Онлайн-кассы: вторая волна перехода

| статьи | печать

До 1 июля 2018 г. действовал переходный период, позволявший некоторым категориям налогоплательщиков продолжать работу без применения ККТ, передающей информацию в налоговые органы через интернет. При этом если первоначально законодатель предполагал, что с этой даты на онлайн-ККТ должны перейти все организации и ИП, то затем правила были смягчены. Так кто же попадает под вторую волну перехода на онлайн-кассы? И какие нюансы им нужно учитывать с учетом опыта тех, кто уже давно применяет новый тип ККТ?

Кому переходить

Первоначальная редакция Федерального закона от 29.06.2016 № 290-ФЗ, которая и ввела в законодательство понятие онлайн-касс, предусматривала, что переходный период полностью закончится уже в июле 2018 г. С этого момента все организации и индивидуальные предприниматели (кроме прямо названных в законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», далее — Закон № 54-ФЗ) должны были перейти на использование при расчетах онлайн-кассы.

Но, видимо, внедрение новых касс оказалось более сложным делом, чем предполагалось изначально. И в конце прошлого года появился Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, который продлил переходный период еще на год — до 1 июля 2019 г. Но подобная отсрочка была дана не всем. Для некоторых категорий налогоплательщиков «дедлайн» по-прежнему приходится на 1 июля текущего года.

Итак, по новым правилам под «вторую волну» перехода на онлайн-кассы попадают следующие категории организаций и индивидуальных предпринимателей.

Во-первых, это организации, оказывающие услуги общественного питания, в том числе и применяющие ЕНВД по виду деятельности «оказание услуг общественного питания».

Во-вторых, организации, применяющие ЕНВД по виду деятельности «розничная торговля» (в том числе с использованием торговых автоматов).

В-третьих, предприниматели, применяющие ЕНВД по указанным выше двум видам деятельности (услуги общепита и розничная торговля), либо ПСН по розничной торговле, при условии, что у них есть наемные сотрудники. Также право на работу без касс с 1 июля текущего года утратили и имеющие работников предприниматели на прочих режимах налогообложения, если их деятельность связана с оказанием услуг общепита. Причем во всех случаях для бизнесменов речь идет именно о сотрудниках, с которыми заключен трудовой договор. Работники, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, для указанных целей не учитываются.

В-четвертых, подключиться к онлайн-кассам с июля этого года должны организации и имеющие работников индивидуальные предприниматели (вне зависимости от применяемого режима налогообложения), осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов.

Наконец, под «вторую волну» попали и интернет-магазины. Напомним, что при реализации товаров через интернет за наличные деньги (в том числе, если оплата проводится с банковской карты) онлайн-кассы должны применяться уже в течение года. А вот если оплата производится не деньгами, а другими электронными средствами платежа (различные киберденьги), онлайн-кассы до июля 2018 г. не требовались. Но дальнейшей отсрочки в этой части интернет-магазины не получили. Так что теперь любая торговля через интернет должна сопровождаться применением онлайн-ККТ.

Все остальные «льготники», которым было предоставлено право работать без онлайн-касс, под «вторую волну» не подпадают. Это значит, что продолжить работу в прежнем режиме до 1 июля 2019 г. имеют право:

— организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие услуги непосредственно населению (кроме услуг общепита);

— организации и индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками ЕНВД, по всем прочим видам деятельности, кроме общепита и розничной торговли;

— индивидуальные предприниматели — плательщики ПСН по видам деятельности, не связанным с розничной торговлей.

Отдельно нужно остановиться на индивидуальных предпринимателях, работающих без наемных сотрудников и занятых в сфере общепита, торгующих через автоматы, а также плательщиках ЕНВД или ПСН по розничной торговле. Для них переходный период продлен до 1 июля 2019 г. условно. Это значит, что если наемных работников у таких бизнесменов в ближайший год не появится, то они сохраняют право на работу без кассы до июля 2019 г. Если же работники будут приняты ранее июля следующего года, то перейти на онлайн-кассу нужно будет в течение 30 дней с момента заключения первого трудового договора.

