1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 150

За махинации с госзакупками к уголовной ответственности будут привлекать не только должностных лиц, но и других работников

Президент РФ внес 12 марта на рассмотрение Госдумы законопроект о привлечении к уголовной ответственности любых представителей государственных и муниципальных заказчиков, которых заметили в злоупотреблении своими полномочиями при государственных или муниципальных закупках. Речь идет о работниках контрактной службы, контрактном управляющем, членах комиссии по осуществлению закупок и др. Подкуп этих работников тоже будет грозить уголовной ответственностью с наказанием вплоть до восьми лет лишения свободы.

В Госдуму внесен законопроект № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». С такой инициативой выступил Президент РФ. Проект этого федерального закона направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В пояснительной записке к проекту сказано, что в сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки.

Однако многие нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок вовсе не подпадают под нормы уголовного закона. Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, заключением или исполнением контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением. Эти нарушения зачастую совершают те представители заказчика, которые не являются должностными лицами. Например, это могут быть работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Максимум такие нарушения влекут административную ответственность. В связи с этим предлагается ввести в Уголовный кодекс несколько отдельных составов, посвященных нарушениям в государственных и муниципальных закупках.

Злоупотребления представителей госзаказчиков

В проекте предлагается ввести в Уголовный кодекс новую ст. 200.4 о злоупотреблениях в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В частности, появятся положения об уголовной ответственности за нарушение законодательства о госзакупках работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации.

При этом деяние должно быть совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинить крупный ущерб. В этом случае нарушителю будет грозить:

  • штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо

  • принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо

  • лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если такое преступление будет совершено группой лиц по предварительному сговору или причинит особо крупный ущерб, то наказание будет еще более суровым. В частности, предусмотрен штраф в размере от 200 000 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Подкуп представителей госзаказчика

Еще одна новая статья Уголовного кодекса касается подкупа работников контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5). При незаконной передаче им или иному уполномоченному лицу, представляющему интересы госзаказчика, денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконные оказание им услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию таких лиц имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) тоже будет грозить уголовная ответственность, а именно:

  • штраф в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, либо

  • ограничение свободы на срок до двух лет, либо

  • исправительные работы на срок до двух лет, либо

  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, либо

  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Такое же преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, или совершенное в крупном размере, будет грозить уже лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без него. А за преступление, совершенное в особо крупном размере, лишить свободы могут на срок до восьми лет.

Крупным размером подкупа будут считать сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 000 руб., особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн руб.

Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы такого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее 25 000 и более 500 млн руб.

Санкции предлагается предусмотреть и за незаконное получение указанными выше представителями заказчика денег и другого имущества:

  • штраф в размере от 400 000 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо

  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо

  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 200.5 Уголовного кодекса в редакции проекта предусмотрено примечание, в котором определены основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение представителю заказчика. Такое лицо сможет избежать наказания, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Провокация подкупа в сфере госзакупок

В законопроекте предлагается скорректировать ст. 304 Уголовного кодекса. Сейчас в ней идет речь о провокации взятки и коммерческого подкупа. Разработчики предлагают уточнить, что сюда попадает и провокация подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Санкции останутся такими же, как сейчас предусмотрено для провокации взятки и коммерческого подкупа:

  • штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо

  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо

  • лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Другие поправки

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми ст. 200.4 и 200.5 Кодекса, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

На законопроект представлены положительные официальные отзывы Правительства РФ и Верховного суда РФ.