1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 107

Налоговые новации для физических лиц

В конце 2017 г. в налоговое законодательство было внесено большое число поправок, касающихся налогообложения физических лиц. Гражданам амнистировали старые налоговые долги, упростили порядок получения льгот по имущественным налогам, поменялись правила налогообложения выигрышей и предоставления льготы по земельному налогу. Подробнее об этих изменениях — в нашем материале.

Налоговая амнистия

Законодатели решили списать с граждан налоги, которые уже невозможно с них взыскать в рамках Налогового кодекса. Речь идет о недоимке по транспортному, земельному налогам, НДФЛ и налогу на имущество физических лиц, образовавшейся у граждан по состоянию на 1 января 2015 г. Такую недоимку составляют неуплаченные суммы налога, начисленные за 2013 г. и более ранние годы. Дело в том, что граждане перечисляют НДФЛ и имущественные налоги (транспортный, земельный и на имущество физических лиц) после окончания года, за который исчислен налог. То есть в 2014 г. они должны были заплатить налоги за 2013 г., в 2013 г. — за 2012 г. и т. д.

Налоговые органы не могут взыскать эту недоимку в принудительном порядке, поскольку сроки, отведенные на обращение в суд, указанные в п. 2 ст. 48 НК РФ, уже истекли. А положений, позволяющих налоговикам списать эту задолженность, Налоговый кодекс не содержит. Теперь такая задолженность будет ликвидирована. Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 436-ФЗ) вышеуказанная недоимка и задолженность по пеням, начисленным на эту недоимку, признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию.

Списание осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням. Решение о списании принимается налоговиками без участия гражданина.

Вычет по земельному налогу

Пункт 5 ст. 391 НК РФ предусматривает возможность уменьшения налоговой базы по земельному налогу для отдельных категорий граждан. В старой редакции этой нормы речь шла об уменьшении налоговой базы на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб. Новая редакция п. 5 ст. 391 НК РФ, действующая с 29 декабря 2017 г., позволяет уменьшать налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка. Такое уменьшение названо налоговым вычетом (п. 6.1 ст. 391 НК РФ).

Перечень лиц, которые имеют право на налоговый вычет, расширен. В него включены пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (подп. 8 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Вычет производится только в отношении одного земельного участка по выбору гражданина (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Воспользоваться им можно уже при исчислении земельного налога за 2017 г. Для этого нужно представить до 1 июля 2018 г. в любой налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке (п. 1 ст. 13 Закона № 436-ФЗ). Если право на вычет появилось в 2018 г. и позже, уведомление подается в любой налоговый орган до 1 ноября года, начиная с которого применяется налоговый вычет (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Если гражданин имеет право на вычет, но не подал уведомление, налоговый вычет производится налоговиками в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога (п. 6.1 ст. 391 НК РФ, п. 3 ст. 13 Закона № 436-ФЗ).

Доходы в виде выигрышей

С 1 января 2018 г. изменился порядок налогообложения доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях. Соответствующие поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 354-ФЗ.

Ранее гражданин самостоятельно исчислял и уплачивал НДФЛ с выигрышей, полученных от организаторов лотерей и от организаторов азартных игр, проводимых не в букмекерской конторе и тотализаторе, независимо от суммы выигрыша (подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ). А налогообложение выигрышей в азартные игры, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, осуществлялось у источника выплат (п. 2 ст. 214.7 НК РФ).

В этом году порядок налогообложения выигрышей в азартные игры, проводимые не в букмекерской конторе и тотализаторе, остался прежним. НДФЛ по ним исчисляет и уплачивает гражданин независимо от суммы выигрыша. А вот правила для выигрышей в лотерею и в азартные игры, проводимые в букмекерской конторе и тотализаторе, изменились. Самостоятельно исчислять и уплачивать налог нужно, когда сумма выигрыша менее 15 000 руб. Такой порядок предусмотрен новой редакцией подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ. Если сумма выигрыша 15 000 руб. и более, налог исчисляется и перечисляется в бюджет налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша (ст. 214.7 НК РФ в новой редакции).

В отношении выигрышей появилась налоговая льгота. Согласно поправкам, внесенным в п. 28 ст. 217 НК РФ, выигрыши, полученные участниками азартных игр и участниками лотерей, не облагаются НДФЛ, если их совокупная стоимость за налоговый период (календарный год) не превышает 4000 руб.

Установлено, что при налогообложении доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей, налоговые вычеты по НДФЛ не применяются (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Подтверждение права на налоговые льготы

С 1 января 2018 г. упростился порядок получения льготы при исчислении имущественных налогов. Ранее гражданин вместе с заявлением на льготу должен был обязательно представлять налоговикам документы, подтверждающие его право на нее (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ). Теперь подавать вместе с заявлением эти документы не обязательно (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ). Если документы вместе с заявлением не представлены, налоговый орган самостоятельно запрашивает сведения, подтверждающие право гражданина на налоговую льготу, у соответствующих органов, организаций, должностных лиц. На исполнение запроса отводится семь дней. Если сведения отсутствуют, в течение трех дней со дня получения соответствующего ответа налоговики сообщают гражданину о необходимости представления подтверждающих документов в налоговый орган.