Получается, что предпринимателям выгоднее заключать с гражданами не трудовой, а гражданско-правовой договор. В этом случае, как мы уже сказали, обязанности переходить на онлайн-кассы нет. Но здесь нужно учитывать тот факт, что трудовые инспекции проявляют повышенный интерес к подобным сделкам и зачастую признают такие отношения трудовыми со всеми вытекающими последствиями. Напомним, что штраф за «маскировку» трудового договора под договор гражданско-правового характера для индивидуальных предпринимателей составляет от 5000 руб. до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Расходы на покупку новой кассы

Переход на онлайн-кассы влечет соответствующие затраты. В этой связи актуальным становится вопрос их учета при налогообложении. Понятно, что перед налогоплательщиками на общем режиме проблема учета данных расходов не встает. Ведь глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ позволяет учесть любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). А поскольку предприниматели на общей системе налогообложения применяют профессиональный вычет по расходам, которые можно учесть по правилам главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 221 НК РФ), то затраты на онлайн-кассы также легко можно включить в состав профессионального вычета при расчете НДФЛ.

Примерно так же обстоит дело у плательщиков налога по УСН. Тем, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, волноваться не приходится. Расходы на приобретение ККТ в зависимости от стоимости кассового аппарата включаются либо в материальные расходы, либо в расходы на приобретение основных средств. А затраты на обслуживание «проходят» по отдельному подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Налогоплательщики же, работающие на объекте в виде доходов, возможности уменьшить налог по УСН на стоимость кассы не имеют.

Предприниматели на ЕНВД и ПСН с 1 января 2018 г. вправе уменьшить сумму соответствующего налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, включенной в реестр, для использования при осуществлении расчетов в ходе предпринимательской деятельности, облагаемой соответствующим налогом. Уменьшить налог можно не более чем на 18 000 руб. в расчете на каждый экземпляр купленной ККТ. В эту сумму включается стоимость самого аппарата, фискального накопителя, программного обеспечения, а также сопутствующих работ и услуг (установка, настройка и т.п.). Основания — п. 2.2 ст. 346.32, п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ.

Обязательным условием для уменьшения ЕНВД на «кассовые» расходы для ИП, подпадающих под «вторую волну» (то есть занятых в сфере розничной торговли и общепита и имеющих наемных работников) является регистрация указанной контрольно-кассовой техники в налоговых органах в период с 1 февраля 2017 г. до 1 июля 2018 г. Уменьшение суммы налога производится при его исчислении за налоговые периоды 2018 и 2019 г., но не ранее налогового периода, в котором соответствующая контрольно-кассовая техника зарегистрирована в налоговом органе (п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ).

Налогоплательщики ПСН, использующие ККТ в нескольких видах деятельности, на которые приобретены патенты, могут уменьшить на соответствующие затраты стоимость любого патента по своему выбору. А если стоимость патента меньше расходов на приобретение ККТ (в пределах 18 000 руб.), то на оставшуюся сумму уменьшению подлежит и стоимость другого (других) патента (п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ).

При этом расходы по приобретению контрольно-кассовой техники не учитываются при исчислении налога по ЕНВД или ПСН, если они уже были учтены этим налогоплательщиком при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения (п. 2.2 ст. 346.32, п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ).

Механизм уменьшения ЕНВД

Плательщики ЕНВД уменьшают сумму налога на страховые взносы (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Причем для предпринимателей, имеющих наемных работников (а именно они, как мы помним, попадают под «вторую волну» перехода на онлан-кассы) установлено ограничение в 50% от суммы налога. Как совмещаются эти два правила, и как отразить уменьшение в декларации?

По правилам п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ предприниматели уменьшают на расходы, связанные с покупкой ККТ, сумму единого налога, исчисленную с учетом положений п. 2.1 данной статьи. В свою очередь, согласно п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога уменьшается на указанные в п. 2 данной статьи страховые платежи (взносы) и пособия в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом бизнесмены, имеющие наемных работников, вправе уменьшить сумму единого налога на сумму указанных расходов не более чем на 50%.

