Президент указал портам переходить на рубли

| статьи | печать

Президент Владимир Путин заявил чиновникам, что российские порты перейдут на ценообразование в рублях с начала 2018 г. Так глава государства решил задачу, с которой не один год не могли справиться глава Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС России) Игорь Артемьев и руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.

Дело было в Калининградской области, где прошло совещание о транспортной инфраструктуре. Там И. Артемьев, как сообщает Reuters, пожаловался на государственную группу НМТП, которая, по его словам, не перевела тарифы в рубли, несмотря на то, что все решения на политическом уровне приняты.

«Надо… принять решение, но там частный акционер крутит (как) хвост собакой», — цитирует Reuters И. Артемьева. Под этим частником, может быть, И. Артемьев подразумевал Зиявудина Магомедова, чья группа «Сумма» владеет частью НМТП. ФАС этой весной пыталась перевести портовые тарифы в рубли, но проиграла в суде НМТП, которая оспорила предписание службы.

Тарифы действительно в руб­лях выросли по понятным причинам. В том числе потому, что власти отменили регулирование тарифов перевалки грузов в портах в 2013—2014 гг. А сделано это было в том числе по инициативе ФАС.

У сожалеющего теперь о нехорошей инициативе прошлых лет И. Артемьева появился с 2015 г. союзник в борьбе за восстановление контроля за цено­образованием в портах — Игорь Сечин. Когда рубль пал, он стал возмущаться тем, что компания оплачивает услуги естественных монополий в валюте. Вскоре В. Путин первый раз потребовал отходить от практики использования долларов в портах для внутренних расчетов.

И вот в августе 2017 г. президент принял решение, которое вряд ли можно оспорить в суде.

В. Путин сказал: «Это еще один шаг к укреплению национальной валюты». Но есть более понятные цели. Во-первых, сырьевики нынче в непростой ситуации. Им приходится продавать продукцию за доллары, а платить за работы — руб­лями, и прибылей не хватает на поддержание и дальнейшее развитие достойного бизнеса. Если заключать по возможнос­ти долгосрочные договоры на перевалку в рублях, можно сэкономить. Во-вторых, российские порты не могут конкурировать с иностранными, и ряд отечественных экспортеров, не говоря уже о чужих, норовят возить грузы по железным дорогам до заграничных заводей и выигрывают на этом.

«Когда выгоднее тащить (грузы) за рубеж, ну что им (владельцам) сказать — они будут за рубеж тащить, — цитирует ТАСС главу государства. — Об этом говорилось уже много раз, но далеко не все еще сделано в этом направлении».

Теперь президенту доказали, видимо, что перевод на оплату в рублях будет равнозначен снижению тарифов. Но есть подозрение, что в любой валюте можно брать больше или меньше. Так что задумка И. Артемьева о реставрации госрегулирования ценами в портах может стать очередной темой для совещания в каком-нибудь приморском поселке в ближайшее время — главное, чтобы выступил президент.

Пока же чиновники подхватывают новые веяния, чтобы быстро набрасывать сценарии благостного развития оте­чественной экономики пос­ле применения довольно прос­тых инструментов типа приказов переходить на рубли в расчетах. К примеру, глава Минэкономразвития Максим Орешкин среагировал мгновенно: «В целом мы в ЦБ недавно очень подробно обсуждали. Идет большой тренд на дедолларизацию российской экономики. ЦБ сделал несколько очень важных шагов, чтобы меньше валютных кредитов выдавалось». По его словам, тенденцию увеличения роли руб­ля надо поддерживать, в частнос­ти, отходя от валютных кредитов. «Потому что валютные рис­ки, мы видим, к чему могут приводить», — сказал М. Орешкин.

Вообще-то кредитная тема плохо монтируется с портовой. Хотя есть, конечно, общие слова: «доллар» и «рубль».

«Россия сейчас находится в условиях плавающего курса, санкции ужесточаются, и это может давать волатильность курсу. Я бы сказала так, что идея сокращать валютные заимствования — в части кредитной зависимости от валюты — это совершенно правильная идея, потому что, конечно, просчитать, захеджировать валютные риски сейчас очень сложно. Но все-таки говорить о дедолларизации в масштабе всей экономики пока еще рано, это очень длительный процесс», — приводит РИА «Новости» мнение главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой.

Между тем мало что известно о валютных заимствованиях портов за рубежом, больше — о внешних долгах российских компаний с госучастием, общий долг которых вырос за несколько лет, по некоторым оценкам, в 14 раз.