1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1144

Идентификатор госконтракта в счете-фактуре

Специалисты Минфина России выпустили два письма, посвященных вопросам заполнения строки 8 счета-фактуры и строки 5 корректировочного счета-фактуры, в которых указывается идентификатор государственного контракта. С разъяснениями финансистов, содержащимися в письмах от 08.09.2017 № 03-07-09/57881 и № 03-07-09/57870, полезно ознакомиться тем компаниям, которые не заключают государственные контракты.

Новые правила

С 1 июля 2017 г. ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в счете-фактуре на аванс и в корректировочном счете-фактуре должен быть указан такой реквизит, как идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) при его наличии. Данные новации в п. 5, 5.1 и 5.2 ст. 169 НК РФ внес Федеральный закон от 03.04.2017 № 56-ФЗ.

Эти изменения нашли свое отражение и в форме счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры). Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 № 625 в счет-фактуру введена строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)» (в корректировочный счет-фактуру — строка 5 с одноименным названием).

Нет госконтракта — нет и строки?

Компании, которые не работают в рамках государственных контрактов, столкнулись вот с какой проблемой. Их поставщики продолжают выставлять счет-фактуру по старой форме (без строки 8). Контрагенты аргументируют такой подход следующим. Во-первых, идентификатор государственного контракта указывается при его наличии, что прямо предусмотрено в подп. 6.2 п. 5 ст. 169 НК РФ. Раз отношения, осуществляемые в рамках государственных контрактов, отсутствуют, то и нет никакого идентификатора. Во-вторых, по их мнению, проблем у покупателя с вычетом «входного» НДС по такому счету-фактуре возникнуть не должно. Ведь отсутствие в счете-фактуре строки «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)» не препятствует налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС. Поэтому оснований для отказа в принятии налога к вычету нет (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Правомерны ли действия поставщиков? Ответ на этот вопрос специалисты Минфина России дали в письме от 08.09.2017 № 03-07-09/57881. Они указали, что формы счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. В нем не предусмотрено право налогоплательщика исключать строки и графы из утвержденных форм. Поэтому поставщики должны выставлять счета-фактуры (корректировочные счета-фактуры) по действующим формам, в которых имеются строки для указания идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).

Последствия для сторон сделки

В комментируемом письме финансисты не оценили налоговые последствия для покупателей, которые получают счета-фактуры без строки 8. На наш взгляд, претензии со стороны проверяющих все же могут возникнуть. Дело в том, что в п. 3 Правил ведения книги покупок1 сказано, что в ней не регистрируются счета-фактуры (в том числе корректировочные), которые не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ и утвержденным формам. Получается, что если организация получит от своего поставщика счет-фактуру, в которой отсутствует строка 8, то такой документ нельзя занести в книгу покупок. Как следствие — потеря право на вычет. Ведь на основании итоговых данных по графе 16 «Сумма НДС по счету-фактуре, разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету, в рублях и копейках» книги покупок составляется декларация по НДС (п. 7 Правил заполнения книги покупок1).

Что касается упомянутого выше положения п. 2 ст. 169 НК РФ об отсутствии оснований для отказа в принятии НДС к вычету, то мы считаем, что оно в рассматриваемой ситуации не применяется. Дело в том, что в этой норме идет речь об ошибках при заполнении утвержденной формы счета-фактуры. В нашем же случае поставщик не допускал ошибок, он просто использовал недействующую форму документа.

Следует отметить, что для поставщика не будет негативных последствий в связи с выставлением счета-фактуры не по установленной форме. Ведь в Правилах заполнения книги продаж1 отсутствует положение о том, что в ней не регистрируются счета-фактуры, выставленные не по утвержденной форме. Поэтому поставщик в любом случае занесет счет-фактуру в книгу продаж, отразит начисленные суммы НДС в декларации и уплатит их в бюджет. Следовательно, никаких претензий со стороны налогового органа к нему возникнуть не должно.

Пустая строка

Может ли покупатель принять к вычету НДС по счету-фактуре (корректировочному счету-фактуре), который поставщик выставил по установленной форме, но строку 8 (строку 5) оставил пустой (без прочерка), так как отношения в рамках государственного контракта отсутствуют? Специалисты Минфина России считают, что в этом случае проблем возникнуть не должно. В письме от 08.09.2017 № 03-07-09/57870 финансисты указали, что в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры указывается идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии). Такой порядок установлен в п. 1 Правил заполнения счета-фактуры1 и п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры1.

Проставление прочерка в указанных строках счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) в случае отсутствия государственного контракта, договора (соглашения) вышеназванными Правилами не предусмотрено. Исходя из этого, финансовое ведомство пришло к выводу, что непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта не может являться основанием для отказа в принятии к вычету НДС.

1 Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.