Инфляционные ожидания мало влияют на потребительские настроения

| статьи | печать

В сентябре инфляционные ожидания населения остались на повышенном уровне, на который они вышли в мае после всплеска цен на бензин. Ослабление рубля также начало отражаться на инфляционных ожиданиях. В ближайшие месяцы причиной их роста может стать и предстоящее повышение НДС. Тем не менее, Индекс потребительских настроений остается на прежнем уровне (91 п.).

В сентябре 2018 г. инфляционные ожидания населения на следующие 12 месяцев, по оценке ООО «инФОМ», увеличились на 0,2 п.п. и достигли 10,1%. Ожидания остаются на повышенном уровне с тех пор, как они выросли в мае после всплеска цен на бензин.

Несмотря на то, что цены на бензин не растут с июня, а в июле — августе в месячном выражении они даже снизились, 36% респондентов продолжают называть бензин при ответе на вопрос о том, какие товары подорожали сильнее всего. Бензин перестал быть самым часто упоминаемым товаром, но остается на втором месте.

Чаще всего в ответе на этот вопрос респонденты упоминают мясо и птицу (41% опрошенных россиян). Происходящий рост цен на мясо может стать еще одной причиной роста инфляционных ожиданий населения в ближайшие месяцы.

Ослабление рубля, которое произошло в августе, начало отражаться на инфляционных ожиданиях: в сентябре этот фактор стал чаще называться при ответе на вопрос о причинах инфляции.

Предстоящее повышение НДС пока очень слабо влияет на ожидания граждан. Более выраженная реакция инфляционных ожиданий на повышение НДС весьма вероятна в конце текущего года.

Масштаб и продолжительность повышения инфляционных ожиданий пока сложно оценить.

Ситуация, когда происходит не одно, а несколько событий, повышающих инфляцию, — значительное удорожание бензина в апреле — мае, ослабление рубля в августе — сентябре, а затем повышение НДС — может усилить реакцию инфляционных ожиданий и сделать ее более длительной.

Оценки инфляционных ожиданий Банка России, сделанные на основе данных опроса ООО «инФОМ» и текущего темпа инфляции, в сентябре увеличились вслед за фактической инфляцией до 3,7—3,8% (в августе 3,5—3,6%).

Однако в потребительских настроениях респондентов пока не произошло значительных изменений при том, что большинство граждан (58%) в сентябре отметили, что их материальное положение осталось без изменений.

Слегка сократилось количество россиян, которые сообщили об ухудшении своего материального положения (с 32% в последнем месяце лета до 29% в сентябре). Доля людей, считающих, что их материальное положение улучшилось, осталась на уровне августа (12%).

На этом фоне Индекс потребительских настроений в первом месяце осени повторил значение августа (91 п.). Таким образом, в потребительских настроениях россиян существенных перемен не наблюдается.