Таким образом, предприниматели на ЕНВД сначала определяют сумму налога, затем уменьшают ее на страховые взносы и пособия в установленных п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ пределах и лишь потом оставшуюся сумму налога могут уменьшить на расходы, связанные с приобретением ККТ в порядке, предусмотренном п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ. Соответственно, в этом случае налог может быть уменьшен более чем на 50% от исходной величины. Ограничение уменьшения оставшейся суммы ЕНВД на расходы на приобретение ККТ Налоговым кодексом не установлено. Об этом специалисты Минфина России сообщили в письме от 20.04.2018 № 03-11-11/26722.

Документами, подтверждающими право на уменьшение суммы ЕНВД на расходы, связанные с приобретением ККТ, на наш взгляд, могут служить:

— договор на приобретение ККТ, фискального накопителя, программного обеспечения, а также на оказание сопутствующих услуг (при наличии);

— платежные документы по указанным выше договорам;

— паспорт ККТ;

— документ о регистрации ККТ в налоговой инспекции.

В действующей сейчас форме декларации по ЕНВД (утверждена приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@) специального поля для отражения «кассового» вычета пока нет. В этой связи специалисты ФНС России в письме от 20.02.2018 № СД-4-3/3375@ сообщили, что до внесения изменений в форму декларации и порядок ее заполнения налогоплательщикам рекомендуется после уменьшения суммы исчисленного за налоговый период единого налога на сумму страховых взносов в общей сумме ЕНВД, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период по коду строки 040 раздела 3, учитывать общую сумму расходов по приобретению ККТ, но не более 18 000 руб. на каждый экземпляр ККТ. При этом общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по коду строки 040 раздела 3 не может иметь отрицательное значение.

Кроме того, налоговики порекомендовали одновременно с представлением декларации по ЕНВД направлять в налоговый орган пояснительную записку с обязательным указанием в ней следующих реквизитов по каждому экземпляру ККТ, в отношении которого применяется вычет:

— наименование модели ККТ;

— заводской номер модели ККТ;

— регистрационный номер ККТ, присвоенный налоговым органом;

— дата регистрации ККТ в налоговом органе;

— сумма расходов по приобретению экземпляра ККТ, уменьшающая ЕНВД (сумма расходов на один экземпляр ККТ не может превышать 18 000 рублей);

— общая сумма расходов по приобретению ККТ, уменьшающая общую сумму ЕНВД, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период.

Рекомендуемая форма данной пояснительной записки приведена в приложении к вышеуказанному письму ФНС России.

Обратите внимание: ст. 346.32 НК РФ не содержат положений, согласно которым ЕНВД может быть уменьшен на расходы, связанные с приобретением ККТ, только если приобретаются новые кассовые аппараты. Значит, уменьшить налог предприниматели могут и в том случае, если купят онлайн-кассу, которая уже была в употреблении. Более того, предприниматель полностью свободен и в дальнейшем распоряжении указанным аппаратом. Требования о восстановлении налога в случае последующей продажи (передачи) данной ККТ ст. 346.32 НК РФ также не содержит.

В заключение отметим, что аналогичного права на уменьшение налога организациям на ЕНВД законодатель не предоставил.

Выбираем фискальный накопитель

Следующая проблема, с которой сталкиваются «новообращенные» пользователи онлайн-касс, — выбор правильного фискального накопителя для такого аппарата. По правилам Закона № 54-ФЗ срок действия ключа фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе ККТ, должен составлять не менее 36 месяцев или не менее 13 месяцев со дня регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники. При этом в законе приводится четкое разделение случаев, когда должен использоваться фискальный накопитель на 36 месяцев, а когда — на 13 (п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ).

По закону накопитель на 36 месяцев предписано использовать в двух ситуациях. Первая — при оказании услуг при условии, что хозяйствующий субъект не осуществляет торговлю подакцизными товарами. И вторая — при применении специальных режимов налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД, ЕСХН) вне зависимости от вида деятельности и, опять же, при условии, что не происходит реализация подакцизных товаров. Во всех остальных ситуациях (в том числе и при совмещении любого из спецрежимов с общей системой налогообложения) срок действия ключа накопителя должен составлять не менее 13 месяцев.

