1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 82

Внутренний аудит: основные инструменты и компетенции на базе технологий

В условиях инновационного развития от служб внутреннего аудита ожидается соответствие потребностям компаний. Что делают эти службы в области своего технологического и кадрового развития для реализации инновационных стратегий компаний? В поисках ответа на этот вопрос компания PwC провела исследование современного ­состояния профессии внутреннего аудитора1.

Специалисты выявили восемь новых ключевых технологий, которые ведут к глобальным изменениям:

  • «интернет вещей»;

  • дополненная реальность;

  • виртуальная реальность;

  • роботы;

  • беспилотные устройства (дроны);

  • трехмерная печать;

  • искусственный интеллект;

  • технология блокчейн.

На базе этих технологий появляются новые разработки. Для компаний открываются возможности повышения производительности, увеличения объемов рынка, создания новых продуктов, услуг и рынков. Некоторые технологии, например, машинное обучение и искусственный интеллект, уже дополняют или заменяют ряд функций принятия решений, а не просто сокращают затраты человеческого труда. Однако с новыми возможностями связаны и новые риски, и ими необходимо управлять. По мнению экспертов, служба внутреннего аудита вскоре перестанет проводить аудиторские проверки, как раньше, а используемые сегодня инструменты и навыки устареют.

Более половины руководителей служб внутреннего аудита уже обеспокоены тем, что недостаточное использование технологий приведет к снижению ценности функции внутреннего аудита для компаний, поэтому этим службам в своей работе необходимо широко использовать инновационные инструменты, навыки и методы.

Некоторые инструменты (от информационных панелей до самостоятельного извлечения данных и углубленной аналитики) еще недавно можно было считать революционными, но сегодня они входят в число основополагающих инструментов. Тем не менее во многих службах внутреннего аудита уровень внедрения технологий на данный момент не превышает 50%.

Классификация служб внутреннего аудита

Немногие службы внутреннего аудита учитывают в своей работе новые технологии: консультируют по рискам и средствам контроля при роботизации бизнес-процессов (РБП), применению искусственного интеллекта (ИИ) в их компаниях, а также по вопросам контроля использования беспилотных устройств (дронов). Они используют инструменты совместной работы для повышения согласованности действий и эффективности, извлечения данных и РБП для обеспечения своевременности и большего охвата в ходе проверок, а также инструменты анализа данных, решения на базе ИИ и методы машинного обучения для подготовки ценной аналитической информации.

Исходя из объема и уровня использования в работе новых технологий, эксперты разбили службы внутреннего аудита на группы2:

  • новаторы (14%) — встречаются везде, независимо от сектора экономики, размера компании или региона. Это указывает на то, что стереотипные препятствия для внедрения технологий (бюджет и размер службы) можно преодолеть;

  • последователи (46%) — обращают внимание на новаторов и следуют за ними в части применения технологий, но более медленными темпами;

  • наблюдатели (37%) — представители данной группы используют технологии на базовом уровне или не используют их вообще. Их может сдерживать отсутствие технологий, низкое качество данных в компании или нехватка ресурсов для инвестирования, или организация может быть просто не готова с точки зрения принятой в ней культуры.

Почему выгодно быть новаторами?

Новаторы воспринимаются как более ценные и полезные для организации. Их подходы к работе позволяют расширять периметр рисков, которые они покрывают, без соразмерного увеличения ресурсов. Кроме того, службы из группы новаторов воспринимаются как более инновационные, координирующие работу с другими и соответствующие ожиданиям заинтересованных сторон. Такие характеристики делают эту службу востребованной для компании.

Что же отличает новаторов от остальных групп?

Службы-новаторы одновременно развивают технологии и компетенции. Технологии полностью меняют кадровую модель, но и для внедрения технологий нужны новые навыки. В некоторых случаях технологии могут заменить аудиторов при выполнении рутинных задач, что позволяет службе внутреннего аудита сосредоточиться на областях с более высоким уровнем риска и требующих экспертного суждения.

