Патенты обойдутся дороже: правительство внесло ряд изменений в положение о патентных и иных пошлинах

| статьи | печать

Изменения предусматривают введение новых видов пошлин, повышение размера ряда пошлин, а также расширение категории заявителей, которым предоставляется льгота по уплате пошлин, и видов таких льгот.

На этой неделе (6 октября) начнут действовать изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 23.09.2017 № 1151 в положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора (утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941, далее — Положение о пошлинах).

Какие изменения ожидают участников оборота в связи с этими изменениями?

Приложение № 1 к Положению о пошлинах теперь дополнено новыми видами пошлин за совершение юридически значимых действий, которые появились в ГК РФ после вступления в силу Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ. В частности, теперь установлены пошлины за экспертизу по существу заявок на полезную модель (п. 1 ст. 1390 ГК РФ), за преобразование оспариваемого патента на изобретение в патент на полезную модель (п. 3 ст. 1398 ГК РФ), за экспертизу по существу заявок на изобретение в случае «ускоренного» проведения информационного поиска и предоставления его результатов заявителю (п. 3 ст. 1386 ГК РФ).

Как поясняли разработчики еще на стадии обсуждения проекта изменений, введение пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу в случае «ускоренного» информационного поиска призвано разграничить процедуры экспертизы с учетом сроков предоставления заявителю результатов поиска. Необходимость такого разграничения продиктована интересами заявителей, планирующих зарубежное патентование российских изобретений с сохранением даты приоритета, признанной в РФ. Так, п. 3 ст. 1386 ГК РФ устанавливает срок в семь месяцев для направления заявителю отчета об информационном поиске в отношении заявок, по которым ходатайство о проведении экспертизы по существу подано при подаче заявки в Роспатент и по заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата ее подачи. По остальным же заявкам отчет об информационном поиске направляется заявителю до истечения 12 месяцев.

По замыслу разработчиков указанной нормы ГК РФ, такое регулирование предназначалось для целей зарубежного патентования изобретения, когда интересы заявителя связаны с получением исключительных прав на изобретение в той или иной стране и с закреплением более ранней даты приоритета изобретения по дате подачи заявки в Роспатент. В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (1883 г.) право приоритета может быть реализовано заявителем в течение 12 месяцев со дня подачи национальной заявки (для российских заявителей — заявки в Роспатент). Предоставление отчета о поиске в течение семи месяцев дает заявителю возможность с учетом его результатов принять взвешенное решение о целесообразности зарубежного патентования изобретения и подать соответствующую заявку в установленный срок.

С формальной точки зрения ГК РФ не обязывает заявителя в любом случае подавать заявку на патентование изобретения в иностранном государстве. Однако на практике отсутствие эффективного механизма разграничения ситуаций, когда заявитель собирается подавать заявку на зарубежный патент и когда не собирается, приводило к необоснованному использованию процедуры «ускоренного» поиска заявителями, не имеющими намерения получать зарубежный патент.

Чтобы урегулировать этот момент в Положении предусмотрены разные пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу: для предоставления заявителю результатов поиска в семимесячный срок (п. 1.9.1 Приложения № 1 к Положению о пошлинах) и до истечения 12 месяцев (п. 1.9.2 Приложения № 1 к Положению о пошлинах). Предполагается, что такое регулирование будет стимулировать заявителей, не планирующих зарубежное патентование изобретений, к использованию стандартной процедуры экспертизы с 12-месячным сроком предоставления результатов информационного поиска. Соответственно, заявители получат возможность выбрать: получить результаты информационного поиска до истечения семи месяцев при уплате пошлины в повышенном размере либо уплатить пошлину меньшего размера и получить результаты поиска в течение 12 месяцев.

Другая группа изменений в Положение о пошлинах связана с повышением размера отдельных видов пошлин. Изменения в основном затронули пошлины, связанные с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, но затронули существенно — в среднем размеры пошлины выросли в два раза. Как пояснили разработчики изменений, размеры пошлин не изменялись с 2011 г. (последние поправки были внесены постановлением Правительства РФ от 15.09.2011 № 781), и их увеличение обусловлено прежде всего уровнем инфляции с 2011 г., а также значениями соответствующих пошлин, взимаемых в государствах — членах ЕАЭС, с учетом особенностей национальных правил расчета.

Наряду с увеличением размеров пошлин Положение о пошлинах в новой редакции предусматривает дополнительные льготы по их уплате и расширяет категорию заявителей, имеющих право на уплату пошлин в уменьшенном размере. Так, льготы предусмотрены теперь для заявителей — образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, либо научных организаций, а также заявителей — индивидуальных предпринимателей.

Другие значимые изменения — снижение на 30% размера пошлины, уплачиваемой заявителем при обращении в Роспатент в электронной форме, и увеличение на 1000 руб. базового размера пошлины, уплачиваемой за регистрацию заявки на товарный знак, за каждый класс товаров и услуг свыше пятого, в отношении которых испрашивается правовая охрана.