Новости («Новая бухгалтерия», № 02, 2019 г.)

| статьи | печать

Новые условия для освобождения налогового агента от штрафа

За неудержание и (или) неперечисление в установленный срок налоговым агентом сумм налога ст. 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа. Освобождение от него возможно в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 81 НК РФ. Так, штрафа не будет, если уплатить недостающую сумму налога, пени и сдать уточненный расчет до того, как налоговики обнаружат ошибку.

Однако у налогового агента не всегда есть возможность представить уточненный расчет. Ведь налог удерживается и перечисляется до подачи отчетности, и, соответственно, недоплата может быть обнаружена им до представления первичного расчета. Получается, что для освобождения от штрафа налоговый агент сначала должен сдать недостоверный первичный расчет, а затем уплатить недостающий налог и пени и представить уточненный расчет.

Конституционный суд РФ счел такое положение дел не соответствующим Конституции РФ. В постановлении от 06.02.2018 № 6-П он указал, что представление правильной отчетности не может препятствовать применению поощрительных мер. В связи с этим налоговый агент, допустивший просрочку в уплате налога, но представивший достоверную отчетность и уплативший недоимку и пени, не утрачивает права на освобождение от штрафа.

Теперь эта правовая позиция закреплена в Налоговом кодексе. Законодатели дополнили ст. 123 НК РФ новым п. 2, согласно которому агент освобождается от ответственности, если он:

— в установленный срок представил налоговый расчет, в котором отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога;

— самостоятельно перечислил недостающую сумму налога и пени до того, как узнал об обнаружении налоговиками факта несвоевременного перечисления налога или о назначении выездной проверки по этому налогу за соответствующий период.

Изменения вступили в силу с 28 января 2019 г.

(Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Взносы на травматизм остались прежними

Законодатели установили, что в 2019 г., как и раньше, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут уплачивать в порядке и по тарифам, которые содержатся в Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

Напомним, что взносы на травматизм определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

(Федеральный закон от 25.12.2018 № 477-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»)

Пилотный проект по выплате больничных: география расширяется

Перечень регионов, на территориях которых действует пилотный проект, направленный на проведение территориальными органами ФСС России финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

Правительство РФ планирует постепенно увеличивать число регионов, участвующих в проекте. Так, к нему присоединятся:

— с 1 января 2019 г. — Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа;

— с 1 июля 2019 г. — Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области;

— с 1 января 2020 г. — Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ;

— с 1 июля 2020 г. — Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.

(Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294»)

Новые формы для освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ

В конце 2017 г. были внесены изменения в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно поправкам, содержащимся в Федеральном законе от 27.11.2017 № 335-ФЗ, правом на освобождение от обязанностей плательщиков НДС с 1 января 2018 г. могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН. Для этого они должны выполнить определенные условия. Либо необходимо перейти на ЕСХН и реализовать право на освобождение от обязанностей плательщиков НДС в одном и том же календарном году, либо за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов деятельности, в отношении которых применяется указанный спецрежим, без учета налога не превысила в совокупности:

— 100 млн руб. за 2018 г.;

— 90 млн руб. за 2019 г.;

— 80 млн руб. за 2020 г.;

— 70 млн руб. за 2021 г.;

— 60 млн руб. за 2022 г. и последующие годы.

На основании п. 3 ст. 145 НК РФ указанные лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление по форме, утвержденной Минфином России. Сделать это надо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Соответствующая форма появилась только сейчас. Финансисты утвердили две формы уведомления: одну — для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые работают на общем режиме, а вторую — для плательщиков ЕСХН. При этом приказ МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342, в котором содержалась старая форма уведомлении, признан утратившим силу.

(Приказ Минфина России от 26.12.2018 № 286н «Об утверждении форм уведомлений об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость», зарегистрирован в Минюсте России от 23.01.2019 № 53519)

Обновлены форматы счетов фактур и других документов для НДС

Налоговая служба начала кампанию по переходу на новый формат электронных счетов-фактур. Продлится это мероприятие до 31 декабря 2022 г. включительно.

Итак, утверждены:

— формат счета-фактуры;

— формат представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру;

— формат представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг).

Новые форматы начнут действовать со 2 февраля 2019 г. Однако приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, в котором сейчас утверждены соответствующие форматы документов (далее — старые форматы), утратит силу только с 1 января 2020 г.

Дело в том, что налоговики установили переходные положения. Так, в период со 2 февраля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. налогоплательщики вправе создавать счета-фактуры в электронной форме как по старому формату счета-фактуры, так и по новому формату счета-фактуры.

Налоговым органам на местах дано указание:

— в период со 2 февраля 2019 г. по 31 декабря 2022 г. обеспечить прием счетов-фактур, созданных в электронной форме в период до 01.01.2020 по старому формату;

— в период со 2 февраля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. обеспечить прием счетов-фактур, созданных в электронной форме в период до 01.07.2017 по еще более старому формату, который содержится в приказе ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

(Приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ «Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 21.01.2019 № 53443)

Появилась декларация по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ ввел в часть вторую Налогового кодекса новую главу 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Согласно п. 1 ст. 333.43 НК РФ плательщиками данного налога признаются организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в п. 3 данной нормы, и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах и предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, перечисленных в п. 1 ст. 335.45 НК РФ. При этом по состоянию на 1 января года налогового периода на таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, в году, предшествующем году налогового периода.

Плательщики НДД обязаны по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговые органы налоговые декларации по месту своего нахождения. Срок сдачи — не позднее 28 числа месяца (28 марта года), следующего за истекшим отчетным (налоговым) периодом (ст. 333.56 НК РФ).

