1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 44

Налоговый учет конфискованного товара

В качестве меры административной и уголовной ответственности действующее законодательство предусматривает конфискацию имущества у лица, совершившего противоправные деяния. В этом случае происходит принудительное и безвозмездное изъятие имущества. Лишиться своей собственности могут не только физические лица, но и организации. В последнем случае у бухгалтеров возникает ряд вопросов по налоговому учету конфискованных товаров.

Зона риска

В гражданском законодательстве конфискации посвящена ст. 243 ГК РФ. Вот что в ней сказано. Конфискацией является безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. При этом конфискация может быть произведена и в административном порядке. Но в любом случае конфискация имущества происходит только в случаях, предусмотренных законом.

Обратите внимание: по тем административным делам, которые правомочны рассматривать налоговики в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ, конфискация не предусмотрена.

Следует отметить, что контролеры в определенных случаях могут изъять товары, предназначенные для перепродажи. Конфискации подлежат:

— товары, в отношении которых информация о классе их энергетической эффективности не включена в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно товары, в отношении которых нарушены установленные правила включения указанной информации (ст. 9.16 КоАП РФ);

— товары, не соответствующие образцам по качеству (ст. 14.4 КоАП РФ);

— этиловый спирт, находящийся в розничном обороте (ст. 14.16 КоАП РФ);

— этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция без сопроводительных документов (ст. 14.16 КоАП РФ);

— алкогольная продукция, находящаяся в розничном обороте, в полимерной потребительской таре объемом более 1500 мл (ст. 14.16 КоАП РФ);

— этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае ее оборота без лицензии (ст. 14.17 КоАП РФ);

— лом и отходы цветных и черных металлов при выявлении нарушений правил обращения с ними (ст. 14.26 КоАП РФ);

— пищевая продукция, полученная с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае выявления нарушений обязательных требований к маркировке (ст. 14.46.1 КоАП РФ);

— товары и продукция без маркировки, в случае если такая маркировка обязательна (ст. 15.12 КоАП РФ).

Кроме того, согласно ст. 16.21 КоАП РФ конфискация предусмотрена в случаях пользования товарами:

— которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные действующим законодательством запреты и ограничения;

— выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование или распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов или ограничений.

А в статье 16.3 КоАП РФ сказано, что конфискация предусмотрена за несоблюдение установленных международными договорами государств — членов ЕАЭС, решениями ЕЭК, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в РФ. Также могут быть конфискованы некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия. Согласно ст. 24 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» они подлежат изъятию из оборота. Если их владелец самостоятельно не выполнил данное требование закона, то такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются.

Рассмотрим, какие налоговые последствия ожидают компанию, у которой конфисковали товар.

Проблемы с НДС

Нужно ли восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС со стоимости конфискованного товара?

Глава 21 НК РФ не содержит прямого требования о восстановлении такого НДС. Случаи, когда необходимо восстановить ранее принятый к вычету НДС, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ. В этой норме ничего не говорится о конфискованном имуществе.

По мнению Минфина России и налоговой службы, в данной ситуации налог необходимо восстановить. Чиновники неоднократно указывали на то, что НДС нужно восстанавливать во всех случаях, когда выбытие имущества не связано с его реализацией или безвозмездной передачей (см., например, письмо Минфина России от 01.11.2007 № 03-07-15/175). Ведь подобное выбытие объектом налогообложения не является. И конфискация товара относится именно к таким случаям (письма Минфина России от 19.11.2007 № 03-07-15/186, ФНС России от 04.12.2007 № ШТ-6-03/932@).

Чиновники отмечают, что в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам, подлежат восстановлению в случаях дальнейшего использования таких товаров для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. А в пункте 2 ст. 170 НК РФ говорится, в частности, о таких операциях, как:

— приобретение или ввоз товаров, используемых для операций по производству или реализации товаров, не подлежащих налогообложению;

— приобретение или ввоз товаров для производства или реализации (передачи) товаров, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Следует отметить, что согласно подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ. В свою очередь, в подп. 8 п. 3 ст. 39 НК РФ указана такая операция, как изъятие имущества путем конфискации.

А вот суды не поддерживают позицию чиновников. Пример — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.06.2011 по делу № А03-7972/2010.

Налоговики посчитали, что так как алкогольная продукция в связи с выявлением поддельных акцизных марок в ходе оперативно-разыскных мероприятий была изъята из хозяйственного оборота, то НДС, ранее принятый к вычету по этому товару, подлежит восстановлению. Однако судьи отметили, что такое основание для восстановления НДС, как изъятие определенного товара из оборота в соответствии с распоряжением надзирающего государственного органа, в п. 3 ст. 170 НК РФ не поименовано.

Расхода не будет ни для налога на прибыль…

Сразу скажем, что для целей налогообложения прибыли не получится списать стоимость конфискованных товаров. Это связано с тем, что п. 2 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в составе расходов санкции, взимаемые государственными организациями. А конфискация товара — это не что иное, как санкция.

С таким подходом согласны и суды. Так, в деле, которое было рассмотрено в постановлении ФАС Московского округа от 11.06.2009 № КА-А41/5150-09, у организации конфисковали ликеро-водочную продукцию из-за проблем с ее маркировкой. Директор компании издал приказ, согласно которому себестоимость данной продукции должна быть учтена в качестве внереализационных расходов, а обстоятельства, связанные с невозможностью перемаркировки, признаны последствиями чрезвычайных обстоятельств. Но суды пришли к выводу, что такие действия неправомерны. Они указали, что согласно подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Понятие чрезвычайной ситуации содержится в ст. 1 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Исходя из этого понятия, суд указал, что конфискация предметов административного правонарушения не является чрезвычайной ситуацией. Кроме того, рассматриваемые затраты (себестоимость конфискованного товара) подпадают под действие п. 2 ст. 270 НК РФ. Поэтому они не учитываются при расчете налога на прибыль.

Приведем еще один пример — постановление АС Уральского округа от 18.08.2015 № Ф09-5175/15 по делу № А07-22764/2014. В этом деле у компании из-за проблем с декларированием товаров были конфискованы «предметы административного правонарушения» на основании ст. 16.2 КоАП РФ. Судьи указали, что административная ответственность в виде конфискации была применена к налогоплательщику в соответствии с вступившим в законную силу решением суда. При этом понесенные компанией расходы в связи с конфискацией имущества отражению в налоговом учете на основании подп. 8, 11 и 20 п. 1 ст. 265 НК РФ не подлежат. Основание — конфискация представляет собой меру ответственности, и на нее распространяются положения п. 2 ст. 270 НК РФ. Поэтому стоимость конфискованного товара не может учитываться в расходах. Данное решение было поддержано Верховным судом РФ в Определении от 01.12.2015 № 309-КГ15-16225.

... ни для «упрощенки»

В упрощенной системе нет нормы, аналогичной п. 2 ст. 270 НК РФ. Но, несмотря на это, организации все равно не смогут учесть стоимость конфискованных товаров.

Дело в том, что в п. 1 ст. 346.16 НК РФ приводится закрытый перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН, в котором отсутствует такой вид расходов, как конфискация товара. В связи с этим стоимость конфискованных товаров нельзя учесть в «упрощенных» расходах. Это подтверждают и специалисты Минфина России (письма от 24.10.2014 № 03-11-06/2/53908, от 18.12.2007 № 03-11-05/303).

Кроме того, расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются к учету при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически целесообразны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Так как любая конфискация — это мера ответственности за нарушение норм действующего законодательства, об экономической целесообразности расходов в данном случае говорить не приходится.

Свежий номер
Новая бухгалтерия №05 от 01.05.2019