1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 32

Нет худа без добра («ЭЖ-Юрист», № 40, 2017 г.)

Введение экономических санкций со стороны ЕС, США и ряда других государств вынудило Российскую Федерацию применить контрсанкции и перейти к стратегии импортозамещения и поддержке отечественного производителя. Политика импортозамещения дает положительные результаты.

Новые экспортные мощности

Критический анализ ситуации показывает, что российские производители не только удовлетворяют потребности внутреннего рынка, но и наращивают экспортные мощности. По предварительным данным ФТС России, в январе – июне 2017 года экспорт из России составил более 167 млрд долл., 57 млрд (порядка 34%) которого составил несырьевой неэнергетический экспорт. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года заметен рост: общий экспорт вырос на 29% (более чем на 37 млрд долл.), а несырьевой неэнергетический экспорт – на 19% (9 млрд долл.).

По данным Российского экспортного центра, достоин отдельного упоминания вклад в рост экспорта следующих секторов: металлопродукция (45% роста в структуре несырьевого неэнергетического экспорта), продовольствие (16%) и химические товары (15%). В отчете РЭЦ также отмечено, что «положительная динамика экспорта к аналогичному периоду предыдущего года фиксируется восьмой месяц подряд, рост достигнут по многим видам продукции, в первую очередь благодаря повышению мировых цен, но также и за счет расширения физических объемов поставок» (Аналитическая справка «Развитие общего и несырьевого экспорта России в январе – июне 2017 г.». АО «Российский экспортный центр», Москва, август 2017).

Выход на принципиально иные экспортные мощности отмечается во многих отраслях. Так, на конференции «Автоэволюция 2016» были озвучены оценки о достижении российским экспортом автомобилей отметки в 110 000 машин в 2017 году, Министерство экономического развития в такой ситуации ожидает повышения экспортных поставок до 300 000 машин в 2020 году, и это лишь один из примерного успешного развития экспорта России.

Стоит признать, что к импортозамещению в России подошли серьезно: Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 № 785 была образована специальная Правительственная комиссия по импортозамещению, и, как показывает практика, она последовательно реализует политику импортозамещения.

Конкретные шаги видны в отчете о решениях по итогам заседания Комиссии от 16 мая 2017 года. В протоколе указаны, в частности, поручения Минпромторгу и Минэнерго «совместно с организациями топливно-энергетического комплекса представить до 28 июня 2017 г. в Правительство Российской Федерации предложения по организации серийного производства газовых турбин ГТД-110 М на основе формирования консолидированного заказа со стороны компаний-потребителей и возможного заключения специального инвестиционного контракта» или же совместно с Минфином представить «в Правительство Российской Федерации предложения по стимулированию производства российской продукции для топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии, в том числе с использованием механизма специального инвестиционного контракта» (отчет находится по ссылке: http://government.ru/orders/selection/401/27928/).

Стоит отметить, что поддержка экспорта стала настоящим лейтмотивом деятельности высших органов государственной власти России в последние годы. Например, в том же году, что и Правительственная комиссия по импортозамещению, было создано акционерное общество «Российский экпортный центр», а в Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» была введена важная ст. 3.1, устанавливающая, в частности, что «функции по осуществлению поддержки экспорта… реализуются Внешэкономбанком, акционерным обществом «Российский экспортный центр»… акционерным обществом «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) и их дочерними хозяйственными обществами». Поддержка экспорта стала ключевым пунктом и во многих актах Правительства РФ, в том числе тех, что были приняты до введения санкций в отношении России. Так, Правительство РФ устанавливает меры по поддержке экспорта в следующих сферах:

–промышленности строительных материалов (Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2016 № 868-р);

–индустрии детских товаров (Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р);

–отрасли информационных технологий (Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р).

Особая господдержка

Правительством приняты отдельные акты в отношении видов продукции, которым будет оказываться особая государственная поддержка для развития их экспорта:

–продукции в отрасли сельскохозяйственного машиностроения (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2017 № 1876-р);

–продукции автомобильной промышленности (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2017 № 1877-р);

–продукции железнодорожного машиностроения (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2017 № 1878-р).

Отдельным актом в июле 2017 года утвержден перечень продукции (как товаров, так и работ и услуг), поддержка экспорта которой осуществляется федеральными органами исполнительной власти в приоритетном порядке. Это, в частности (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2017 № 1473-р):

–Продукция гражданского машиностроения.

–Продукция химической промышленности (за исключением минеральных удобрений, полимеров и мономеров в первичных формах).

–Продукция агропромышленного комплекса.

–Продукция фармацевтической и медицинской промышленности.

–Продукция металлообрабатывающей промышленности.

–Продукция лесопромышленного комплекса (за исключением необработанной древесины).

–Продукция легкой промышленности.

–Строительные материалы.

–Товары народного потребления (полиграфическая продукция, игрушки и детские товары, средства гигиены, бытовые изделия из керамики и стекла (посуда, тара и др.), ювелирные изделия, очки, музыкальные инструменты, мебель, осветительная техника, галантерея, канцелярские товары).

–Работы и услуги в таких областях, как:

–туризм;

–образование;

–здравоохранение;

–инжиниринг;

–строительство;

–техобслуживание и ремонт;

– информационные и компьютерные услуги.

Интересно отметить, что утвержден и список стран, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка. Так, в перечне из Приказа Минфина России от 25.09.2014 № 103н указаны, например, Республика Беларусь, Венгрия, Хорватия, Турция, Португалия, всего же в списке 56 государств.

Поддержка экспорта заложена и в прогноз Минэкономразвития России долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Также разработан вопрос поддержки экспорта на Дальнем Востоке: принят Приказ Минвостокразвития России от 04.07.2016 № 144 «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» на финансовое обеспечение ее деятельности».

Закупки иностранных товаров

Не стоит забывать, что закупка иностранных товаров строго регламентируется законодательством РФ о контрактной системе. В частности, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что Правительство России может установить «запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок» для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.

Необходимо напомнить, что на настоящий момент такие запреты установлены, например, в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует (Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» – в приложении к документу указаны 132 наименования товаров, включая среди прочего спецодежду, станки токарные, кабели и кабельную арматуру).

Для поддержки российских производителей и защиты внутреннего рынка запрещено закупать отдельные виды товаров машиностроения, происходящие из иностранных государств, если они не соответствуют определенным требованиям. Так, Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит приложение из 55 наименований товаров, которые по общему правилу закупаются исключительно у российских производителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, российская промышленность даже в условиях новых санкций со стороны западных стран не только способна обеспечить необходимый уровень производства для внутреннего рынка, но и наращивает экспортный потенциал. Государство в свою очередь начало разрабатывать долгосрочную программу поддержки экспорта задолго до введения санкций, однако с их введением, перейдя к политике импортозамещения, стало еще активнее развивать данное направление деятельности. По этим причинам бренд «Сделано в России» набирает вес на международной арене, отечественные производители переориентируются с «относительно комфортного» рынка СНГ на рынки других партнеров, в частности государств – партнеров России по БРИКС (Китайской народной республики, Индии, Бразилии и Южно-Африканской республики). Россия также активно развивает различные экономические интеграционные объединения – прежде всего ЕвразЭС.