1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 502

Что нужно обязательно сделать бухгалтеру до Нового года («Новая бухгалтерия», № 12, 2017 г.)

Какие подготовительные мероприятия на предстоящий год следует выполнить бухгалтеру в этом году? Обозначим основные из них.

Формирование бухгалтерской и налоговой отчетности за 2017 г. в большинстве случаев начинается в следующем, уже новом году. Однако в конце года бухгалтерия должна провести ряд важных подготовительных мероприятий, основной перечень которых представлен в настоящей статье.

Актуализировать положения учетной политики

В конце уходящего года бухгалтер, как правило, начинает формировать учетную политику на предстоящий финансовый год. Именно ее положениям уделяется пристальное внимание в ходе налоговых проверок. Поэтому формальный подход к ее составлению или неприменение на практике закрепленных способов учета, может привести к негативным последствиям. При этом грамотно составленная учетная политика не раз выручала налогоплательщика в судебных спорах.

Например, в одном из судебных споров судьи поддержали компанию, которая определила долю расходов по налогу на прибыль и подлежащие вычету суммы НДС исходя из порядка, установленного в Положении об учетной политике предприятия (для целей бухгалтерского учета) и методологии определения финансовых результатов, а также с учетом содержания договоров долевого участия (постановление АС Волго-Вятского округа от 09.09.2016 № А29-8426/2015).

При разработке (актуализации) учетной политики на 2018 г. следует учитывать внесенные поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), действующие с 6 августа 2017 г.

Минфин России выпустил информационное сообщение от 02.08.2017 № ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», в котором разъяснил положения своего приказа от 28.04.2017 № 69н.

В пункте 7 ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики компаний для нескольких случаев (см. табл. 1).

Таблица 1. Способы формирования учетной политики

Федеральный стандарт бухгалтерского учета:

Способы формирования учетной политики

Устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета

Компания включает именно тот способ ведения учета, который предусмотрен соответствующим федеральным стандартом

Устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета

Компания выбирает из всех допускаемых федеральным стандартом способов ведения учета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета

Не содержит допустимые способы бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета

Компания самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов.

В качестве источника первой очереди применяются МСФО по аналогичным вопросам. Если и МСФО не содержат необходимых способов ведения учета, то компания ориентируется на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам. И уже, если и в стандартах нет решения, то компания должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета

Одним из примеров использования правил МСФО является определение срока полезного использования основного средства, возникающего в результате объединения нескольких объектов. В российском стандарте (ПБУ 6/01 «Учет основных средств») не прописан порядок учета основных средств в данной ситуации. Вместе с тем, порядок учета основных средств в МСФО регламентируется стандартом (IAS) 16 «Основные средства». Так, стандарт не определяет единицу измерения для целей признания, т.е. что именно составляет объект основных средств. При использовании критериев признания применительно к конкретной ситуации, в которой находится организация, требуется суждение. В некоторых случаях целесообразно объединить отдельные незначительные объекты, например, шаблоны, инструменты и штампы, и использовать критерии применительно к их агрегированной стоимости. То есть п. 9 стандарта (IAS) 16 «Основные средства» допускает возможность объединять основные средства и суммировать показатели основного средства (первоначальную стоимость, амортизацию).

Провести инвентаризацию имущества и обязательств

Инвентаризацию имущества и обязательств необходимо провести перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, далее — Методические указания № 49).

Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Проверять наличие библиотечных фондов — один раз в пять лет. А в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается проведение инвентаризации товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Порядок проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

I этап: подготовка к проведению инвентаризации. На данном этапе определяется перечень инвентаризируемого имущества, разрабатывается график проведения инвентаризации в каждом цехе, переделе, складе (на крупных предприятиях).

Исходя из объема инвентарных (номенклатурных) позиций имущества, рассчитываются временные трудозатраты, определяется число технических специалистов и пр.

На крупных предприятиях в цехах (переделах) назначается ответственное лицо за подготовительные работы: проверка нанесения инвентарных номеров на объекты основных средств, наличие ярлыков на материалах, визуальный осмотр имущества по местам хранения.