Однако, как это часто бывает, положения закона в дальнейшем были значительно уточнены подзаконными актами. К примеру, постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 № 70 пользователям ККТ, оказывающим услуги, было разрешено применять накопитель на 13 месяцев, если они находятся на общей системе налогообложения.

С учетом этого, получается, что купить накопитель на 13 месяцев могут практически все налогоплательщики. Судите сами: право на такой накопитель имеют организации или предприниматели, которые в рамках оказания услуг занимаются продажей подакцизной продукции (например, алкоголя при оказании услуг общепита). Также ограничиться 13 месяцами могут оказывающие услуги бизнесмены и организации, находящиеся на ОСН (в том числе и при совмещении ее с любым из спецрежимов).

Кроме того, право на 13-месячный накопитель независимо от вида деятельности и системы налогообложения имеют те, чья работа носит сезонный (временный) характер. В этой части нужно учитывать, что для целей применения ККТ определения сезонного (временного) характера работы в законодательстве не содержится. Поэтому данный термин может быть определен каждым налогоплательщиком самостоятельно (письма ФНС России от 28.05.2018 № ЕД-4-20/10222, от 23.05.2017 № ЕД-4-20/9679@).

Наконец, фискальный накопитель на 13 месяцев могут использовать лица, прямо названные в постановлении Правительства РФ от 25.01.2017 № 70. Это, к примеру, платежные агенты и субагенты. А также те, кто использует ККТ, не осуществляющую передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных. Напомним, что это допускается только в местностях, отдаленных от сетей связи, перечень которых утвержден в каждом субъекте РФ (письмо Минфина России 04.07.2017 № 03-01-15/42165).

Получается, что накопитель на 36 месяцев может понадобиться только при одновременном выполнении следующих условий:

1. Компания или ИП не является платежным агентом или субагентом.

2. Компания или ИП применяет специальный режим налогообложения и не совмещает его с ОСН.

3. Деятельность (работа) компании или ИП не носит сезонного (временного) характера.

4. Компания или ИП не осуществляют торговлю подакцизными товарами.

5. Компания или ИП применяют именно «онлайн-ККТ» (то есть не находятся в местности, отдаленной от сетей связи).

Следует отметить, что в конце прошлого года в реестр ККТ был включен фискальный накопитель со сроком действия ключа, равным 15 месяцам (ФН-1.1 исполнение 3, исполнение 5-15-2 и исполнение Эв15-2; приказы ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-7-20/1033@, от 26.12.2017 № ЕД-7-20/1088@ и от 27.12.2017 № ЕД-7-20/1103@). Кому подойдет такой вариант?

Исходя из текста ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ, данные фискальные накопители могут применяться теми хозяйствующими субъектами, кто вправе использовать накопитель на 13 месяцев. Ведь в законе используется формулировка «не менее 13 месяцев». А значит, и 15 месяцев вполне допустимы. Но и тут пользователю следует перед покупкой внимательно изучить паспорт соответствующего накопителя, чтобы не оказаться нарушителем. К примеру, в паспорте накопителя ФН-1.1, исп. 3 сказано, что срок его использования составляет 410 дней (а это примерно 13,5 месяца), если ККТ используется для торговли подакцизными товарами, или не осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Обратите внимание: применение фискального накопителя на 13 месяцев в тех случаях, когда по закону должен использоваться фискальный накопитель на 36 месяцев, является административным правонарушением. Штраф за его совершение — от 5000 руб. до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Кстати, надо заметить, что первое время действия новых правил имелся дефицит фискальных накопителей на 36 месяцев. Это стало основанием для издания контролирующими органами писем, разъясняющих, что применение в подобной ситуации ККТ с фискальным накопителем на 13 месяцев не образует состава правонарушения в связи с отсутствием вины организации или ИП (письма ФНС России от 23.05.2017 № ЕД-4-20/9679@, Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40925, 03-01-15/40929, от 19.06.2017 № 03-01-15/38147, от 16.06.2017 № 03-01-15/37690). Однако сегодня недостатка в таких накопителях больше не наблюдается. Поэтому избежать ответственности за неправильный выбор накопителя по данному основанию уже не получится.

