1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1444

Поправки в сфере госзакупок. Новые требования, которые придется соблюдать в 2019 году

Сразу пять законов с изменениями положений о госзаказе появилось в конце 2018 г. Среди них — правила предоставления нового обеспечения в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, уменьшения суммы обеспечения при частичном исполнении контракта, выплаты НДС в связи с его увеличением до 20%. Часть поправок уже вступила в силу, другие начнут действовать с 01.07.2019.

В конце декабря Президент РФ подписал несколько законов с поправками в сфере госзакупок. Один из них регулирует вопросы уплаты обеспечения в случае отзыва лицензии у банка, который предоставил банковскую гарантию, уменьшения обеспечения при частичном исполнении, права некоторых учреждений не предоставлять обеспечение заявки и т.д. Второй содержит нормы, касающиеся закупок у единственного поставщика. Еще три закона связаны с проведением экспертизы в госзакупках.

Новое обеспечение при отзыве лицензии у банка

В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) теперь предусмотрены положения о том, что делать, если у банка, который выдал банковскую гарантию для госконтракта, отозвали лицензию. Поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Закон № 502-ФЗ).

Если заказчик установил требование об обеспечении исполнения контракта, то он должен включить в него условие о последствиях отзыва у банка лицензии. В частности, о том, что в такой ситуации поставщик обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта. На это дается один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен. За каждый день просрочки получения нового обеспечения начисляются пени. Это 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

В случае предоставления нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится.

Эти положения будут применяться к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в Единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.07.2019.

Антидемпинговые меры

В Законе № 44-ФЗ уточнили положения, связанные с антидемпинговыми мерами. В частности, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее, а участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта. Раньше в Законе № 44-ФЗ было указано, что в такой ситуации контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем обеспечение, указанное в документации конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. По новым правилам информации о добросовестности не достаточно: одновременно придется предоставлять обеспечение исполнения контракта в размере обеспечения, указанного в документации о закупке. Это положение действует с 27.12.2018 (Закон № 502-ФЗ).

Право не предоставлять обеспечение заявки

Теперь все государственные и муниципальные учреждения, которые участвуют в закупках, вправе не предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке. Раньше было предусмотрено, что такое право имеют только казенные учреждения. Это правило не распространяется на государственные и муниципальные предприятия, участвующие в процедурах закупок. Они по-прежнему обязаны предоставлять обеспечение заявки. Норма вступила в силу 27.12.2018 (Закон № 502-ФЗ).

Уменьшение обеспечения при частичном исполнении

С 01.07.2019 размер обеспечения исполнения контракта может быть уменьшен пропорционально стоимости исполненных обязательств, если заказчик принял и оплатил их в порядке и сроки, предусмотренные контрактом (Закон № 502-ФЗ).

Заказчик вправе уменьшить сумму банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту. Уменьшение обеспечения, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. Датой такого отказа признается дата включения информации в реестр контрактов. Также поправками предоставлена возможность уменьшения размера обеспечения, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек, предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Налог на добавленную стоимость

С 2019 г. начал действовать Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий повышение ставки НДС с 18 до 20%. Когда приняли эту поправку, было не ясно, кто должен платить эти два дополнительных процента, если контракт уже заключен, но его исполнение планируется в 2019 г. Поэтому в Закон № 502-ФЗ включили положение о том, что в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС, если приемка произошла после 01.01.2019, а увеличенный размер НДС не предусмотрен условиями контракта. Такое соглашение можно заключить до 01.10.2019.

Государственные и муниципальные заказчики как получатели бюджетных средств могут изменить условие о ставке НДС в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Ответственность за ложное заключение

В Законе № 44-ФЗ теперь указано, что результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывает эксперт или уполномоченный представитель экспертной организации. Оно должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Это предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2018 № 512-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией законодательных требований установлена административная и уголовная ответственность.

Так, дача экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, грозит штрафом и дисквалификацией. Для должностных лиц штраф составляет от 30 000 до 50 000 руб. или возможна дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года, для юридических лиц штраф — от 100 000 до 500 000 руб. (ст. 7.32.6 КоАП РФ). При этом физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере госзакупок, несут административную ответственность как должностные лица. Это предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2018 № 510-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Он вступил в силу 07.01.2019.

Кроме того, экспертам грозит уголовная ответственность (Федеральный закон от 27.12.2018 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»). Дача заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок, если это повлекло причинение крупного ущерба (более 2 250 000 руб.), наказывается:

  • штрафом до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо

  • принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо

  • лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При совершении такого преступления, если оно привело к причинению по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти, предусмотрены более серьезные наказания.

Эти поправки вступили в силу 08.01.2019.

Внешняя экспертиза

По новым правилам внешняя экспертиза, то есть привлечение сторонних экспертных организаций, не требуется, если контракт заключен в результате несостоявшихся электронных процедур. Такое исключение появилось в перечне случаев, когда заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика. Это правило действует с 27.12.2018 (Закон № 502-ФЗ). Оно не распространяется на правоотношения сторон по приемке и экспертизе продукции до 27.12.2018 по контрактам, заключенным по итогам несостоявшихся электронных аукционов.

Закупки у единственного поставщика

Закон № 502-ФЗ ввел дополнительное основание для закупки у единственного поставщика при оказании услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и некоторых других документов.

Также установлен порядок закупки для госнужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, а также постановлением или распоряжением Правительства РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ (Федеральный закон от 27.12.2018 № 518-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», начнет действовать с 28.03.2019). В таких правовых актах должны быть указаны:

  • предмет контракта;

  • предельный срок, на который заключается контракт;

  • обязанность единственного поставщика исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично.

Еще в таких актах может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.