Новаторы хорошо разбираются в технологиях и опережают остальные службы с точки зрения компетенций: 72% из них демонстрируют превосходные результаты в плане привлечения, обучения и подбора необходимых специалистов. Для сравнения: среди последователей и наблюдателей этот показатель составляет 46 и 29% соответственно. Наличие подходящих компетенций и навыков считается одним из главных факторов, позволяющих службе лучше использовать технологии.

Новаторы хорошо владеют основными технологиями внутреннего аудита во всех категориях (см. рисунок).


В отличие от остальных служб они пользуются более продвинутыми инструментами, при этом развитие кадрового потенциала и технологий закладывалось ими в стратегические планы развития. 85% новаторов уделяют большое внимание технологиям в своих стратегических планах (среди последователей и наблюдателей эта цифра составляет 61 и 38% соответственно).

Стратегии новаторов выстроены в логической последовательности: определяются цели внутреннего аудита, в соответствии с ними принимаются решения об инструментах и кадровых изменениях, необходимых в связи с использованием технологий. Новаторы обеспечивают соответствие своих планов по развитию технологий с общекорпоративными планами. Благодаря продуманным стратегиям такие службы приносят больше пользы.

По мере развития инструментов совместной работы и снижения их стоимости польза от них для процесса аудита будет только возрастать:

  • сетевые папки и внутрикорпоративные сети упрощают взаимодействие с заинтересованными сторонами;

  • видеоконференции способствуют повышению эффективности, сокращению командировочных расходов и укреплению взаимоотношений;

  • демонстрации удаленного рабочего стола и совместной работы обеспечивают сотрудничество специалистов, находящихся в разных местах, и взаимодействие аудиторов с проверяемыми подразделениями;

  • инструменты, отслеживающие статус решения открытых вопросов по аудиту, показывают готовность службы сотрудничать с подразделениями.

Поэтому службы внутреннего аудита, использующие данные инструменты для совместной работы на продвинутом уровне, выделяются среди остальных по критерию управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами и демонстрируют хорошие показатели оптимизации затрат (90% новаторов).

Как показало исследование, более 80% новаторов самодостаточны в плане извлечения данных, поэтому служба внут­реннего аудита повысит свою эффективность, если будет:

  • сама извлекать данные из операционных и финансовых систем;

  • использовать системы корпоративного управления, управления рисками и обеспечения нормативно-правового соответствия (GRC-системы3);

  • использовать программы распознавания символов и инструменты для обработки неструктурированных или частично структурированных данных;

  • использовать средства обеспечения безопасности.

Дальнейшим шагом может стать участие внутренних аудиторов в корпоративных тренингах по работе с ERP-системой, что может способствовать улучшению анализа, выявлению скрытых закономерностей и повышению эффективности процесса аудита.

Кроме того, объем работ в рамках периодически повторяющегося тестирования (например, при сверке счетов, запасов и контрактов) можно сократить с помощью инструментов оптического распознавания символов и интеллектуальных ботов для заполнения таблиц тестирования. Исследование показало, что службы внутреннего аудита, хорошо владеющие инструментами извлечения данных, более высоко оцениваются своими организациями по критерию имеющихся компетенций.

Многим службам внутреннего аудита придется использовать анализ данных по-новому, что в корне изменит характер аудиторских проверок.

Необходимо отметить, что даже новаторы, активно применяющие анализ данных, не интегрировали его во все свои ключевые процессы (см. таблицу).

Новаторы лучше владеют инструментами анализа данных

Инструменты анализа данных

Доля служб внутреннего аудита, использующих инструменты анализа данных на постоянной основе, %

Новаторы

Последователи

Наблюдатели

Стандартные процедуры тестирования в рамках аудита

61

29

15

Передовые методы тестирования

47

18

9

Выявление рисков для определения объемов проверки и планирования

27

13

8

Визуализация аналитики

29

9

6

Специальные программы или аналитика

28

10

4

Для многих препятствием в этом являются кадровые вопросы: потребность в специалистах в области технологий и инвестиции в соответствующие компетенции.

