Работа ИТ-компаний заметно оживилась

| статьи | печать

Результаты 16-го ежегодного рэнкинга крупнейших ИТ-компаний, составленного агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика») по итогам 2017 г., демонстрируют заметное оживление на этом рынке. Дальнейшее его расширение будет во многом связано с нарастающей цифровизацией экономики, считают ИТ-эксперты.

Традиционно самым доходным среди направлений деятельности компаний — участниц рэнкинга RAEX («РАЭКС-Аналитика») остаются ИТ-услуги: суммарная выручка в 2017 г. здесь составила 206 млрд руб., увеличившись за год на 6%. При этом в прошлом году росли все отдельные сектора ИТ-услуг: поддержка и аутсорсинг — до 86,6 млрд руб. (на 6% в сравнении с предыдущим годом), интеграция — до 73,5 млрд руб. (+4% соответственно), консалтинг — до 43,8 млрд руб. (+10%), обучение — до 2,1 млрд руб. (+7%).

«Суммарные доходы участников нынешнего рэнкинга увеличились в 2017-м на 14% (годом ранее на 11%) и составили почти 670 млрд руб., — отмечает Вартан Ханферян, ведущий эксперт отдела рэнкингов RAEX („РАЭКС-Аналитика“). — Второй год подряд рынок не просто растет, но этот рост еще и уверенно перекрывает инфляцию. Оптимизм участникам рынка придает заявленная на самом высоком уровне политика цифровизации экономики и импортозамещения в целях информационной безопасности».

Руководитель компании Ventra IT Solutions Константин Уманский связывает рост выручки с цифровизацией бизнеса: «Если раньше заказчики рассматривали ИТ исключительно как поддерживающую функцию бизнеса, то теперь используют как актив для формирования лояльности клиентов и увеличения прибыли. Так, представители финансового сектора конкурируют не только тарифами, но и интерфейсами для взаимодействия с аудиторией, игроки телеком-рынка активнее предлагают потребителям дополнительные сервисы из числа непрофильных услуг, у ретейлеров растут онлайн-покупки».

Сергей Сульгин, президент MAYKOR, добавляет: «Массовое внедрение новых технологий и устройств ведет к появлению новых сервисов, при этом зачастую происходит изменение не только ИТ-инфраструктуры, но иногда и core business (основная деятельность. — Прим. „ЭЖ“) клиента. Соответственно, и требования заказчиков трансформируются». По его мнению, в 2017 г. также заметно увеличилась доля контрактов на комплексный сервис — не просто обслуживание конкретных единиц техники, а обеспечение бесперебойности бизнес-процесса в целом. «Такой формат сотрудничества привлекателен для заказчиков, потому что дает возможность в полной мере возложить ответственность за бизнес-процесс на поставщика услуг и избавиться от внушительных капитальных затрат. Ключевой задачей аутсорсера становится предотвращение перебоя в оказании комплексной услуги, а для клиента при этом не имеет значения, сколько времени потребовалось на ремонт или, в случае с сервисом печати, например, на замену картриджа, главное, чтобы процесс печати не останавливался», — полагает С. Сульгин.

Важным драйвером роста остается и развитие облачных технологий. «Рынок уже привык к идее, что подписка на облачный сервис позволяет быстро наращивать или сокращать вычислительные ресурсы без масштабных инвестиций. Облачные продукты строятся на промышленных стандартах, что является гарантией переносимости в любую среду и в итоге — непрерывности бизнеса. Теперь такие услуги востребованы во всех отраслях. Например, в ретейле компании нередко размещают свои приложения на разных площадках и по мере необходимости переносят их в облако. Компаниям с территориально распределенной структурой тоже экономически гораздо выгоднее перевести свою ИТ-инфраструктуру в облако — вначале, как правило, частное. Есть немало других сценариев применения облачной модели: скажем, проверка бизнес-идей в ходе пилотных проектов, когда требуется провести масштабное нагрузочное тестирование без отвлечения собственных ресурсов», — делится наблюдениями за развитием рынка Степан Томлянович, генеральный директор компании «ФОРС — Центр разработки» (ГК «ФОРС»).

В сфере системной интеграции лидеры рэнкинга и рынка обращают внимание на увеличение проектов по импортозамещению во всех областях ИТ-инфраструктуры. «Задача интегратора в таких проектах — подбор оптимального решения и обеспечение максимально быстрой миграции с минимальными рисками. Интеграторы создают собственные программные и аппаратные продукты, превращаясь, по сути, в вендоров (поставщики товаров под одной торговой маркой. — Прим. „ЭЖ“), разрабатывают собственные информационные системы», — говорит Филипп Генс, президент группы компаний «ЛАНИТ».

По его словам, основными заказчиками со стороны бизнеса сейчас все больше выступают банки. «Поскольку банки становятся по сути ИТ-платформами, предоставляющими различные персонализированные финансовые услуги, увеличился спрос на инструменты обработки больших данных», — добавляет Ф. Генс.

Следующими по масштабу доходов после ИТ-услуг направлениями развития рынка в прошлом году стали поставки ПО и оборудования в рамках интеграционных проектов (81,4 млрд руб., прирост — 2%), разработка программного обеспечения (77,3 млрд руб., рост на 12%), дистрибуция (56,4 млрд руб., увеличение на 10%), производство ИТ-оборудования (5,9 млрд руб., прирост — 101%) и телекоммуникационные услуги (3,2 млрд руб., сокращение на 26%), говорится в исследовании RAEX («РАЭКС-Аналитика»).

