Обеспечительные меры приняты правомерно

| статьи | печать

В отношении организации проведена выездная налоговая проверка. По ее результатам доначислен налог на прибыль и НДС, соответствующие пени и штрафы. Решение о привлечении к ответственности вынесено 27.03.2017, а вручено – 31.03.2017. Одновременно с вручением решения о привлечении к ответственности налогоплательщик получил решение о принятии обеспечительных мер (запрет на отчуждение имущества), вынесенное 28.03.2017. Правомерны ли действия налогового органа по вынесению решения о применении обеспечительных мер, если решение по результатам проверки не вступило в силу? Что является основанием для вынесения такого решения? Можно ли его обжаловать?

Э. Шалашная, г. Мытищи

Ответ. В соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, которое вступает в силу со дня его вынесения и действуюет до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами могут быть:

–запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

– приостановление операций по счетам в банке.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По разъяснениям ФНС России, данным в Письме от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, обеспечительные меры, указанные в п. 10 ст. 101 НК РФ, могут быть приняты руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до вступления в силу решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.12.2012 № 10765/12 по делу № А64-6176/2011 также указал, что обеспечительные меры, предусмотренные п. 10 ст. 101 НК РФ, принимаются до вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как направлены на оперативную защиту интересов бюджета в целях предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени может быть затруднено либо невозможно исполнение принятого решения налогового органа по причине отчуждения (вывода) налогоплательщиком своих активов.

Как следует из самой нормы п. 10 ст. 101 НК РФ, обеспечительные меры применяются, когда у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Нормы НК РФ не разъясняют, что является достаточными основаниями, поэтому указанное применяется по усмотрению руководителя налогового органа (заместителя руководителя), который выносит решение.

Как показывает сложившаяся арбитражная практика, в случае обращения налогоплательщиков в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о принятии обеспечительных мер, налоговый орган обязан доказать невозможность или затруднительность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Часто суды приходят к выводу об отсутствии достаточных доказательств того, что непринятие налоговым органом обеспечительных мер может привести к затруднительности или невозможности исполнения решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности (постановления ФАС УО от 22.01.2013 № Ф09-12984/12 по делу № А50-9179/12, МО от 12.11.2012 № А40-16468/12-91-77, от 04.05.2012 по делу № А40-102291/11-20-428, от 19.04.2012 по делу № А40-76471/11-91-326, от 11.11.2011 по делу № А41-4816/11, СЗО от 10.10.2012 № А52-759/2012).

Таким образом, действия налогового органа по вынесению решения о применении обеспечительных мер, если решение по результатам проверки не вступило в силу, правомерно. Основанием для вынесения такого решения является достаточное основание полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения по результатам проверки. При этом решение о принятии обеспечительных мер принимается по усмотрению руководителя налогового органа (заместителя руководителя).

Но, как показывает судебная практика, налогоплательщики обжалуют правомерность вынесения решений о принятии обеспечительных мер, а налоговому органу приходится доказывать достаточность оснований для их принятия.