг и ИНН организации или ИП — покупателя (заказчика) (п. 6 и 8 ч. 6 ст. Закона № 422-ФЗ). Обязанность по сообщению ИНН возлагается на заказчика.

Есть чек — будет и расход

В части 8 ст. 15 Закона № 422-ФЗ сказано, что организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, не могут учесть расходы при отсутствии вышеуказанного чека.

Таким образом, документом, подтверждающим произведенные организацией — покупателем (заказчиком) затраты по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора, является чек, выданный продавцом (исполнителем) — физическим лицом, применяющим новый спецрежим. При этом чек обязательно должен содержать ИНН покупателя (заказчика) и наименования проданных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Налоговая служба обратила внимание на то, что наличие чека является обязательным условием для учета расходов при определении организацией налоговой базы. Компании могут составить акт о ежемесячных расчетах с плательщиком НПД, но он будет являться дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги (выполнения работы), для целей налогового учета расходов покупателя, например, при наличии предоплаты.

Срок передачи чека

В какой срок плательщик НПД должен передать покупателю (заказчику) чек при безналичных расчетах?

По общему правилу чек формируется и передается покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах расчетов в безналичном порядке — не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. Основание — ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ.

Налоговики отметили, что при реализации товаров (работ, услуг) в интересах плательщика НПД на основе договоров поручения (комиссии) либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у самозанятых граждан отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям. При этом посредник при проведении расчетов должен применять ККТ, если такая обязанность возложена на него законодательством о применении контрольно-кассовой техники.

Способы передачи и хранения чеков

Плательщики НПД могут передать покупателю (заказчику) чек как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ч. 4—6 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Для электронного чека предусмотрено несколько способов его передачи:

— путем направления чека на абонентский номер или адрес электронной почты покупателя (заказчика);

— путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном, компьютером, планшетом) QR-код чека.

В чеке должен быть указан, в частности, уникальный идентификационный номер чека — номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования. Специалисты ФНС России указали, что организации могут хранить чеки как в электронной форме, так и в распечатанном виде.

Аннулирование чека

На практике вполне возможна ситуация, когда самозанятому гражданину нужно будет вернуть суммы, ранее полученные в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг). На сумму возврата уменьшаются доходы того периода, в котором получен доход (ч. 3 и 4 ст. 8 Закона № 422-ФЗ).

Налоговики указали, что плательщик НПД вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Кроме того, осуществить корректировку можно и в случае некорректного ввода сведений, передаваемых через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации. При этом плательщику НПД необходимо дать пояснения с указанием причин такой корректировки.

Таким образом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие от налогоплательщика НПД возврат денежных средств за ранее приобретенные ими товары (работы, услуги), обязаны произвести корректировку налоговой базы в порядке, предусмотренном для применяемого такими налогоплательщиками режима налогообложения.