Результатом подготовительного этапа является издание приказа о проведении инвентаризации имущества и обязательств.

II этап: непосредственное проведение инвентаризации. Методика проведения инвентаризации определяется спецификой деятельности предприятия. Например, инвентаризация незавершенного производства заключается в определении заделов, агрегатов. Сама методика инвентаризации зависит от технологических процессов производства, вида незавершенного производства.

III этап: документальное оформление результатов проведенной инвентаризации. На этом этапе составляется протокол заседания рабочей комиссии, инвентаризационные и сличительные ведомости.

IV этап: отражение результатов инвентаризации в учете. Данный этап является заключительным. В случае отсутствия излишек и (или) недостач никакие бухгалтерские записи на счетах учета не проводятся.

А выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данных бухгалтерского учета отражаются в годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 5.5 Методических указаний № 49).

Отрегулировать сальдо расчетов по страховым взносам

Многие налогоплательщики столкнулись с тем, что при передаче сальдо по страховым взносам, пени и штрафам со стороны ФСС России и ПФР, возникли ошибки. Положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ предусмотрена передача фондами в Управление ФНС России по субъектам РФ сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом конкретного фонда по состоянию на 01.01.2017 г. В указанное сальдо не должны включаться суммы доначислений по расчетам за 2016 г., поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ срок уплаты платежа страхового взноса за декабрь 2016 г. был установлен 15.01.2017.

Однако на практике при приеме сведений налоговыми органами были установлены случаи включения в сальдо на 01.01.2017. сумм, подлежащих доначислению по итогам расчета за 2016 г. Помимо этого, плательщики страховых взносов обнаруживали и другие ошибки. При этом налоговики по инкассо на протяжении 2017 г. взыскивали несуществующую недоимку с компаний. Попытки урегулировать сальдо с налоговиками ни к чему не приводили.

Только недавно специалисты ПФР и налоговики пришли к договоренности о том, как будут исправлять ошибки, возникшие при передаче сальдо по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017. Речь идет о письмах ПФР от 06.09.2017 № НП-30-26/13859, ФНС России № ЗН-4-22/17710@, ФСС России от 15.09.2017 № 02-11-10/06-02-3959П, ФНС России № ЗН-4-22/18490@. В них четко прописан порядок и действия страхователя и страховщика по корректировке сальдо по страховым взносам, образовавшихся на 01.01.2017.

Компания и индивидуальные предприниматели, которые не согласны с размером переданного сальдо по страховым взносам, вправе подать заявление на его корректировку не только в фонды, но и в налоговую инспекцию.

В среднем корректировка налоговиками сальдо расчетов по страховым взносам займет 30 рабочих дней. Однако на практике срок может затянуться. В упомянутых письмах приведен электронный формат обмена между фондами и налоговиками.

Если страхователь подаст заявление напрямую в фонды, то сэкономит три рабочих дня. Но тогда налоговики в случае ошибочно числящейся недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, могут выставить требование или списать на инкассо. Поэтому бухгалтер должен как можно скорее разрешить разногласия по переданному сальдо по страховым взносам.

Составить график отпусков

Не позднее чем за две недели до начала 2018 г., то есть до 15 декабря 2017 г., работодатели должны утвердить график отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).

При планировании предстоящего отпуска необходимо обратить внимание на следующий момент. При увольнении работника работодатель не всегда может удержать долг по излишне выплаченным отпускным. Если работодатель не удержал при окончательном расчете с работником «отпускной» долг, вероятность его взыскания в судебном порядке очень мала. Это, в частности, подтверждает Верховный суд РФ (Определения от 25.10.2013 № 69-КГ13-6 и от 28.05.2010 № 18-В10-16). Чтобы избежать проблемных ситуаций в будущем, перед составлением планирования графика отпусков необходимо произвести расчет «заработанных» дней отпуска для каждого сотрудника на основании положений ст. 121 ТК РФ. При этом следует иметь в виду, что некоторым категориям работников положены отпуска «авансом» (ст. 122 ТК РФ).