Нарушением может быть и обратная ситуация — использование накопителя на 36 месяцев в ситуации, когда законом разрешено использование 13-месячного. Дело в том, что пользователю в этом случае нужно обращать внимание на ограничения, содержащиеся в паспортах соответствующих накопителей (п. 3 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ). Так, к примеру, из п. 5.3 паспорта ФН-1 исп. 2 на 36 месяцев следует, что его можно применять при продаже подакцизных товаров, а также при совмещении спецрежима с общим режимом налогообложения, но в этих случаях срок его использования ограничивается до 410 дней. А при автономном режиме работы ККТ срок использования 36-месячного ФН-1 исп. 2 ограничивается до 560 дней (п. 5.2 паспорта ФН-1 исп. 2 на 36 месяцев). Незнание этих нюансов вполне может обернуться вышеупомянутым штрафом.

Нюансы применения ККТ

В рамках рассмотрения вопросов, связанных со «второй волной» перехода на онлайн-кассы, отдельно стоит остановиться на нюансах применения такой кассовой техники. Ведь, согласитесь, учиться лучше на чужих ошибках, а не на своих. Поэтому ниже мы обобщили опыт, накопленный пользователями, перешедшими на онлайн-кассы в рамках «первой волны» и применяющими их уже более года.

Массовые сбои

Как известно, для государства весь смысл перевода бизнеса на онлайн-кассы состоит в том, что вся информация из ККТ мгновенно попадает в руки налоговиков. Причем передача ведется через сертифицированных операторов связи, что исключает различные махинации с фискальным элементом кассового аппарата. Поэтому совершенно логичным выглядит законодательный запрет на использование «онлайн-касс» без подключения к сети (кроме прямо оговоренных случаев работы в отдаленных местностях) и установление ответственности за такое использование.

Однако также очевидно, что слабым местом такой системы сбора фискальных данных является организация бесперебойного доступа к сети, а также приема сведений от кассовых аппаратов специализированными операторами. И подтверждение этому факту не заставило себя ждать: в середине декабря 2017 г. случился массовый сбой в работе «онлайн-касс». Начался он ночью 20 декабря на Дальнем Востоке и постепенно «докатился» до Калининграда. В результате работа многих торговых точек была парализована, так как продолжение операций в оффлайн режиме грозило штрафом (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Однако те, кто все же рискнул продолжить работу, оказались правы. Практически сразу появилось разъясняющее письмо ФНС России (от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867@), из которого следует, что массовый сбой передачи данных в режиме онлайн не должен останавливать работу хозяйствующих субъектов. Просто в таком случае после восстановления связи нужно будет выполнить корректировку расчетов путем формирования кассового чека коррекции на общую сумму не учтенной за время сбоя выручки. При этом оснований для привлечения налогоплательщиков к ответственности за неприменение ККТ или за нарушение порядка работы с ней в данном случае не имеется, так как отсутствует вина пользователей (ч. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ).

Локальный сбой

Схожее разъяснение давалось налоговиками и чуть раньше, еще до массового сбоя. В письме от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899 налоговики сообщили, что продолжать работу можно и в случае поломки ККТ, повлекшей переход ее в оффлайн-режим. Но при этом, чтобы не быть привлеченным к ответственности, пользователю нужно не только сформировать чек коррекции (в этом случае — по каждой операции, а не на общую сумму), но и сразу же уведомить налоговый орган о данном факте, передав подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в том числе реквизиты чеков коррекции.

Эти рекомендации налоговых органов можно взять на вооружение новым пользователям ККТ. Им целесообразно издать локальные акты, регламентирующие порядок работы как в случае локальной поломки выхода в Интернет, так и в случае глобальных сбоев, в том числе зафиксировать обязанности соответствующих должностных лиц по формированию чеков коррекции и уведомлению налоговых органов.

