Цифровая трансформация: с чего начать?

Исследование
| статьи | печать

Производительности, инноваций и конкурентоспособности можно достичь с помощью цифровых технологий. Однако их применение сопровождается определенными изменениями в бизнесе и компаниях. Цифровая зрелость и путь к ней, как и большинство крупных корпоративных инициатив, являются рискованными1. Для всех ли компаний этот путь неизбежен? Многие ли руководители действительно хотят изменить свои компании и как при этом оценить шансы и результаты? Обратимся к мнению экспертов, которые участвовали в подобных преобразованиях в государственном и частном секторах в течение многих лет. Их опыт поможет лучше понять реалии цифровой трансформации.

Цифровая трансформация — это не обновление программного обеспечения или проект по улучшению цепочки поставок. Она скорее может стать планируемым цифровым шоком для разумно функционирующей системы, предупреждают эксперты. В этой связи они рекомендуют перед запуском преобразований целенаправленно моделировать их с помощью инструментов, которые позволяют создавать творческие, эмпирические модели. Речь идет о программных продуктах, которые помогают моделировать бизнес-процессы и проводить бизнес-моделирование.

В качестве первого шага к преобразованию процессов, необходимо честно ответить на вопрос: может ли компания создавать цифровые модели, имитирующие особенности, присущие ее процедурам, иначе говоря, моделировать существующие процессы? Если компания этого не может, это означает, что она, вероятнее всего, не сможет легко преобразовать свои процессы в цифровой формат, считают эксперты.

Речь идет не о моделировании процессов «как есть», такой подход не способствует трансформации. Прежде всего нужно поставить под сомнение сами процессы, как они построены и функционируют. Ведь они были разработаны в условиях определенных технологических ограничений. Чтобы воспользоваться преимуществами, которые появились позднее, нужно перепроектировать процессы, оптимизировать их или разработать новые, которые приведут к изменениям и оценить их. В этом и заключается истинное преобразование.

Возможность цифровой трансформации еще не означает, что она будет выгодной. Если существующие бизнес-правила, процессы, модели и системы работают очень хорошо, усилия по их цифровому преобразованию могут не иметь смысла, учитывая требуемые затраты, время и усилия. Иначе говоря, не каждая компания, процесс или бизнес-модель нуждаются в цифровой трансформации.

Со временем эффективность установленных правил, процессов, моделей и систем может снизиться, тогда потребность в цифровой трансформации может возрасти. Но при этом нужно обязательно сделать бизнес-кейс, убедиться в том, что преобразование успешно упростит некоторые ключевые процессы.

Большинство возможностей находятся в проверенных технологиях

Существует мнение, что цифровые преобразования используют прорывные или разрушительные технологии. Однако опыт экспертов показывает, что большинство трансформационных рычагов и возможностей содержатся в проверенных операционных (например, базах данных) и стратегических технологиях (например, ERP- или CRM-системах). Но подобные изменения редко происходят в результате использования таких инновационных технологий, как дополненная реальность или прорывные технологии.

Эксперты полагают, что на практике часто легче добиться результатов от технологий, которые уже широко используются, чем от новых технологий. Тем не менее многие компании-лидеры игнорируют этот факт, пытаясь позиционироваться и настроиться на следующую волну новых технологий, хотя ее часто трудно предсказать.

Если бизнес идет хорошо, шансы на трансформацию малы

Считается, что успешные проекты цифровой трансформации начнут, скорее всего, доходные компании. Эксперты опровергают это устоявшееся мнение и полагают, что в преобразованиях более мотивированы неудачные компании. Им нужно что-то изменить, поскольку не все идет хорошо и быстро.

Успешные компании, особенно если они являются публичными компаниями, осторожны в отношении изменений. Они не меняют свои бизнес-модели без крайней необходимости, а только когда они вынуждены это делать под рыночным давлением. Изменения всегда дорогие, трудоемкие, неточные и болезненные.

К тому же усилия по трансформации часто ограничены, возникает сопротивление изменениям. Однако оно может быстро исчезнуть, когда компания столкнется с неудачами.

Меньше всего сопротивляются усилиям по преобразованию в компаниях, имеющих проблемы с клиентами и деньгами, или при запуске изменений, финансируемых инвесторами, отмечают эксперты. Компании с хорошим уровнем доходов, понятными процессами, как правило, не хотят совершенствовать их, пока выигрывают на рынке.

Лидеры рынка с удачными бизнес-моделями редко начинают изменения

Есть примеры, когда стартапы «подрывали» традиционные отрасли, среди них — Airbnb, Uber и Lyft (перевозки), Amazon (книги, розничная торговля) и Netflix (развлечения). Но могут ли лидеры отрасли «подорвать» себя таким образом? На этот вопрос эксперты отвечают отрицательно. Пока лидеры рынка выступают в роли новаторов, они чаще всего не идут на перемены до тех пор, пока их прибыль не начнет падать, а акционеры — требовать трансформации. Это еще одна из граней цифровой реальности.

Опыт также показывает, что количество руководителей, которые действительно хотят преобразовать свои компании, относительно невелико, особенно в публичных компаниях. Цифровая трансформация требует сильной поддержки высшего руководства. И хотя концепция таких преобразований может быть реализована в цепочке управления, одной концепции в области продаж недостаточно. Для достижения успеха требуется открытая и непрерывная поддержка управленческой команды, что осуществить достаточно сложно, отмечают эксперты.

Многие руководители часто с недоверием относятся к рискованным изменениям, для других — сложные проекты по цифровой трансформации являются вызовом, особенно когда они понимают, сколько времени для этого потребуется. Более того, руководители неохотно перестраивают существующие бизнес-модели, которые приносят большие доходы менеджменту и акционерам.

В заключение эксперты отмечают, что цифровые трансформации представляют собой определенные сочетания новых и прорывных технологий, улучшенных бизнес-правил, процессов и моделей, воздействие которые можно оценить и проверить. Большинство проектов по цифровизации терпят неудачу именно потому, что они имеют ограниченную поддержку в ходе исполнения.

Вместе с тем все устаревшие процессы можно постепенно улучшить с помощью инновационных технологий, иными словами цифровая трансформация требует времени.

1 «Как предприятию достигнуть цифровой зрелости», «ЭЖ», 2017, № 22.

2 «Five Myths About Digital Transformftion», Stephen J. A. MITSloan, 2017, February.