1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 51

Варианты траектории инновационного процесса: этапы, их взаимосвязь и последовательность

Инновационный процесс очень сложен и многогранен. Какие основные этапы от идеи до серийного выпуска можно выделить? Есть ли естественные «точки перехода» для коммерциализации новшеств (смены собственника)? Каким образом можно использовать современные возможности интернета для коммерциализации инноваций? Какую помощь создателям новшеств могут оказать специалисты из области экономики и управления? Рассмотрим в нашей статье основные этапы инновационного процесса и попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

Чтобы эффективно осуществлять инновации, необходимо ясно представлять этапы инновационного процесса, их последовательность и взаимосвязь, а также возможные «точки» коммерциализации. Выделим основные этапы инновационного процесса1.

Этапы инновационного проекта

Начальный этап 1 инновационного проекта — формирование идеи, которая ляжет в его основу. Рождение идеи — это творческий процесс. Автором идеи является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Юридической защиты авторство не имеет. Адресного финансирования формирование идеи обычно не предполагает. Коммерциализация идеи в отдельных случаях возможна, но обычно необходима дальнейшая проработка идеи.

Этап 2 «Оформление интеллектуальной собственности» состоит в формировании коллектива собственников инновационного проекта, их долевого или иного участия в расходах и доходах по мере движения по траектории инновационного проекта. В случае более одного собственника этап заканчивается подписанием договора, участниками которого могут быть физические и юридические лица. По мере движения по траектории инновационного проекта могут быть подписаны новые договоры по оформлению интеллектуальной собственности.

Здесь важны три потенциальные конфликтные зоны.

Во-первых, если новая идея возникла при выполнении производственного задания, то необходимо урегулировать взаимоотношения между творческим коллективом и организацией. Вполне естественно, что организация претендует на часть интеллектуальной собственности. Однако если эти претензии распространяются на всю интеллектуальную собственность, то творческий коллектив теряет стимул к дальнейшему развитию идеи.

Во-вторых, необходимо оформить состав творческого коллектива и распределение интеллектуальной собственности внутри него.

В-третьих, требуют урегулирования взаимоотношения с не входящими в творческий коллектив сотрудниками, выполняющими вспомогательные функции.

По завершении данного этапа возможна коммерциализация, в частности, выход на интернет-аукцион высоких технологий.

Этап 3 «Защита интеллектуальной собственности» состоит в подготовке и оформлении патентов и иных правовых документов, фиксирующих и защищающих права на интеллектуальную собственность, сопутствующую инновационному проекту в процессе движения по его траектории. Наличие патентов, несомненно, повышает рыночную стоимость инновационного проекта, поскольку демонстрирует положительные результаты экспертизы при выдаче патента. Однако получение патентов и иных правовых документов растянуто во времени.

Этап 4 «НИР по тематике инновационного проекта». Часто (но не всегда) первоначальная идея нуждается в развитии. Иногда нужны фундаментальные исследования, чаще необходимы разработки, относящиеся к прикладной науке. Результаты этого этапа отражаются в виде научных публикаций, отчетов, докладов на научно-технических конференциях, представлений на выставках, в интернете. С точки зрения коммерциализации инновационных проектов, результаты четвертого этапа подтверждают и развивают первоначальную идею. Они дают потенциальным покупателям основания для участия в переговорах (или, при наличии таких возможностей, в интернет-аукционе), демонстрируя поддержку идеям авторов проекта со стороны научной общественности.

Этап 5 «Разработка опытного образца». Правильность исходной идеи требует обоснования, реализации в виде опытного образца. Большое психологическое воздействие на потенциальных покупателей оказывает демонстрация действующего устройства. Поэтому на данном этапе осуществляется переход от «слов» к «железу». Основным итогом, который во многих случаях естественным образом вытекает из четвертого этапа, является так называемая «a-модель» — устройство, посредством которого автор/разработчик подтверждает соответствие заявленным техническим решениям. Речь идет об опытном образце изделия, демонстрирующем возможности будущего серийного изделия. Естественно, он подвергается техническим испытаниям, и информация о достигнутых характеристиках доступна потенциальным покупателям. Достаточно часто пятый этап растянут во времени. Именно на нем возможность коммерциализации инновационного проекта становится очевидной и является заметным фактором его движения по траектории развития.

Первые пять этапов, породившие идею, творческие коллективы обычно выполняют самостоятельно. Но затем начинаются сложности.

