Средний класс постепенно становится невыездным

| статьи | печать

Доля россиян, которые готовы потратить на свой будущий отдых свыше 60 тыс. руб., существенно сократилась за прошедший год. Ядро туристической аудитории в России сжимается, основные ценовые ожидания формирует так называемый «предсредний» класс. Об этом сообщила Ассоциация туроператоров России со ссылкой на данные аналитического центра НАФИ. Отраслевые эксперты пришли к выводу, что российские туристы стали экономнее. В опросе прошлого года относительно своего будущего отпуска россияне были готовы тратить на отдых меньше, чем в 2017 г.

Треть россиян в 2018 г. рассматривали возможность поехать в будущий отпуск за границу (33%). Чаще всего зарубежные поездки планируют жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также молодые люди 18—34 лет (44—46% против 15—35% в остальных возрастных группах).

Выбор выездного туриста стал бюджетнее

Среди тех, кто в будущем рассматривал возможность поехать в отпуск за границу, почти половина (46%) готовы потратить на поездку не более 40 тыс. руб. (на человека). Выросло (32 против 24% в 2017 г.) число тех, кто готов выделить на зарубежный отдых от 40 до 60 тыс. руб. Почти вдвое меньше, чем год назад (14% в 2018 г. против 26% в 2017 г.), готовы потратить на будущий зарубежный отпуск от 60 до 100 тыс. руб. При этом на треть — с 4 до 6% — выросла доля тех, кто готов потратить на зарубежную поездку сумму свыше 100 тыс. руб. на человека.

Как отмечают исследователи, готовность потратить ту или иную сумму не зависит от возраста опрошенных — это говорит о четкой тенденции на расслоение потенциальной туристической аудитории.

Отпуск в России намерены проводить более половины россиян (58%), и чаще всего о таком желании рассказывают жители городов-миллионников (65%).

Большинство россиян рассматривают внутренний туризм как бюджетный отдых: 73% опрошенных намерены заплатить за поездку менее 40 тыс. руб. В 2017 г. этот показатель составлял 67%, а годом ранее — 47%. Только пятая часть опрошенных (почти столько же, сколько в 2017 г.) готовы поднять сумму трат на будущий отдых до 60 тыс. руб.

Аналогично картине в выездном туризме потратить на свой будущий отдых в России сумму в 60—100 тыс. руб. в 2018 г. были готовы в два раза меньше россиян, чем годом ранее — всего 5% опрошенных (12% в 2017 г.). И во внутреннем туризме количество россиян, готовых заплатить за отдых в России более 100 тыс. руб., выросло — причем более чем в два раза (5% в опросе 2018 г. против 2% в 2017 г.).

В НАФИ выяснили, что большинство россиян самостоятельно копят деньги на отдых (87%). Каждый десятый занимает деньги у друзей или родственников (9%) или отдыхает за их счет (8%). Чаще так поступают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (18% занимают средства у родственников или друзей, 20% отдыхают за счет средств других).

Вопреки распространенному мнению, что российские гра­ждане повально берут кредиты на отпуск, опрос НАФИ демонстрирует иную картину: таких оказалось лишь 4% — россияне не готовы массово отдыхать «в долгу у банков».

Потенциальных путешественников становится меньше

Согласно исследованию НАФИ, в 2018 г. доля среднего класса в России уменьшилась по сравнению с 2017 г.: в прошлом году к среднему классу себя отнесли 19% опрошенных против 25% в 2017 г. Не более 2% опрошенных отметили, что могут в случае необходимости приобрести автомобиль, квартиру или дачу. По оценкам специалистов НАФИ, ядро туристически активной аудитории россиян находится именно между двумя этими группами людей.

Доля малообеспеченных за год увеличилась на 4 п.п.: 20% россиян хватает средств только на еду, а для 5% даже покупка продуктов питания является проблемой.

Самая же многочисленная группа населения в России — 50% по оценкам НАФИ — так называемый «предсредний» класс: собственных средств им хватает на продукты и одежду, но покупка таких товаров, как телевизор и мебель, для них затруднительна.

Среди населения городов-миллионников — основной аудитории для туристических компаний — к «предсреднему» классу относят себя уже 60% опрошенных. Именно эта аудитория преимущественно и формирует спрос на низкобюджетный отдых, ищет «горящие туры», «охотится» за скидками.

К сведению

На гостиничном рынке лидируют отечественные операторы

Долгое время на гостиничном рынке России бытовало мнение о лидерстве здесь иностранных операторов, как по числу отелей, так и по объему номерного фонда. Вместе с тем, согласно результатам проведенного исследования PwC, в настоящее время количество сетевых гостиниц под управлением российских операторов превышает число отелей под международными брендами в 1,5 раза — 310 против 201.

Исследование показало, что объемы номерных фондов отечественных и иностранных операторов равны — по 43 тыс. номеров для каждой группы. В ходе сравнения ключевых игроков на рынке выяснилось, что топ-5 международных операторов формируют 80% международного номерного фонда и 78% гостиниц от общего числа международных отелей. Концентрация топ-5 российских сетей значительно ниже — доля пяти крупнейших игроков по номерному фонду и количеству гостиниц составляет 54 и 27% соответственно.

«Российские сети имеют значительно больший региональный охват по сравнению с международными операторами — 104 города против 42. Это объясняется более гибкими требованиями российских сетей к формату объекта и размеру номерного фонда и, как следствие, низким размером инвестиций, а также расположением отелей, которые впос­ледствии были ребрендированы», — сообщил Олег Малышев, партнер, руководитель практики оказания консалтинговых ­услуг компаниям сектора недвижимости PwC.

Примечательно, что средний сетевой отель под управлением международного оператора в 2,5 раза больше российского — 178 номеров против 71.