Деловая активность в июне — между стабильностью и снижением

| статьи | печать

Майский всплеск индекса промпроизводства мало повлиял на индикаторы деловой активности индустрии в конце II квартала. Эксперты Института им. Е. Гайдара отмечают стабильный скромный спрос и небольшой рост выпуска в промышленности. Уверенность опрошенных Росстатом в июне предпринимателей осталась на уровне прежнего месяца (ИПУ равнялся 3% в добыче и –2% в обработке). Вместе с тем июньский индекс PMI показал слабый негативный тренд (с 49,8 до 49,5 баллов).

Спрос на промышленную продукцию, по данным опросов Института экономической политики (ИЭП) им. Е. Гайдара, не претерпел во II квартале 2018 г. принципиальных изменений. Ни кризисного провала, ни решительного выхода из затяжной стагнации продажи продукции не показывают. Прогнозы спроса тоже остаются в окрестности нуля, не суля перемен в оставшиеся летние месяцы 2018 г.

«Такая ситуация в условиях затяжной стагнации становится привычной для промышленности, что позволило 60% предприятий назвать текущие объемы продаж нормальными, — констатирует зав. лабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло. — Неудовлетворенность спросом вернулась на прежний, относительно невысокий уровень. Сейчас объемы продаж не устраивают 35% предприятий».

Интересная деталь: в начале 2016 г., когда промышленность осознала нереальность обещанного ей в 2015 г. «отскока от дна кризиса», последний показатель достигал 55%, что стало его максимумом для всего периода 2013—2018 гг.

Запасы готовой продукции уверенно контролируются промышленными предприятиями. Доля нормальных оценок составляет в среднем 71% и превышает аналогичный показатель 2017 г. (69%). При этом баланс остальных оценок (выше нормы — ниже нормы) с начала года остается около нулевой отметки. Этот, на первый взгляд, положительный результат имеет негативный оттенок — в промышленности отсутствуют надежды на существенный рост продаж в ближайшее время. Признаком позитивных настроений предприятий, как показывает история опросов ИЭП, является небольшая избыточность запасов готовой продукции.

Скромные, но все-таки не кризисные показатели спроса при нулевом балансе оценок запасов готовой продукции позволили индустрии поддерживать в апреле — июне минимально положительные темпы роста выпуска. В мае динамика увеличения производства выросла на шесть балансовых пунктов после провального по всем результатам апреля. В июне опросы показали небольшое замедление роста выпуска при сохранении показателя в положительной зоне. Планы выпуска стабилизировались на уровне разумного для затяжной стагнации оптимизма, демонстрируя сохраняющееся желание руководителей компаний преодолеть застой.

Опросы Росстата показывают сохранение статус-кво

Индекс предпринимательской уверенности статведомства в июне 2018 г. остался на майском уровне в добывающей промышленности (3%), а также обрабатывающем секторе (–2%) и при этом немного вырос в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (с –8 до –6%).

Баланс оценок респондентами спроса (портфеля заказов) в добывающих производствах составил –18%, на обрабатывающих предприятиях — –34% (для сравнения: в июне 2017 г. соответственно –24 и –33%).

В среде опрошенных руководителей в июне нынешнего года число оптимистически настроенных на рост производства в течение ближайших трех месяцев превышает количество ожидающих снижения выпуска продукции в добыче на 22 п. п., в обработке — на 25 п. п.

Экономическую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 12% и удовлетворительной — 76% руководителей, в обрабатывающих производствах соответственно 10 и 74% респондентов.

Улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче 23% топ-менеджеров, в обработке — 30% руководителей. При этом количество оптимистов превысило число ожидающих ухудшения экономической ситуации в добывающих производствах на 19 п. п. и в обрабатывающих компаниях — на 24 п. п.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в июне 2018 г. в добыче полезных ископаемых составил 72%, в обрабатывающих производствах — 64%. Подавляющая часть (91%) респондентов в добыче и обработке считают, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие шесть месяцев спроса на продукцию.

IHS Markit заметил снижение

Сезонно скорректированный индекс PMI обрабатывающих отраслей, представленный компанией IHS Markit, составил в июне 49,5 балла, опустившись с майского уровня 49,8 балла. Это указывает на незначительное ухудшение деловой ситуации в российском обрабатывающем секторе.

Рост объемов производства оставался в начале лета слабым: его значение стало вторым минимальным с июля 2016 г. Тем временем рост новых заказов сократился впервые практически за два года, хотя и незначительно. Экспортные заказы остались в зоне роста, однако темпы увеличения упали до минимального за шесть месяцев уровня.

Инфляция закупочных цен осталась в июне высокой. Увеличение в основном объяснялось повышением цен на сырье, особенно на нефть, а также неблагоприятными обменными курсами валют. В целом темпы роста инфляции были выше средних показателей в этой серии опросов.

Несмотря на ослабление спроса, участники исследования сообщали о повышении отпускных цен на выпускаемую продукцию. Темпы роста инфляции отпускных цен были вторыми максимальными с сентября 2015 г.

Снижение роста новых заказов привело к дальнейшему сокращению занятости и незавершенных заказов. Аналогичный тренд прослеживался в закупочной активности, сокращение которой произошло второй раз подряд в июне. Правда, темпы снижения показателя были незначительными.

Деловые ожидания относительно роста объемов производства в ближайшем году оставались в начале лета высокими, хотя были минимальными за последние шесть месяцев.

«Более слабый рост производства и первое сокращение новых заказов с июля 2016 г. послужили ключевыми факторами ухудшения деловых условий в июне, — делает вывод экономист компании IHS Markit Шиан Джонс. — Ослабление потребительского спроса проявилось в снижении давления на производственные мощности с сокращением занятости и незавершенных заказов. Между тем инфляция закупочных цен осталась существенной и значительно превысила тенденцию всей серии. Увеличение затрат способствовало резкому повышению отпускных цен, которое было вторым максимальным с сентября 2015 г.».

В то же время, по оценке Ш. Джонсона, российские производители по-прежнему оптимистичны в отношении перспектив развития своих компаний на ближайший год.