Этап 6 «Маркетинговые исследования». Судя по опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах новшеств, составляя календарные планы перехода к промышленному производству. Сроки и стоимость такого перехода коллективы разработчиков, как правило, приводят в своих заявках, адресованных потенциальным покупателям. Однако маркетинговая составляющая заявки обычно проработана плохо, поскольку члены технических творческих коллективов не владеют методами маркетинговых исследований.

Необходимость маркетинговых исследований становится очевидной именно после создания опытного образца (этап 5), когда продемонстрирована возможность достижения научно-технической цели проекта. На предыдущих этапах обсуждение характеристик потенциальных потребителей также ведется, но обычно на уровне кабинетных маркетинговых исследований с использованием экспертных оценок. После пятого этапа наряду с развертыванием кабинетных исследований потребителей и конкурентов переходят к полевым исследованиям.

Шестой этап может быть проведен уже после смены собственника. Обычно реализация инновационного проекта переходит от творческого коллектива к малому венчурному предприятию.

Этап 7 «Оценка эффективности». Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки (заявки на коммерциализацию) инновационного проекта, то следующим этапом является оценка эффективности при внедрении проекта. Желательна подготовка подробного или сокращенного бизнес-плана, включающего организационный, производственный или финансовый планы и др. Должны быть оценены различные характеристики экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов. В бизнес-план включают результаты маркетинговых исследований, оценку и методы управления рисками при реализации проекта. Подготовкой бизнес-планов должны заниматься специалисты в области организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности. Наличие квалифицированно подготовленного бизнес-плана значительно увеличивает шансы на дальнейшую успешную коммерциализацию проекта.

Этап 8 «Экспертиза». На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта — формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта — используются разнообразные процедуры экспертного оценивания. Особенно необходима независимая экспертиза заявки на коммерциализацию и бизнес-плана инновационного проекта (например, перед проведением интернет-аукциона) с целью повторной смены собственника и передачи инновационного проекта для дальнейшей реализации крупному предприятию (организации), способному организовать массовый выпуск.

Этап 9 «Интернет-аукцион» высоких технологий. Этот этап предлагается ввести, так как современные цифровые технологии во многом могут облегчить и ускорить инновационный процесс. «Электронные» экономические связи субъектов инновационной деятельности играют сейчас ведущую роль, необходимо развивать информационную и цифровую культуру. Здесь могут использоваться и другие возможности для поиска заказчиков и инвесторов.

Для участия в интернет-аукционе заказчикам и инвесторам целесообразно представить бизнес-план. В результате проведения интернет-аукциона может быть принято решение о реализации или о передаче прав на использование результатов, полученных в ходе выполнения инновационного проекта. Интернет-аукцион может быть проведен практически на любой стадии жизненного цикла — от оформления прав на интеллектуальную собственность до внедрения результатов, однако наиболее естественное его место — при переходе от малого предприятия к крупному.

Этап 10 «Подготовка к внедрению — ОКР и „b-модель“ (технологическая подготовка производства)». Необходимый этап жизненного цикла инновационного проекта (который приобретает все больше черт инвестиционного проекта) — опытно-конструкторские работы, позволяющие перейти от опытного образца к серийному производству. Этап завершается подготовкой так называемая «b-модели» — устройства и/или набора технологической документации, посредством которого автор/разработчик подтверждает технологическую воспроизводимость научно-технической идеи. Речь идет о прототипе будущего серийного изделия вместе с технологической документацией. Технологическую подготовку выпуска изделия целесообразно увязывать с возможностями завода-изготовителя, а потому проводить силами заказчика после получения всей необходимой документации от коллектива разработчиков первоначальной идеи. При этом должна быть обеспечена возможность консультаций со стороны разработчиков. Возможны и иные варианты. Например, если коллектив разработчиков действует в составе научно-производственного объединения (НПО), то этап 10 может быть проведен силами «материнского» НПО.

Этап 11 «Внедрение и выход на рынок». Реализация проекта, например, начало серийного выпуска и продажи изделия, знаменует собой завершение инновационной составляющей проекта и переход к производству продукции.

Этап 12 «Контроль после внедрения». Однако коллектив разработчиков, как правило, должен продолжать осуществлять контроль и авторский надзор за выпуском изделия, адекватно реагируя на предложения изготовителей и рекламации потребителей. Возможность и необходимость авторского надзора должны быть закреплены в договорах, заключенных по итогам интернет-аукциона.

