1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 600

Товарным агрегаторам придется отвечать за информацию о товаре наравне с продавцами

За недостоверную информацию о товарах будут отвечать не только продавцы, но и товарные агрегаторы. То есть сервисы в интернете, на которых можно посмотреть товары или услуги, а затем их оплатить на сайте этого сервиса. Если потребитель решит отказаться от договора с продавцом или исполнителем, то он сможет потребовать от товарного агрегатора вернуть предоплату. Выполнить это требование придется в течение 10 дней. Причем независимо от того, перечислил владелец агрегатора деньги продавцу или еще нет.

С 2019 г. начнет действовать закон об усилении защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги через интернет, а именно через интернет-агрегаторы (Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»», далее — Закон № 250-ФЗ). Речь идет о таких сервисах как goods.ru (продажа товаров), booking.com (поиск отелей), uber.com (заказ такси) и т. д. При разработке законопроекта Роспотребнадзор отмечал, что с 2012 г. количество жалоб по дистанционной торговле увеличилось в 2,5 раза и превысило 34 000 за пять лет. Основные претензии потребителей касаются нарушений порядка возврата товаров, в том числе ненадлежащего качества, а также нарушений сроков доставки.

Кто такие агрегаторы

В Законе № 250-ФЗ введено понятие «владелец агрегатора». Причем владельцы агрегаторов будут рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию о товаре или услуге.

Цитируем документ

Владелец агрегатора информации о товарах (услугах) — организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Подпункт «б» п. 1 ст. 1 Закона № 250-ФЗ

Таким образом, если на сайте имеется возможность посмотреть товар определенных продавцов, купить его и внести предоплату, то владелец такого сайта подпадает под новые требования Закона № 250-ФЗ. Фактически агрегаторами являются goods.ru (этот маркетплейс принадлежит М-Видео и Эльдорадо), delivery-club (принадлежит Mail.ru Group) и др.

А вот крупнейший маркетплейс «Яндекс-маркет» теперь под требования Закона № 250-ФЗ не подпадает. Весной 2018 г. он закрыл программу «Заказ на Маркете» и убрал с сайта корзину для покупок. То есть оплата поступает от потребителей напрямую продавцу.

Обязанности владельцев агрегаторов

По новым правилам владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей следующую информацию о себе и продавце (исполнителе):

  • фирменное наименование (наименование);

  • место нахождения (адрес);

  • режим работы;

  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

  • фамилию, имя, отчество (если имеется);

  • государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

  • информацию об изменении вышеуказанных сведений.

Доводить эту информацию до потребителей владельцы агрегаторов будут путем размещения на своем сайте или странице сайта. Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своем сайте или странице сайта ссылки на сайт продавца (исполнителя).

При этом продавец (исполнитель) обязан предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте (при его наличии) достоверную информацию о себе. Если появятся изменения в такой информации, продавец (исполнитель) обязан в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщить владельцу агрегатора об этих изменениях и разместить их на своем сайте (при его наличии). Далее владелец агрегатора обязан внести эти изменения в информацию о продавце (исполнителе) в течение одного рабочего дня, если размещение указанной информации осуществляется на сайте владельца агрегатора или его странице сайта.

Ответственность

Если владелец агрегатора не выполнит свою обязанность по доведению информации до потребителей, ему придется отвечать за такое нарушение. Так, для владельцев агрегаторов установили ответственность за убытки, возникшие из-за предоставленной заведомо недостоверной информации о товаре или услуге, продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем. Владелец агрегатора не обязан возмещать потребителю убытки в случае, если он не менял информацию о товаре или услуге, предоставленную продавцом. То есть если сам продавец предоставил владельцу агрегатора недостоверную информацию.

Цитируем документ

Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

Подпункт «б» п. 4 ст. 1 Закона № 250-ФЗ

Потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара или услуги. Владелец агрегатора должен вернуть ее в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии двух условий. Во-первых, если товар или услуга, в отношении которых потребитель внес предварительную оплату на банковский счет владельца агрегатора, не переданы потребителю в срок (услуга не оказана в срок). Во-вторых, если потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.

Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) потребитель должен направить владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг). Это уведомление еще можно направить владельцу агрегатора, который обязан передать его продавцу. Но иное может быть предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора.

Владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги). Речь идет о ситуации, когда он получил от продавца или исполнителя подтверждение принятия потребителем товара (оказания услуги) при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги). В случае несогласия с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) в судебном порядке.

Комментарий эксперта

Глеб Базурин, юрист адвокатского бюро «Линия права»

«ЭЖ-Юрист»: В Законе № 250-ФЗ сказано, что владельцем агрегатора является та компания, на сайте которой можно произвести предоплату. Значит ли это, что если убрать такую возможность, то компания не будет подпадать по действие этого закона? Например, Яндекс-маркет в мае убрал корзину покупок со своего сайта.

Глеб Базурин: По закону агрегатором информации о товарах (услугах) признается программа, сайт или веб-страница, предоставляющие пользователям возможность совершить три действия:

ознакомиться с информацией о товаре (услуге);

заключить договор с продавцом (исполнителем);

произвести предоплату товара (услуги) путем безналичного перевода денежных средств.

Для того, чтобы тот или иной сайт подпадал под определение агрегатора, необходимо наличие всего указанного функционала. Следовательно, ресурсы, на которых отсутствует возможность оплатить товар, не подпадают под определение агрегатора, а на владельцев таких ресурсов не распространяются соответствующие нормы закона.

«ЭЖЮ»: Какая ответственность предусмотрена для агрегаторов в сфере такси?

Г.Б.: Недавно Верховный суд РФ разъяснил ряд актуальных вопросов об ответственности агрегатора перед пассажиром за причиненный вред в процессе перевозки (постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Прежде всего, агрегатор отвечает наряду с перевозчиком, если агрегатор заключил договор перевозки от своего имени. В такой ситуации агрегатор нередко выступает как агент по договору, заключенному между ним и таксопарком. Указанная позиция впервые была обозначена в известном деле «Такси Престиж» (Определение ВС РФ от 09.01.2018 № 5-КГ17-220).

Зачастую агрегатор лишь оказывает таксопарку информационные услуги по поиску заказов, а договор с пассажиром заключает непосредственно таксопарк. Однако если у гражданина, тем не менее, сложилось впечатление, что договор перевозки заключается с агрегатором, последнему не избежать ответственности. Формированию такого впечатления могут способствовать рекламные материалы, сообщения, отправленные пассажиру на мобильный телефон от имени агрегатора, логотипы на автомобиле и т.д.