Ошибка кассира

Любому человеку свойственны ошибки. И люди, работающие с ККТ, тут, к сожалению, не исключение. Так, кассир может пробить неверную сумму или указать не тот товар (работу, услугу) из ассортимента компании, который в реальности приобрел покупатель. Или ошибиться с типом платежа (к примеру, при расчете банковской картой указать, что расчет произведен электронным способом). Все эти ошибки нужно исправлять, иначе при проверке они могут обернуться штрафом.

Практика выработала следующий механизм исправления подобных ошибок. Сразу же после обнаружения ошибки нужно сформировать такой же кассовый чек, что и ошибочный, но с признаком расчета — «возврат прихода». Следом за этим нужно пробить правильный чек с указанием верных данных (суммы, наименования товара, работы, услуги, вида платежа и т.п.).

Дальнейшие действия зависят от момента выявления ошибки. Так, если она обнаружена сразу же при ее совершении, то оба чека (возвратный и правильный) нужно выдать клиенту. И на этом операция будет завершена (то есть фактически клиент получит три чека: неправильный, возвратный и правильный).

А как быть в ситуации, когда ошибка выявлена уже после того, как расчеты произведены, и клиент покинул торговую точку? На наш взгляд, в таком случае все пробитые при исправлении ошибки чеки должны храниться в организации. А чтобы избежать претензий от налоговых органов, советуем оформить письменное заявление о допущенной ошибке и ее исправлении и направить его в налоговый орган по месту нахождения ККТ. Такое заявление убережет компанию от административной ответственности (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Каждому подотчетнику – по кассе?

Как уже упоминалось, онлайн-кассы положено применять во всех случаях расчетов всеми организациями и индивидуальными предпринимателями. А расчетом признается не только прием, но и выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

В связи с этим у многих бухгалтеров возник вопрос: нужно ли применять ККТ организации, которая оплачивает наличными денежными средствами товары (работы, услуги) через подотчетное лицо?

Некоторые специалисты, в том числе и налоговых органов, на семинарах, посвященных вопросам применения онлайн-ККТ, рекомендуют купить кассовые аппараты и выдавать их подотчетным лицам. Мы же считаем, что в этом случае не нужно использовать кассовый аппарат. Обоснование следующее.

Во-первых, в ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ сказано, что кассовый чек — это документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом). Как видите, Закон № 54-ФЗ не предусматривает формирования чека в момент расчета между пользователем и продавцом (исполнителем).

Во-вторых, в п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, которая регулирует общие правила применения ККТ, сказано, что кассовый чек выдается пользователем покупателю или клиенту. О том, что кассовый чек выдается покупателем (клиентом), который также выступает в качестве пользователя ККТ, продавцу или заказчику, ни одна норма Закона № 54-ФЗ не говорит.

В-третьих, подотчетное лицо просто не сможет правильно сформировать подобный чек. Ведь все возможные признаки операций, которые могут указываться в чеке, приведены в п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. Там предусмотрено всего 4 варианта: приход, расход, возврат прихода и возврат расхода. Очевидно, что единственный более-менее подходящий признак в данном случае — расход. Но дело в том, что каждый из статусов законодателем расшифрован. И статус «расход» в соответствии с п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ присваивается следующей операции: выдача средств покупателю (клиенту). Понятно, что компания, продающая подотчетному лицу товары (работы, услуги), является продавцом, а не покупателем. Так что присвоить такой статус операции по передаче денег от организации-покупателя (клиента) организации-продавцу (заказчику) не получится.

Важно!

На момент подготовки материала в Совет Федерации поступил на рассмотрение законопроект № 344028-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной думой 21 июня 2018 г. Он предусматривает внесение достаточно большого числа поправок в законодательство о ККТ.

Наш материал был подготовлен без учета этих изменений. Как только законопроект будет принят, мы расскажем вам обо всех новациях.