В большинстве регионов растут промышленность и инвестиции, снижаются доходы и строительство

| статьи | печать

Социально-экономическое положение российских регионов постепенно улучшается, отмечают эксперты РАНХиГС и ВШЭ. В большей части субъектов Федерации растет индустрия, инвестиции увеличиваются, в первую очередь в столичных центрах и сырьевых территориях. «Хромают» пока реальные доходы граждан и жилищное строительство, а регионы-аутсайдеры надеются на прощение долгов федеральным центром.

Количество субъектов Федерации со спадом промышленного производства сократилось, по данным «Мониторинга экономической ситуации в России», подготовленного РАНХиГС, в январе — ноябре 2017 г. до 15. «Самые высокие темпы роста показали Архангельская (18%), Ярославская, Калужская, Московская области (13—15%), то есть регионы обрабатывающей промышленности со значительной долей ВПК или восстанавливающегося автопрома», — комментирует ситуацию аналитик РАНХиГС, д.г.н. Наталья Зубаревич.

Значительный рост производства также отмечался в главном регионе добычи газа — Ямало-Ненецком АО (10%), а также в газодобывающей Астраханской области (32%). В Дальневосточном федеральном округе быстро росли Приморский (19%) и Хабаровский (12%) края, однако два наиболее развитых промышленных субъекта Федерации — Сахалинская область и Якутия — были близки к стагнации (1—2%). В целом доля Дальнего Востока в промышленном производстве России пока остается небольшой — около 4%.

Наиболее проблемными территориями остаются Республика Бурятия (–14%) и Чукотский АО (–7%).

Среди регионов с развитой промышленностью небольшой спад сохранялся в Ханты-Мансийском АО (–1%), Республике Коми (–2%), Ивановской области (–3%).

Похожие выводы сделали аналитики Центра развития (ЦР) ВШЭ, представившие показатели индекса региональной экономической активности (РЭА) в ноябре прошлого года. «Промышленный индекс РЭА составил 61%, что указывает на устойчивое повышение экономической активности в этом секторе экономики, — подчеркивает эксперт ЦР Сергей Смирнов. — Число регионов, в которых экономическая активность выросла „в среднем“ за три последних месяца, составило 54, это 66% от общего числа».

Инвестиции, по данным за три квартала 2017 г., выросли на 4,2% к тому же периоду 2016 г. Общий рост капвложений был обеспечен, по оценке Н. Зубаревич, в основном за счет столицы страны и ведущих нефтегазодобывающих регионов. В условиях экономической стагнации и высокой неопределенности бизнес инвестирует преимущественно в субъекты Федерации с явными конкурентными преимуществами — агломерационными и сырьевыми.

Москва сконцентрировала 11,5% всех инвестиций в РФ, а два важнейших нефтегазодобывающих автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) — почти 15%. Быстро росли капвложения и в новом нефтегазодобывающем регионе — Якутии.

Территориальная структура инвестиций усиливает сырьевой характер российской экономики и преимущественное положение столицы, чьи инвестиции из сверхбогатого бюджета в основном направляются на развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство городской среды.

Что тормозит выход из кризиса

К негативным региональным трендам ученые РАНХиГС относят продолжение спада реальных денежных доходов населения (–0,8% за январь — октябрь 2017 г.). Краткий период небольшого роста доходов в августе и сентябре сменился спадом в середине и конце осени. Более устойчивый рост возможен в начале 2018 г. в связи с объявленной властями индексацией заработной платы бюджетников и пенсий, но он вряд ли будет существенным, индексация составляет только 4%.

Вместе с тем эксперты отмечают интересную деталь: спад реальных доходов перестал быть всеобщим, в январе — октябре они выросли в 16 регионах, сильнее всего в Республике Крым (14%), медленнее — в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Дагестане, на Алтае и в Амурской области (на 3—5%).

Среди регионов с растущими денежными доходами населения преобладают высокодотационные и слаборазвитые. Объяснить это, по мнению г-жи Зубаревич, можно тремя причинами. Во-первых, повышенной долей занятых в бюджетном секторе (зарплаты в социальных отраслях росли быстрее для выполнения указов президента). Во-вторых, медленной оптимизацией расходов бюджетов на социальную защиту и выплату пособий (что поддержало доходы населения). В-третьих, повышенной долей занятых в неформальном секторе экономики (заработки здесь рассчитываются методом статистических дооценок и могут завышаться).

Отрицательную динамику продемонстрировало в январе — ноябре жилищное строительство (–4%). Наиболее сильный спад произошел в Северо-Кавказском (–24%), Сибирском (–13%) и Дальневосточном (–8%) федеральных округах. Ввод жилья немного вырос только в Южном и Северо-Западном округах, в последнем — за счет Ленинградской области (+24%) и Санкт-Петербурга (+3%). Спад сохранялся в 46 регионах, то есть более чем в половине. Среди территорий с традиционно большими объемами ввода жилья отрицательная динамика сохранялась в Москве (–18%), Воронежской (–19%), Новосибирской (–21%), Тюменской (–12%) и Свердловской (–2%) областях. Замедлился спад в Краснодарском крае (–4%), а в Ростовской области и Дагестане он прекратился.

Поддержание стабильности останется приоритетом

Поступления консолидированных бюджетов регионов за январь — октябрь 2017 г. выросли существенно, на 8,8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Позитивную динамику обеспечили выросшие на 11—14% платежи налогов на прибыль и на имущество, стабильный рост НДФЛ и увеличение трансфертов. Несмотря на экономическую стагнацию, почти на 15% выросли поступления налога на совокупный доход, который платит малый бизнес.

Быстрее всего росли доходы бюджета Ненецкого АО (на 60%) из-за эффекта низкой базы, связанного с обвалом в 2016 г., и Республики Крым (52%) благодаря росту трансфертов в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом. Рост доходов Калининградской области на 42% обусловлен увеличением трансфертов на 81%. Они выделяются для компенсации потерь компаний — резидентов ОЭЗ из-за пересмотра льгот после вступления России в ВТО.

Только в 13 регионах доходы бюджета сократились. Сильнее всего в Сахалинской области (–24%) из-за резкого снижения налога на прибыль (–44%), а также в Республике Ингушетия (–18%) вследствие сокращения трансфертов на 22%.

Расходы консолидированных бюджетов регионов в январе — октябре выросли на 6,6%, что также лучше динамики за предыдущий год. Сократили расходы только 16 регионов. Вдвое более высокими темпами по сравнению с динамикой всех расходов бюджетов росло финансирование национальной экономики и ЖКХ. В расходах на национальную экономику заметна поляризация — каждый пятый регион их значительно увеличил, а треть субъектов Федерации сократила из-за бюджетных проблем.

Превышение роста доходов регионов над расходами позволило снизить дефицит бюджетов. По данным за январь — октябрь 2017 г., его имели только 22 региона (в тот же период 2016 г. — 33).

Минфин планирует резко сократить объем бюджетных кредитов в 2018 г. и свести их к минимуму в 2019—2020 гг. Чтобы получить продление возврата ранее полученных кредитов на пять — семь лет, регионы должны сводить бюджет без дефицита, наращивать доходы темпами выше инфляции и сокращать неэффективные расходы. «Сильно закредитованные регионы вряд ли смогут это сделать. И тогда федеральные власти окажутся перед выбором — помогать в критической ситуации или наказывать, — прогнозирует Н. Зубаревич. — И с большой вероятностью задача поддержания политической стабильности останется главным приоритетом: долги простят, трансфертов добавят. В России пока еще не уволили ни одного губернатора за неадекватную бюджетную политику и плохие экономические показатели».