Этап 13 «Оценка эффективности реализации проекта». На этом этапе должны быть оценены краткосрочные и долгосрочные последствия реализации проекта — социальные, технологические, экологические, экономические, политические, то есть обеспечена «обратная связь». В частности, для инвесторов представляют интерес (дисконтированный) срок окупаемости и другие показатели эффективности проекта.

Многообразие траекторий инновационного процесса

Проанализируем различные варианты типовых траекторий инновационного процесса в области высоких технологий. Базовый вариант имеет вид:

1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12—13.

Здесь приведены порядковые номера описанных выше этапов.

Однако этапы 6 и 7, как правило, используют процедуры на основе экспертных оценок, поэтому для адекватного отражения роли экспертиз представим подкорректированный базовый вариант:

1—2—3—4—5—6 (8)—7 (8)—8—9—10 —11—12—13.

Выход на коммерциализацию, в частности, на интернет-аукцион, то есть на связку этапов 8—9 возможен не только после этапа 7. Так, вариант траектории:

1—2—3—8—9—4—5—6 (8)—7 (8)—10—11—12—13

соответствует продаже патента, после чего покупатель проводит НИР для детального изучения явления и проходит через все остальные этапы траектории инновационного проекта.

Однако покупатель патента может довести проект до стадии коммерческой привлекательности и продать его (например, через интернет-аукцион):

1—2—3—8—9—4—5—6 (8)—7 (8)—8—9—10 —11—12—13.

После выхода на рынок может произойти еще одна смена собственника:

1—2—3—8—9—4—5—6 (8)—7 (8)—8—9—10—11—8—9—12—13,

например, выведшее продукцию на рынок малое предприятие продает технологически отраженное и проверенное на покупателях производство крупной фирме, которая разворачивает массовый выпуск нового товара.

Итак, представленная последней траектория предусматривает троекратную смену собственника инновационного проекта.

Вполне рациональной выглядит схема, когда для технологической отработки товара создается малое предприятие, которое покупает идею, доводит ее до промышленного выпуска, а потом продает производство крупной фирме:

1—2—3—8—9—4—5—6 (8)—7 (8)—10 —11—8—9—12—13.

Более часто встречающейся является ситуация, когда первоначальный владелец передает проект малому предприятию после этапа 5 (разработки опытного образца):

1—2—3—4—5—8—9—6 (8)—7 (8)—10—11—8—9—12—13.

Именно такой вариант (с упором на роль малого предприятия) часто рекомендуется использовать рядом российских структур.

Отметим, что этап 8 (экспертиза) в скрытой или развернутой форме присутствует и на ранних этапах траектории. Так, базовый вариант при подробном анализе естественно представить в виде:

1—(8)—2—(8)—3—(8)—4—(8)—5—(8)—6 (8)—(8)—7 (8)—(8)—8—9—(8)—10—(8)—11—12 (8)—13 (8).

Каждый этап, обозначенный (8), состоит в принятии на основе экспертных оценок решения о продолжении или прекращении проекта. Прекращение проекта приводит к потере средств, вложенных в проект. Другими словами, речь идет о рисках, связанных с выполнением инновационных проектов.

Рассмотрим начальные этапы траектории проекта 1—5. Обычно они связаны с деятельностью коллектива разработчиков исходной идеи. Выше в качестве базовой рассматривалась схема

1—2—3—4—5—...

Однако не менее распространенными являются схемы начального участка

1—4—5—2—3—...       

(сначала сделан опытный образец, а потом по итогам его создания решаются проблемы формирования и защиты интеллектуальной собственности),

1—2—4—5—3—...       

(авторство идеи не вызывает споров, а закрепление интеллектуальной собственности происходит после демонстрации работоспособности идеи),

1—2—4—3—5—...       

1—4—2—5—3—...      

1—4—2—3—5—...      

(промежуточные варианты, показывающие, что две подтраектории, состоящие из этапов 2—3 и 4—5 соответственно, могут быть пройдены в произвольном порядке).

Преобразуя начальные участки первых восьми из указанных выше траекторий с помощью пяти только что выписанных вариантов начального участка, получаем на основе каждой из них еще 5 траекторий, то есть всего имеем уже 82 5 = 40 траекторий.

Однако и это не все. При движении по 25 траекториям из 40 этапы 6 и 7 выполняются последовательно один за другим. Однако ясно, что бизнес-план целесообразно разрабатывать на основе данных о том конкретном предприятии, на котором будет осуществляться проект. Следовательно, может оказаться целесообразным проводить интернет-аукцион не между этапами 7 и 10, а между этапами 6 и 7 в соответствии с траекториями

1—2—3—4—5—6—8—9—7—10—11—12—13,

1—4—5—2—3—6—8—9—7—10—11—12—13

и др.