Если в отпуск пойдет работник, принятый уже в 2018 г., то есть после составления графика отпусков, вносить изменения в этот график не обязательно. Кадровые документы оформляются в обычном порядке. Работник пишет заявление на отпуск и издается приказ о предоставлении отпуска, после этого данные об отпуске заносятся в личную карточку работника.

За отсутствие графика отпусков или составление его с нарушениями к работодателю могут применить меры ответственности, предусмотренные за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ):

— для должностных лиц организаций штраф составит от 1000 до 5000 руб.;

— для юридических лиц установлен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— для ИП — штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Проанализировать наличие основных средств с высокой энергетической эффективностью

Напомним, что по объектам основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, компания может применить льготу по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Начиная с 2018 г. в перечень льгот, которые должны быть предусмотрены региональным законодательством, добавлена льгота по объектам с высокой энергетической эффективностью. Если субъект РФ не установил такую льготу, то компания не вправе (даже при наличии у компании полного пакета подтверждающих документов) воспользоваться ею (ст. 381.1 НК РФ).

Таким образом, бухгалтер в конце года должен отследить, приняты ли поправки в местный закон о налоге на имущество в отношении льготы по объектам основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Необходимо также учесть и «прибыльные» поправки, действующие с 1 января 2018 г.

Изменения коснулись применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации.

Так, с 1 января 2018 г. коэффициент 2 не будет применяться в отношении зданий, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Одновременно расширен перечень имущества, к основной норме амортизации которых применяется повышающий коэффициент не выше 3. Речь идет об основных средствах, используемые в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ (подп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Повышающий коэффициент действует в части основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2018. Поэтому планировать приобретение таких объектов можно в конце года, а ввести в эксплуатацию — в 2018 г.

Перейти на УСН, подать уведомление о смене объекта

В конце текущего года компаниям, применяющим УСН, необходимо проверить, не утратили ли они право на применение специального режима из-за превышения ограничений.

С 1 января 2018 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за 9 месяцев 2017 г., в котором подается уведомление о переходе на данный специальный режим, не превысил 112,5 млн руб.

Если компания решила с 2018 г. применять УСН, она должна подать уведомление в налоговую инспекцию о переходе на УСН в срок не позднее 31 декабря текущего года. Уведомление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@, либо представляется по телекоммуникационным каналам связи в электронном формате, утвержденном приказом ФНС России от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@.

Кроме того, компания должна проанализировать экономическую целесообразность выбора объекта налогообложения при применении УСН. Для этого нужно провести сравнительный расчет эффективности двух налоговых баз.

Напомним, что согласно ст. 346.14 НК РФ налогоплательщик имеет право выбрать один из двух объектов налогообложения:

— доходы;

— доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налог, уплачиваемый при применении УСН с объектом налогообложения «доходы», в общем случае рассчитывается как сумма дохода, умноженного на налоговую ставку 6%, уменьшенная на сумму уплаченных страховых взносов и иных социальных выплат, но не более чем на 50%. То есть условно формула расчет налога выглядит так:

Н = Д х 6% : 2,

где

Н – налог;
Д – доходы.

Налог, уплачиваемый при применении УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», рассчитывается по формуле:

Н = (Д – Р) х 15%,

где

Н – налог;
Д – доходы;
P – расходы.

Определим величину расходов, при которых эффект от применения двух налоговых баз будет одинаковым:

Д х 6% : 2 = (Д – Р) х 15%;

0,03 х Д = 0,15 х Д – 0,15 х Р;

Р = 0,8 х Д.

Таким образом, если расходы налогоплательщика составляют 80% от полученных доходов и более и ФОТ х тариф страховых взносов >= Налог : 2 (для «доходной» УСН), имеет смысл рассмотреть объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Проведем расчет исходя из уровня рентабельности продаж (сколько приходится прибыли на единицу реализованной продукции):

R = (Д – Р) : Д,

где R продаж = 20%.

Преобразуем формулу через рентабельность продаж:

(0,03 х Д) : Д = 0,15 х R;

0,03 = 0,15 х R.

