1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 61

Долги предприятий-банкротов перед работниками «уступят» властям регионов

Правительственный законопроект, внесенный в Госдуму 15 декабря прошлого года и направленный в профильный комитет нижней палаты парламента, сулит значительные изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в части защиты прав работников и бывших работников должника. Если положения проекта обретут силу закона, право погашать задолженность перед ними будет предоставлено субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Действующая редакция Закона о банкротстве, по мнению Кабмина, требует корректировки для более эффективного удовлетворения прав работников и бывших работников об оплате труда и выплате выходных пособий, возникших до возбуждения производства по делу о банкротстве. Сегодня такие требования отнесены Законом о банкротстве к требованиям второй очереди. А это нередко приводит к ситуации, когда налоговые органы и кредиторы имеют текущие требования в таких объемах, что с кредиторами второй очереди зачастую нечем рассчитываться.

Законопроект № 340620-7 предлагает предоставить право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашать требования работников и бывших работников по договору уступки права требования.

Для реализации данного механизма в Закон о банкротстве предлагается включить новую ст. 601 «Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом». В качестве заявителей для погашения требований кредиторов, в части выплаты выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной собственности, указаны исключительно субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (далее — заявитель).

Заявления о намерении удовлетворить требования к должнику (далее — заявление о намерении) должны направляться в арбитражный суд, арбитражному управляющему, самому должнику отдельно по каждому из видов требований. Заявление о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом в течение 15 рабочих дней.

Требования будут удовлетворяться путем перечисления денежный средств на специальный банковский счет должника или в депозит нотариуса. Срок перечисления денежных средств заявителем не сможет превышать 20 рабочих дней с момента вынесения арбитражным судом соответствующего определения. На эти средства не может быть обращено никакое взыскание по обязательствам должника иным, чем задолженность по зарплате и выходным пособиям.

При подаче заявления о намерении к нему должны быть приложены доказательства перечисления на депозитный счет арбитражного суда денежных средств (не менее 10% суммы долгов по заработной плате). Это своего рода обеспечение штрафа, предусмотренного за полное или частичное неисполнение заявителем обязанности по зачислению требуемых сумм на спецсчет должника. Сумма штрафа в таком случае будет перечислена должнику, а арбитражный суд выносит определение об отказе в признании требований удовлетворенными. Если же средства будут перечислены заявителем в полном объеме, обеспечение будет возвращено заявителю.

По результатам рассмотрения заявления о намерении арбитражный суд выносит определение о его удовлетворении или об отказе в удовлетворении. После того как заявитель удовлетворил требования работников (бывших работников), размер и очередность требований к должнику самого заявителя учитываются в реестре требований кредиторов в том же размере и очередности, как и удовлетворенные им требования, то есть они удовлетворяются во вторую очередь — после расчетов по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, но до удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Помимо прочего, законопроект также значительно расширяет права рабочего коллектива в ситуации банкротства работодателя. Так, в ст. 12 Закона о банкротстве предложено установить право работников выбора на общем собрании своего представителя для участия в собраниях кредиторов. Данный представитель обязан будет информировать работников о ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также представлять интересы трудового коллектива в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

В заключение хотелось бы добавить, что законопроект, конечно, имеет ярко выраженную социальную направленность, и позволит региональным властям оперативно «гасить» очаги социального напряжения в случае банкротств предприятий на «подведомственной» территории. Но смогут ли регионы этим воспользоваться, учитывая известные трудности с наполняемостью своих бюджетов, остается большим вопросом.