Перечень возможных траекторий на этом далеко не закончен. Можно представить себе проведение маркетинговых исследований в самом начале согласно траектории

1—2—3—6—4—5—8—9—7—10—11—12—13

или же оформление и защиту интеллектуальной собственности непосредственно перед выходом на интернет-аукцион:

1—6—4—5—2—3—8—9—7—10—11—12—13.

Из сказанного следует, что на процедуры коммерциализации (на интернет-аукционы) могут быть выставлены инновационные проекты на различных этапах их жизненного цикла, с самыми разными наборами выполненных этапов. Следовательно, набор документации, представляемой на процедуру коммерциализации, должен быть гибким, чтобы учесть особенности конкретных инновационных проектов. Целесообразно обеспечить возможность контактов разработчиков и потенциальных покупателей.

Предложение по организационно-экономической поддержке инновационных исследований

Для успешности инновационной деятельности, кроме научно-технических коллективов, заказчиков, реализующих проекты, и инвесторов, обеспечивающих финансирование, необходима структура, занимающаяся организационно-экономическим обеспечением — маркетинговыми исследованиями, подготовкой бизнес-планов, проведением экспертиз, использованием информационных технологий.

Для этих целей можно создать на наукоемких и нацеленных на инновации предприятиях (также в научно-исследовательских организациях, в вузах) Инновационный центр (ИЦ) — аналитический консультационный центр, предназначенный для организационно-экономической поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий и для подготовки к трансферу технологий и коммерциализации новшеств (например, с помощью проведения интернет-аукциона высоких технологий). Задачами ИЦ могут быть: всесторонняя маркетинговая поддержка конкретных инновационных исследований в наукоемких областях, организационно-экономические экспертизы инновационных проектов и разработка их бизнес-планов (с привлечением специалистов). Инновационный центр немыслим без постоянного прогнозирования научно-технического прогресса в области наукоемких (высоких) технологий, а также спроса на продукцию высокотехнологичных отраслей промышленности. Задачами такого центра должны стать также:

  • оценка экономической эффективности инновационных проектов;

  • оценка рисков инновационных проектов.

Эти компоненты необходимы для поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. Процедуры экспертного оценивания нужно применять не только на заключительном этапе, но и на всех остальных этапах анализа инвестиционного проекта.

В модели разработки и трансфера технологий присутствуют четыре основных стадии: поиск (создание) технологии; разработка; проверка (экспертиза) и внедрение. У этой модели есть четыре основных роли. Распространитель (заказчик) — знакомит потенциальных разработчиков и пользователей с соответствующими технологиями, консультирует их и т.д. Его основная работа — на стадиях поиска и внедрения технологий. Спонсор (инвестор) — осуществляет организационную и финансовую поддержку деятельности (включая работу распространителей, разработчиков, а также тех, кто занимается внедрением). Его основная работа — на стадиях разработки, проверки (экспертизы) и внедрения. Разработчик — осуществляет разработку идеи, лабораторные исследования, создание опытных образцов и проведение полевых и иных испытаний результатов НИОКР. Его основная работа — на стадиях разработки и проверки. Реализатор технологии (специалист по внедрению) — решает вопросы продаж, подготовки потребителей, преодоления различного рода трудностей. Его основная работа — на стадиях экспертизы (проверки) и внедрения. Для достижения успеха трансфера технологий необходимо выбрать наиболее адекватные методы и приемы для каждой из стадий процесса.

В целом предлагаемая концепция организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности полезна для тех отраслей народного хозяйства, в которых используются те или иные механизмы коммерциализации результатов инновационной деятельности. В то же время ее применение, например, при разработке инновационно-инвестиционных проектов создания ракетно-космической техники нецелесообразно.

1 Концепция впервые описана в работе: Орлов А.И. Инновационная деятельность: организационно-экономическое обеспечение и интернет-аукционы. — Проблемы информационной экономики. Выпуск VII. Стратегия инновационного развития российской экономики: Сб. научных трудов / Под ред. Р.М. Нижегородцева. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. — С. 325—345.

2 В статье использованы материалы исследовательской работы автора, подробнее см. Орлов А.И. 13 этапов инновационного процесса // Инновации в менеджменте. 2017. №4 (14). С. 46—54.