Если рентабельность продаж составляет 20% и более и ФОТ х х тариф страховых взносов >= Налог : 2 (для «доходной» УСН), стоит рассмотреть «доходную» УСН. Для низкорентабельного бизнеса (менее 20% — рентабельность по продажам) имеет смысл рассмотреть объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Но чтобы сделать выбор в пользу конкретного объекта налогообложения, необходимо провести анализ структуры возможных расходов с учетом процента оплаты, поскольку на практике приобретенные товары, работы, услуги могут оплачиваться в рассрочку.

Если компания намерена сменить объект налогообложения по УСН, уведомление нужно подать в налоговую инспекцию по месту учета не позднее 31 декабря 2017 г. (п. 2 ст. 346.14 НК РФ). С учетом того, что дата выпадает на выходной день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ), сообщить нужно до 08.01.2018 включительно.

Во избежание налоговых споров, подать уведомление о смене объекта налогообложения при УСН, нужно на бланке, утв. приказом ФНС России от 02.11.2011 № ММВ-7-11/829.

Проверить остатки неиспользованных резервов

Компаниям, которые создали в бухгалтерском и налоговом учете те или иные резервы, необходимо проинвентаризировать остатки этих резервов по состоянию на 31 декабря 2017 г.

С начала любого календарного года компания вправе отказаться от формирования резервов в налоговом учете, отразив свое решение в учетной политике для целей налогообложения.

Например, компания создает резерв по гарантийным обязательствам в бухгалтерском и налоговом учете (для отражения потенциального убытка, который может появиться в случае предъявления претензий на качество реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Величина резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание определяется ежемесячно по состоянию на последнее число месяца по реализованным товарам, готовой продукции, выполненным работам.

Расчет величины резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание производится по формуле:

Расходы по браку — расходы на исправление внешнего брака и (или) замену бракованной продукции за предыдущие три календарных года.

Выручка — выручка от реализации товаров (работ) за предыдущие три года, по которым возникли расходы на исправление внешнего брака.

Суммы расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, понесенные в течение года, списываются за счет суммы созданного резерва (п. 5 ст. 267 НК РФ).

По состоянию на 31.12.2017 сумма созданного резерва сравнивается с суммой фактически понесенных за этот же период расходов на гарантийный ремонт и обслуживание. При этом возможны варианты (см. табл. 2).

Таблица 2. Варианты действий в зависимости от соотношения суммы созданного резерва и суммы фактических расходов

Сумма резерва на конец отчетного года

Как сумма резерва соотносится с суммой фактических расходов

Вариант действий налогоплательщика

Сумма созданного резерва по состоянию на 31.12.2017

Меньше понесенных в течение года расходов на гарантийный ремонт и обслуживание

Образовавшаяся разница включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, текущего налогового периода

больше фактических расходов на гарантийный ремонт и обслуживание

Образовавшаяся неиспользованная часть резерва переносится на следующий налоговый период (2018 г.) с учетом особенностей, предусмот­ренных п. 5 ст. 267 НК РФ. Если же компанией принято решение о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания, то сумма ранее созданного и неиспользованного резерва включается в состав доходов по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (п. 6 ст. 267 НК РФ).

Проверить соблюдение страховых лимитов

В отношении каждого работника страховая база определяется отдельно по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. После достижения предельного лимита, начисление страховых взносов в ФСС России не производится, а в ПФР — сверх превышения страховые взносы уплачиваются по ставке 10%.

Поэтому бухгалтер должен проверить нарастающим итогом предельные величины облагаемой базы, с которых надо платить страховые взносы.

Напомним, что в этом году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет нарастающим итогом в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую (п. 1, п. 2 постановления Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255):

— на обязательное пенсионное страхование — 876 000 руб.;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 755 000 руб.

Важно!

С 1 января 2018 г. будут действовать новые лимиты для страховых взносов (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.»):

— на обязательное пенсионное страхование — 1 021 000 руб.;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 815 000 руб.

Проверить статус работника для определения ставки НДФЛ

В конце года бухгалтер должен определить статус физического лица, поскольку от статуса физического лица зависит порядок обложения НДФЛ его доходов (п. 1 и п. 3 ст. 224 НК РФ).