Новаторы извлекают прямую выгоду из анализа данных. Их высоко ценят за качество проработки критичных рисков компании и за проверки, связанные с новыми рисками. Видя положительные результаты, получаемые от анализа данных, новаторы быстро переходят к прогнозной аналитике: 23% служб в настоящее время экспериментируют с прогнозными индикаторами риска.

Не многие службы внутреннего аудита (всего 12% новаторов) получают высокую оценку по критерию использования новых технологий на продвинутом уровне. Однако роботизация процессов набирает популярность в области внутреннего аудита, обеспечения нормативно-правового соответствия, в сфере применения ERM-систем и, по ожиданиям экспертов, скоро войдет в число основных инструментов для внутреннего аудита. В перспективе эта служба перейдет к более широкому применению ИИ.

Благодаря автоматизации рутинных задач освободившихся сотрудников можно перенаправить на выполнение более сложных заданий. Аудиторы будут располагать востребованными навыками, их вклад будет высоко цениться, а служба станет интересным местом работы, так как ее сотрудники будут в курсе развития новых технологий.

Внутренним аудиторам потребуется комплексный набор навыков и знаний в области технологий

Почти 80% руководителей служб внутреннего аудита отметили, что этим службам больше всего необходимо расширять или совершенствовать знания и навыки в области современных технологий для удовлетворения своих потребностей в будущем. Необходимы специалисты по управлению рисками, готовые изучать новые технологии, обладающие широтой мышления и способностями для постоянной переквалификации и внедрения новых технологий с учетом меняющихся рисков предприятия.

Способность новаторов параллельно решать кадровые и технологические вопросы выделяет их на фоне остальных групп. Новаторы чаще инвестируют в обучение специалистов инструментам и рискам, связанным с технологиями (73% новаторов против 48% последователей и 28% наблюдателей). В штат служб внутреннего аудита из группы «Новаторы» входит больше специалистов, владеющих технологиями на продвинутом уровне. Такие службы чаще заявляют о наличии необходимого набора технических, операционных и финансовых навыков, чем остальные респонденты.

Эволюция или революция? Качественный скачок везде, где это возможно

Внутренним аудиторам необходимо разработать стратегии инвестирования в технологии и кадровые ресурсы и сформировать дорожную карту перехода от эволюции к революционному развитию, то есть подойти к решению проблем иным образом.

Например, служба стремится повысить свою эффективность за счет наращивания компетенций в сфере извлечения данных. Эволюционный подход предусматривал бы инвестирование в обучение сотрудников по использованию корпоративных ERP-систем, чтобы внутренние аудиторы могли быстрее и эффективнее извлекать данные. Революционным решением стало бы создание бота. А если бы бот извлекал данные и вносил их в рабочие документы по аудиту, чтобы можно было сразу приступать к тестированию?

Самую лучшую стратегию невозможно реализовать без квалифицированных кадров, это один из ключевых факторов на пути к революционным, а не эволюционным преобразованиям. Необходимо по-другому взглянуть на подбор сотрудников из числа кандидатов как внутри организации, так и за ее пределами. Новаторы преодолевают кадровые и бюджетные ограничения благодаря сотрудничеству с отделами, отвечающими за соблюдение нормативно-правовых требований и управление рис­ками предприятия, а также бизнес-подразделениями, путем объединения ресурсов и инвестиций в технологии. 82% новаторов сотрудничают с другими линиями защиты для скоординированного применения ИТ-инструментов. Для сравнения: среди последователей и наблюдателей этот показатель составляет 61 и 45% соответственно.