ФНС России утвердила форму, формат и порядок заполнения соответствующей налоговой декларации. Она состоит из титульного листа, двух разделов и семи приложений к разделу 2.

(Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2018 № 53107)

Обмен информацией с иностранными налоговиками

Новый перечень государств (территорий), с которыми российские налоговые органы осуществляют автоматический обмен финансовой информацией, утвержден в соответствии с п. 1 ст. 142.3 НК РФ и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506. Налоговая служба включила в него 75 государств и 13 территорий (из числа новых государств в него попали, к примеру, Азербайджан, Багамские острова, Бахрейн, Гренада, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты). Отметим, что аналогичный перечень, утвержденный приказом ФНС России от 30.05.2018 № ММВ-7-17/360@ (содержащий 62 государства и 11 территорий), признан утратившим силу.

Кроме того, налоговая служба обновила и перечень иностранных государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами. Напомним, что такой обмен происходит в соответствии с международными обязательствами РФ.

Теперь в данном перечне значатся 53 иностранных государства и 4 территории (в ранее действовавшем перечне, утвержденном приказом ФНС России от 30.05.2018 № ММВ-7-17/359@, было 49 государств и 2 территории).

(Приказ ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией», зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2018 № 53123, Приказ ФНС России от 18.12.2018 № ММВ-7-3/818@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 10.02.2017 № ММВ-7-3/178@», зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2018 № 53105).

Обновлены документы налогового контроля

ФНС России разработала и утвердила около 60 форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. К примеру, налоговики утвердили:

— уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);

— решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки;

— требование о представлении пояснений;

— решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.

Кроме этого, установлены:

— основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;

— требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе;

— порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;

— требования к составлению акта налоговой проверки и акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях (за исключением нарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ).

Документы применяются с 4 января 2019 г.

(Приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2018 № 53094)

Откорректирована отчетность в Пенсионный фонд

Пенсионный фонд утвердил следующие формы документов и порядок их заполнения:

— «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)»;

— «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)»;

— «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)»;

— «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

Ранее применяющиеся формы (утверждены постановлением Правления ПФР от 11.01.2018 № 3п) признаны утратившими силу.

(Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п, зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 № 53092)

Минфин дал свои рекомендации по аудиту отчетности за 2018 г.

Специалисты финансового ведомства выпустили рекомендации аудиторам по проверке бухгалтерской отчетности компаний за прошлый год. В частности, финансисты дали свои советы по вопросам:

— определения состава показателей бухгалтерской отчетности;

— учета процентов по займам на реконструкцию, модернизацию основных средств;

— отражения величины обесценения нематериальных активов;

— признания дебиторской задолженности сомнительной;

— увеличения оценочного обязательства при росте его приведенной стоимости;

— признания выручки от оказания услуг;

— отражения выручки в случае получения компенсации из бюджета в связи с государственным регулированием тарифов;

— пересчета в рубли стоимости активов и обязательств, используемых для ведения деятельности за пределами РФ;

— раскрытия данных о доходах и расходах некоммерческой организации;

— досрочного применения правил ФСБУ (в частности, ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»);

— раскрытия информации о применении ФСБУ с учетом МСФО;

— формирования учетной политики дочерними компаниями;

— составления консолидированной финансовой отчетности.

(«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год» (приложение к письму Минфина России от 21.01.2019 № 07-04-09/2654))

Финансисты назвали критерии обязательного аудита

Минфин России определил случаи, когда организации должны провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г. Всего их 73. Случаи обязательного аудита Минфин России свел в таблицу. В ней содержатся правовые основания для проведения аудита, вид отчетности, подлежащий аудиту, субъекты аудиторской деятельности, имеющие право проводить обязательный аудит в конкретных ситуациях.

Проведение аудита обязательно, если организация:

— имеет определенную организационно-правовую форму (например, является акционерным обществом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, или же государственной корпорацией или государственной компанией);

— осуществляет определенный вид деятельности (к примеру, является кредитной или страховой организацией);

— имеет определенные финансовые показатели (объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.);

— составляет консолидированную отчетность.

Кроме того, специалисты Минфина России назвали конкретные организации, подлежащие обязательному аудиту. В их число вошли, к примеру, Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов, Росатом.

(Информация Минфина России «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации)»)

Как бывшим льготникам заполнить расчет по страховым взносам

С 1 января 2019 г. некоторые плательщики страховых взносов утратили право на применение пониженных тарифов. В частности, это:

— организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ;

— аптечные организации и предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, являющиеся плательщиками ЕНВД, в отношении выплат в пользу лиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (подп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ);

— бизнесмены на ПСН в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, за исключением сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, розничной торговли и услуг общественного питания (подп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Налоговики разъяснили, что начиная с отчетного периода I квартала 2019 г. в строке 001 приложения 1 к разделу 1 расчета по страховым взносам (утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) указанные лица должны отражать код тарифа плательщика «01». Кроме того, при заполнении графы 200 подраздела 3.2.1 раздела 3 расчета они больше не применяют коды категорий застрахованных лиц «ПНЭД», «ВЖЭД» и «ВПЭД». Вместо них данные лица должны указывать в графе 200 код «НР», «ВЖНР» или «ВПНР». А коды «АСБ», «ВЖСБ», «ВПСБ» могут применять только некоммерческие организации на УСН, занятые в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ) и благотворительные организации на УСН (подп. 8 п. 1 ст. 427 НК РФ). Ведь для таких организаций период применения пониженных тарифов продлен на 2019—2024 гг.

(Письмо ФНС России от 26.12.2018 № БС-4-11/25633@)