Для налоговых резидентов применяется ставка НДФЛ 13%, для нерезидентов РФ — 30%.

Окончательный налоговый статус работника в зависимости от времени его нахождения на территории РФ в текущем году определяется только по итогам налогового периода.

Если работник в середине года стал резидентом РФ и его статус уже не поменяется, то его доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Поэтому бухгалтеру может до окончания 2017 г. зачесть сумму НДФЛ, удержанную по ставке 30%, в счет НДФЛ, исчисленного по ставке 13% (п. 3 ст. 226 НК РФ).

На практике может сложиться ситуация, когда НДФЛ, удержанный с работника по ставке 30%, до окончания 2017 г. будет зачтен не полностью. Тогда работник может обратиться за возвратом оставшейся суммы излишне удержанного НДФЛ в налоговую инспекцию по месту жительства или месту пребывания (подп. 1.1 ст. 231 НК РФ, письма Минфина России от 26.09.2017 № 03-04-06/62126, от 15.02.2016 № 03-04-06/7958).

Начислить и выплатить заработную плату за декабрь 2017 г.

Первый рабочий день в 2018 г. приходится на 9 января 2018 г. В том случае если день выплаты заработной платы (согласно внутреннему локальному акту компании) приходится на праздничный или выходной день, выплату производят накануне (ст. 136 ТК РФ).

В ряде случаев компания сама проявляет инициативу выплатить декабрьскую заработную плату накануне Нового года. Поэтому бухгалтер должен рассчитать заработную плату, НДФЛ и страховые взносы в декабре 2017 г.

Если доход работника с начала 2017 г. превысил 876 000 руб., страховые взносы в ПФР с суммы превышения начисляются по пониженному тарифу 10%. Это значит, что если компанией планируется выплата годовой премии, ее целесообразно начислить в декабре 2017 г., когда у многих работников доход превышает указанный лимит.

Проверить нормативы по налогам

Для того чтобы безопасно и с выгодой учесть нормируемые расходы, бухгалтер должен учесть следующее.

Напомним, что в части налога на прибыль нормированию подлежат следующие расходы:

— на добровольное страхование работников (п. 16 ст. 255 НК РФ);

— возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (п. 24.1 ст. 255 НК РФ);

— капитальные вложения (п. 9 ст. 258 НК РФ);

— НИОКР (ст. 262 НК РФ);

— представительские расходы (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ);

— на рекламу (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ);

— при реализации продукции СМИ и книжной продукции (п. 43 и 44 ст. 264 НК РФ);

— на приобретение права на земельные участки (ст. 264.1 НК РФ);

— формирование резервов (по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, предстоящих расходов на НИОКР, расходов некоммерческих организаций, предстоящих расходов на ремонт основных средств);

— в виде процентов по долговым обязательствам (подп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ);

— убыток от уступки права требования (п. 1 ст. 279 НК РФ).

В части НДС нормированию подлежат только представительские расходы (п. 7 ст. 171 НК РФ). Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов компании на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Особенностью нормируемых расходов является их «плавающая» величина. Это связано с тем, что налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ), а по НДС — ежеквартально (ст. 163 НК РФ).

Поэтому расходы, которые в одном квартале были признаны сверхнормативными, в другом квартале могут перестать быть таковыми.

Если часть представительских расходов превысила норматив в отчетном периоде, то она может быть учтена в следующем отчетном периоде либо в последнем месяце налогового периода. С этой целью необходимо в конце каждого отчетного периода рассчитывать предельный размер представительских расходов.

Окончательная величина предельного размера расходов будет определена только на конец налогового периода, а не принятая величина нормируемых расходов по итогам года относится в состав расходов, не учитываемых в целях налогообложения, то есть «сгорает» (п. 42 ст. 270 НК РФ). И если у компании была существенная величина представительских расходов в конце года, превышающая норматив, возникает вопрос о возможности более позднего признания таких расходов. Датой признания представительских расходов у компаний, использующих метод начисления, является дата утверждения авансового отчета (п. 5 ст. 272 НК РФ).