Еще одна новая модель, позволяющая совершить качественный скачок, — центры передового опыта, благодаря которым служба внутреннего аудита может получить доступ к технологиям и профильным специалистам. Центр может специализироваться на внут­реннем аудите или обслуживать различные подразделения. Центр передового опыта может выполнять, например, задачи: извлечение и анализ данных, отображение их в информационных панелях, формирование отчетов (объединяющих данные из разных систем), составление отчетов об отклонениях. В этом центре могут работать как внутренние, так и внешние сотрудники, временно привлекаемые для решения задач. Внешние специалисты могут помочь продвинуться в анализе данных, внедрив технологию и обучив внутренних сотрудников центра, что позволит организации в дальнейшем самостоятельно выполнять анализ данных.

Если служба внутреннего аудита не разработала программу подбора или развития персонала, помочь ей быстро продвинуться вперед может аутсорсинг (косорсинг) внутреннего аудита, именно этот подход службы внутреннего аудита планируют применять в первую очередь при подборе специалистов в сфере технологий в будущем. В целом 63% респондентов заявили, что будут обращаться к косорсингу для обеспечения необходимыми технологиями и специалистами. Но организация продуманного косорсинга, обеспечивающего революционный эффект, — это обязанность руководителей.

Необходимо обучение аудиторов новым навыкам. Прежде всего, необходимо выполнить оценку цифровых навыков. После этого можно внедрять программы обучения, ротации кадров, коллективные соревнования и другие образовательные возможности. Например, в одной организации сотрудников отправляют на аккредитованные курсы по кибербезопасности. Революционный подход к развитию кадрового потенциала — залог качественного скачка в будущем, ориентированном на технологии.

Двигаясь со скоростью инноваций

Службы внутреннего аудита должны не только понимать, как инновации повлияют на структуру рисков их организации, но и быть готовыми к последствиям, это укрепит роль этой службы в организации как доверенного советника.

В целом темпы внедрения технологий указывают на сокращение промежутка времени между периодами, когда инструмент считается революционным и когда он становится основополагающим, при этом скорость внедрения новых инструментов растет. Ускорение темпов внедрения означает следующее:

  • барьеры для применения инструментов (например, стоимость технологий и наличие опытных специалистов) снижаются, что упрощает их внедрение;

  • в будущем службе внутреннего аудита придется осваивать новые инструменты быстрее, чтобы не отставать от технологий, используемых в организации.

Что предпринять?

Оцените службу внутреннего аудита своей компании с точки зрения ее технологической зрелости.

Использует ли организация или планирует использовать новые технологии, как, например, блокчейн, ИИ или роботизацию?

Имеет ли служба доступ к специалистам, обладающим необходимыми навыками и знаниями для консультирования по вопросам управления рисками и контроля, связанным с новыми технологиями?

Использует ли служба инструменты для совместной работы, извлечения, анализа и визуализации данных?

Предусматривает ли стратегия службы план действий для развития навыков работы с технологиями и внедрения соответствующих инструментов?

Необходимо инвестировать в новые технологии и объединять их с наращиванием кадрового потенциала в рамках единой стратегии, делиться с другими подразделениями или перенимать у них технологии и трудовые ресурсы, пересматривать подход к работе (вместо постепенных улучшений деятельности). Сегодняшние проблемы могут потерять свою актуальность завтра. Изучайте цели организации в области инновационного развития, чтобы служба внутреннего аудита не отставала от общего развития организации.

К сведению

Косорсинг (cosoursing, англ.) — это организация рабочего процесса путем разделения полномочий между подразделениями предприятия и внешней организацией. Косорсинг иногда называют частичным аутсорсингом.

Бот (иногда называется чат-бот) — компьютерная программа, использующаяся для ввода и вывода сообщений, позволяет поддерживать беседу в сервисах электронного обмена сообщениями, отвечать на определенные вопросы пользователей.

1 В исследовании приняли участие более 2500 членов советов директоров, представителей высшего руководства и специалистов в области аудита из 92 стран мира.

2 Результаты исследования не всегда в сумме составляют 100% в связи с тем, что некоторые респонденты могли не дать ответа.

3 Системы GRC (Governance, Risk and Compliance).