1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 99

Что изменилось в налоговом администрировании в 2017 году

Государственный бюджет в 2017 году переживал не лучшие времена и остро нуждался в притоке денег. В этой ситуации ФНС России были предоставлены новые инструменты для наведения порядка, позволившие ужесточить контроль за налоговыми платежами и отсечь известные способы налоговой оптимизации, что, в свою очередь, ухудшило положение бизнеса. Ответственность учредителей и руководителей компаний за налоговые долги при этом возросла и будет все чаще рассматриваться в уголовной плоскости.

Налоговые проверки никогда не будут прежними

В разгар лета появилось Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@, содержащее подготовленные совместно с СК России Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (далее – Методические рекомендации). Данный документ, описывающий новое направление в борьбе с налоговыми «уклонистами», без преувеличения можно назвать революционным. Изложенные в нем методы в совокупности с поправками в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), предусмотренными федеральными законами от 18.07.2017 № 163-ФЗ (далее – Закон № 163-ФЗ), от 30.11.2016 № 401-ФЗ (изменения в НК РФ, увеличивающие размер пени по налогам, начали действовать с 1 октября 2017 года), сигнализируют о том, что налоговые проверки больше никогда не будут прежними.

В Методических рекомендациях даны указания по анализу и сбору качественной доказательственной базы, подтверждающей фиктивность заключенных недобросовестными контрагентами сделок как с фирмами-однодневками, так и с аффилированными юридическими лицами.

Задачи, которые государство в лице ФНС России и СК России поставило перед налоговиками, вполне конкретны: «Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей» (п. 8 Методических рекомендаций).

Фактически здесь говорится о сборе такой доказательственной базы противоправных действий налогоплательщика по неуплате налогов, которая бы безошибочно позволяла квалифицировать их по п. 3 ст. 122 НК РФ как умышленные.

Понятие «умысел», чаще применяемое в уголовном праве, начинает активно использоваться в результатах налоговых проверок. При этом Методические рекомендации предлагают налоговикам ориентироваться на «стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса». Также налоговые органы имеют право привлекать к участию в выездных налоговых проверках сотрудников органов внутренних дел и проводить консультации с работниками следственных органов в соответствии с заключенными ФНС России соглашениями с МВД России и СК России.

Квалификация противоправных действий налогоплательщика как умышленных под чутким руководством специалистов СК России позволяет ФНС России резко «повысить ставки», назначив штраф в размере не 20%, а 40% от доначисленных сумм.

Как известно, подавляющее большинство налоговых проверок связано с фирмами-однодневками и/или общеизвестными схемами оптимизации и доначисления по ним составляют миллионы рублей, поэтому прирост поступлений в бюджет от ФНС России будет заметным.

Повысились шансы на дальнейшее развитие событий в плоскости уголовного преследования налогоплательщика и его представителей как лиц, осознанно нарушавших закон. Как известно, ничто так не усиливает желание предпринимателей доплатить налоги, как угроза уголовного преследования и последующего лишения свободы.

Криминализация схем налоговой оптимизации

Методические рекомендации поставили крест на любых вариантах налоговой оптимизации, которые ранее считались законными. В документе описаны признаки существующих налоговых схем и указано, как они будут выявляться и как налогоплательщик будет выводиться на «чистую воду».

В Методических рекомендациях фигурируют четыре наиболее популярные схемы, применяемые в 90% случаев.

Так, классической названа схема уклонения от уплаты налогов с применением фиктивных сделок. Последние могут быть заключены недобросовестными налогоплательщиками как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной организацией.

Кроме того, в Методических рекомендациях выделены следующие схемы:

  • дробление бизнеса с целью необоснованного применения специальных налоговых режимов;

  • необоснованное применение налоговых льгот, льготных налоговых ставок;

  • подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.

По каждой схеме приведены примеры, из которых становится ясно, что и незаконная налоговая оптимизация в целом, и те отдельные «ходы», что раньше считались законным налоговым планированием, ныне являются преступлением, совершенным умышленно.

Необоснованная налоговая выгода трактуется по-новому

Шансы избежать доначислений по итогам выездной налоговой проверки для большинства налогоплательщиков значительно сократились с 19 августа 2017 года, когда вступил в силу Закон № 163-ФЗ, содержащий поправки в НК РФ, касающиеся правил проведения налоговых проверок.

Согласно новой ст. 54.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу или сумму налога при выполнении следующих условий:

  • он не исказил в налоговом и бухгалтерском учете или налоговой отчетности сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;

  • сделка или операция совершены не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата;

  • контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке или операции, исполнили его.

Ни одна сделка с участием фирмы-однодневки или аффилированной компании не сможет соответствовать третьему условию, поскольку в ходе налоговой проверки такое юридическое лицо не подтвердит реальную возможность исполнения взятых на себя обязательств: у него не окажется ни необходимых производственных ресурсов, ни работников. Это условие является ключевым. Оно показывает, в каком направлении сместились ориентиры при проведении выездной налоговой проверки: исследование обстоятельств, условий и наличия реальных возможностей у спорного контрагента по исполнению договора.

Если все три вышеупомянутые условия выполнены, то даже такие обстоятельства, как подписание первичных документов ненадлежащим лицом, нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах или наличие возможности совершить другую законную сделку с тем же экономическим результатом, теперь не считаются самостоятельным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Банкротство проблем с долгами не решит

Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ (далее – Закон № 266-ФЗ) в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) введена новая глава III.2 об ответственности руководителя должника и иных лиц за долги компании. Ужесточены нормы в части привлечения к субсидиарной ответственности и взыскания недоимки за счет личного имущества максимального количества физических лиц, которые теперь могут быть по закону признаны контролирующими должника лицами. Речь идет, прежде всего, о руководителе, ликвидаторе, учредителе, владеющем более 50% акций общества, главном бухгалтере, финансовом директоре, а также иных лицах (ст. 61.10 Закона № 127-ФЗ).

Как видим, круг соответствующих лиц широк и обозначен таким образом, чтобы можно было при необходимости признать контролирующим лицом и привлечь к конкретной субсидиарной ответственности любого субъекта, в отношении которого судом будет установлено, что он контролировал должника, давал ему указания или определял условия сделок.

Кроме того, кредиторы теперь могут инициировать субсидиарную ответственность фактически на любой стадии банкротства.

Вместе с тем государство прикрыло лазейку, использовавшуюся ранее для продажи права требования о привлечении к субсидиарной ответственности с торгов «за копейки»: теперь кредиторы, в частности, налоговая инспекция, будут решать, возможна такая продажа или нет.

В соответствии с Законом № 266-ФЗ с 1 июля 2017 года кредиторы получили возможность обращаться с заявлением о привлечении должника к субсидиарной ответственности в течение трех лет после завершения процедуры конкурсного производства. Раньше должник, у которого не было активов и конкурсная масса которого не позволяла погасить все требования кредиторов, мог дождаться официального завершения процедуры банкротства и, что называется, «вздохнуть спокойно». Теперь кредиторы, в том числе налоговые органы, могут привлечь конкретное физическое лицо к ответственности и за рамками дела о банкротстве, на что им отводится три года.

ФНС России считает, что эти меры положат конец использованию популярных схем ухода от налогов, когда должник полностью контролирует банкротство через своего арбитражного управляющего, который выводит активы и минимизирует риски привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Таким образом, если компания ведет свою деятельность с высоким налоговым риском, то до налоговой проверки ситуацию собственникам лучше не доводить. Тем более, что банкротство перестает быть выгодным и надежным способом избавления от необходимости выплаты недоимки.