Поэтому утверждение авансового отчета в январе 2018 г. в части представительских расходов декабря 2017 г., позволит компании признать «лишние» расходы в следующем году. В этом случае не будет и проблем со сверхнормативным НДС. НДС будет принят к вычету в I квартале 2018 г.

Пересмотреть договоры с контрагентами

С 19 августа 2017 г. первая часть НК РФ дополнена ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей».

Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком суммы подлежащих уплате налогов в результате искажения фактов хозяйственной жизни налогоплательщика, объектах налогообложения.

Положением п. 2 ст. 54.1 НК РФ определено, что по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить сумму подлежащих уплате налогов в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ, если:

— основной целью совершения сделки (операции) не является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) сумм налога;

— обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору (закону).

И в случае установления налоговыми органами наличия в рамках заключенных компанией сделок (операций) хотя бы одного из двух обстоятельств, повлечет отказ в праве на учет понесенных расходов, а также заявления по ним к вычету (зачету) сумм НДС в полном объеме (письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).

По новым критериям, обязательство по сделке должен исполнить контрагент, являющийся стороной договора, либо по переданному по договору (либо на основании закона) обязательству.

В отдельный пункт (п. 3 ст. 54.1 НК РФ) вынесены основания, только при наличии которых нельзя признать неправомерным уменьшение суммы подлежащих уплате налогов.

Таких оснований три:

— первичные учетные документы, подписанные неустановленными или неуполномоченными лицами;

— нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;

— возможность получения налогоплательщиком того же экономического результата при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

Иными словами, приведенные критерии не могут самостоятельно (в отсутствие иных обстоятельств, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ) рассматриваться в качестве основания для признания уменьшения налогоплательщиком суммы подлежащих уплате налогов неправомерным. А поэтому в типовых договорах с поставщиками можно предусмотреть формулировку, что поставщик располагает необходимыми ресурсами для самостоятельного исполнения сделки.

Кроме того, обязательной гарантией является предоставление контрагентом по запросу налогового органа всех необходимых документов по сделке.

Проверить, нужно ли платить налог по недвижимости с кадастровой стоимости

Напомним, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества рассчитывается как их кадастровая стоимость (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

К таким объектам относятся:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

— нежилые помещения, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

На сегодняшний день большинство субъектов РФ выполнили необходимые условия для налогообложения налогом на имущество объектов недвижимости, то есть не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу:

— определили на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

— направили перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ;

— разместили перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Поэтому бухгалтеру нужно ежегодно проверять перечень такой недвижимости.

Например, в г. Москве поиск по перечню объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, реализован на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Заказать справки о кадастровой стоимости земельных участков

Кадастровая стоимость является основой для расчета земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сведения о кадастровой стоимости объекта, внесенные в государственный кадастр недвижимости (в том числе и на конкретную дату, а также дату внесения в реестр и дату определения цены), можно получить бесплатно в виде кадастровой справки по утвержденной Минэкономразвития форме.

Для этой цели необходимо обратиться с запросом в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по соответствующему субъекту РФ.

Сведения по кадастровой стоимости объекта можно запросить в электронном виде с помощью сайта Росреестра. Кадастровая справка предоставляется бесплатно в течение пяти рабочих дней. Также сведения о кадастровой стоимости можно посмотреть на публичной кадастровой карте и в справочной информации по объектам недвижимости.

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земли посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации.

Для того чтобы рассчитать земельный налог на 2018 г., необходимо заказать в конце года справку о кадастровой стоимости земельных участков.

На практике встречаются ситуации, когда в конце года субъекты РФ утверждают результаты кадастровой стоимости земли. С какого момента нужно применять измененную кадастровую стоимость?

По общему правилу, нормативные правовые акты, влекущие изменение прав и обязанностей налогоплательщиков вступают в силу только по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа года, следующего за годом принятия (ст. 5 НК РФ).