По словам Андрея Сыкулева, генерального директора компании «СИНИМЕКС», в последние годы российские предприятия самых разных отраслей продолжают накопление ИТ-активов как аппаратных, так и программных систем и данных, что приводит к возникновению потребности в разработке и интеграции ПО. Стабилен и спрос, связанный с необходимостью модернизации уже давно эксплуатируемых решений. «На рынке разработки заказных бизнес-приложений по-прежнему актуальна тенденция к сокращению стоимости и сроков разработки. Поэтому хорошо прослеживается интерес ко всему, что позволяет сократить прежде всего сроки вывода нового функционала в эксплуатацию. В результате интерес к итеративным методам разработки (agile, scrum), к соответствующим архитектурным шаблонам (сервисы, микросервисы и тому подобное) не угасает. Рынку интересно все, что позволяет в кратчайшие сроки создавать функциональность программного обеспечения, имеющую ценность для бизнеса. Отсюда возрождение платформ HPaPaas, интерес к которым со стороны широкой публики угас в начале 2000-х», — поясняет А. Сыкулев.

Говоря о ближайших перспективах развития рынка информационных технологий, участники рэнкинга, отмечают его авторы, в первую голову упоминают цифровую экономику. «Очевидно, что на начальном этапе перехода к цифровой экономике уровень неопределенности гораздо выше, чем в стабильной ситуации. Эта неопределенность в свою очередь отражается на спросе на ИТ-услуги. Многие технологии еще очень молоды и недостаточно апробированы. Часто возникает эффект хайпа, когда все говорят о перспективности того или иного подхода или технологии, но на практике они еще не проверены. Мировой опыт говорит о том, что „подрывные“ решения (которые в корне меняют модель бизнеса) не приживаются в традиционном бизнес-окружении. Поэтому мы, например, рекомендуем заказчикам не сразу внедрять хайповые подходы, а тестировать их сбоку от основного бизнеса для проверки эффективности и работоспособности. Другая сложность — неравномерность степени готовности к цифровизации по отраслям. Сервисные отрасли демонстрируют бóльшую готовность к переменам, а вот, например, машиностроительное производство требует сначала огромных вложений в перевооружение станков и производственных технологий», — отмечает Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК «Аплана».

Среди традиционных локомотивов рынка — потребность заказчиков в отечественных ИТ-решениях и безопасность. «Ориентируясь на потребности рынка, мы стараемся скорректировать стратегию развития нашего продуктового портфеля. Так, в этом году мы фиксируем повышение спроса на ряд российских решений... Также с принятием пакета Яровой более востребованными становятся системы архивного хранения данных. Увеличился спрос на систему распознавания лиц, что связано с повышением требований к безопасности; мы ожидаем, что в ближайшей перспективе данный рынок будет стремительно расти», — уточняет вывод авторов рэнкинга RAEX («РАЭКС-Аналитика») Станислав Иодковский, первый заместитель генерального директора компании «ХайТэк».

Топ-15 российских групп и компаний в области информационных и коммуникационных технологий по итогам 2017 г.Место по итогам 2017 г.

Место по итогам 2017 г.

Место по итогам 2016 г.

Группа компаний/компания

Местоположение центрального офиса

Объем выручки от ИКТ деятельности за 2017 г. (без учета НДС, тыс. руб.) *

Темп прироста выручки за год, %

1

1

«Национальная компьютерная корпорация»»

Москва

161 271 053

15,7

2

2

ЛАНИТ

Москва

118 094 876

20,4

3

Softline

Москва

66 563 842

58,9

4

3

«Группа Техносерв»

Москва

43 064 893

–3,1

5

4

ITG ( INLINE Technologies Group)

Москва

33 838 000

5,4

6

«СберТех»

Москва

30 319 977

49,1

7

5

«Ай Теко»

Москва

28 074 785

3,2

8

8

«Центр Финансовых Технологий»

Москва

20 987 422

9,9

9

6

КРОК**

Москва

19 628 041

–20,8

10

7

«Компьюлинк»

Москва

17 412 875

–10,7

11

10

«Инфосистемы Джет»

Москва

17 315 536

6,5

12

13

ФОРС**

Москва

10 806 637

20,1

13

15

«СКБ Контур»

Екатеринбург

10 537 000

25,9

14

14

MAYKOR**

Москва

9 365 975

8,0

15

19

ICL — КПО ВС**

Казань

7 831 210

6,4

* Критерий ранжирования — суммарный объем реализации головной организации и компаний группы от ИТ деятельности: производство оборудования, разработка ПО, услуги в области ИТ и телекоммуникаций, дистрибуция, поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов, прочие виды ИКТ деятельности.
** Для подтверждения выручки предоставлена финансовая отчетность.
ИСТОЧНИК: RAEX ( «РАЭКС Аналитика») по данным участников рэнкинга.

Распределение выручки участников рэнкинга по итогам 2017 г.*

Специализация на рынке ИТ

Доля в выручке, %

ИТ-услуги

47

Поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов

19

Разработка ПО

18

Дистрибуция

13

Производство оборудования

1

Телеком-услуги

1

Другие направления ИКТ

1

* Без учета данных НКК и Softline (не представлена структура выручки).ИСТОЧНИК: RAEX («РАЭКС-Аналитика») по данным участников рэнкинга.