Кроме того, вновь принятые акты о налогах и сборах, предусматривающие повышение налоговых ставок или устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Например, утвержденные результаты кадастровой стоимости 11 декабря 2017 г. для расчета земельного налога будут применяться только с 1 января 2019 г. (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28).

В случае несогласия с кадастровой стоимостью земли, указанной в кадастровой справке, компания может обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или сразу в суд.

Пополнить чистые активы (при необходимости)

Для начала разберемся в последствиях недостаточности чистых активов общества, и необходимости получения имущества в качестве вклада до 01.01.2018.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество обязано принять одно из следующих решений: об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов; о ликвидации общества (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ, п. 4, п. 5 ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Налоговые инспекции нередко подают иск в суд, требуя ликвидации компании по причине отрицательного значения чистых активов. Однако, как отмечают суды, снижение стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для ликвидации компании (постановления АС Московского округа от 28.07.2015 № А41-74211/2014 и от 27.08.2014 № А41-49477/13).

Следует отметить еще один негативный момент, когда отрицательная стоимость чистых активов влечет корректировку налоговых обязательств. Это касается ситуаций, когда в компании собственниками являются иностранцы, которые предоставляют займы своим компаниям. То есть таким компаниям придется сопоставлять объем собственного капитала с размером непогашенной задолженности.

И если размер контролируемой задолженности компании более чем в три раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств компании (то есть собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этой компании, применяются правила, установленные п. 4—6 ст. 269 НК РФ (письмо Минфина России от 26.06.2017 № 03-03-06/1/40068).

В этом случае необходимо для расчета процентов, признаваемых в налоговом учете, рассчитывать коэффициент капитализации. В 2017 г. взносы на пополнение чистых активов не облагались налогом на прибыль (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако с 1 января 2018 г. ситуация меняется из-за изменений, внесенных Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ: взнос учредителей на пополнение чистых активов исключен из перечня необлагаемых операций. Поэтому, если есть необходимость в таком взносе, лучше внести его до 1 января 2018 г. В то же время ст. 251 НК РФ пополнилась новым видом необлагаемых операций, среди них — вклад в имущество компании (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2018 г).

Внести изменения в устав компании, если планируется внесение вкладов учредителей

С 1 января 2018 г. налог на прибыль не уплачивается в отношении доходов в виде невостребованных дивидендов и имущества, имущественных и неимущественных прав, полученных в качестве вклада в имущество организации (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Чтобы воспользоваться данной льготой, в уставе компании должна быть предусмотрена возможность учредителя оказывать такую помощь. Если в уставе ничего не сказано про вклад в имущество, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в устав.

Проверить недостающую первичку

В конце года бухгалтеру необходимо проверить имеющуюся «первичку» и проанализировать дебиторскую задолженность в части авансов выданных. Ведь большая часть документов за декабрь 2017 г. поступит в бухгалтерию только в январе 2018 г. Для исключения возможности «потерявшихся» документов для закрытия дебиторской задолженности по авансам выданным необходимо составить реестр недостающих документов (счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ, оказанных услуг).

По состоянию на 31 декабря 2017 г. необходимо также сформировать проводки по реформации баланса, то есть обнулить все субсчета к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Обычно реформация баланса проводится бухгалтером уже в следующем году после получения всех документов за отчетный год и начисления налога на прибыль.

Проверить (утвердить) лимит по кассе

В компании в обязательном порядке должен быть установлен кассовый лимит, то есть допустимая сумма наличных денежных средств, которая может оставаться в кассе на конец рабочего дня (п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»). Исключение сделано для ИП и малых предприятий.

Кассовый лимит может устанавливаться на определенный срок либо бессрочно (то есть в приказе руководителя компании не указан период, на который действует лимит). Компания в любое время вправе пересчитать лимит и оформить новый лимит приказом (п. 8, п. 9 письма ЦБ РФ от 15.02.2012 № 36-3/25).

Напомним, что штрафы за несоблюдение лимита для компании составят от 40 000 до 50 000 руб., а для руководителя — от 4000 до 5000 руб. (ст. 2.4, ст. 15.1 КоАП РФ).

Свежий номер
Новая бухгалтерия №07 от 01.07.2019