Доступ акционеров и участников хозяйственных обществ к информации о компаниях будет происходить по-новому

| статьи | печать

В последнее воскресенье июля Президент РФ подписал закон, который изменяет правила предоставления информации акционерам (участникам) акционерных обществ (далее — АО) и обществ с ограниченной ответственностью (далее — ООО и совместно с АО — Общества). Новый закон уточняет перечень предоставления АО и ООО сведений о своей деятельности собственным акционерам и участникам. Закон был официально опубликован 30 июля 2017 г. и с этой даты вступил в силу.

Вопрос об изменении правил доступа акционеров АО к данным о хозяйственной деятельности организаций был поднят еще в 2011 г. в связи с изданием поручения Президента РФ, согласно которому предполагалось установить четкую и однозначную регламентацию права доступа миноритарных акционеров к информации о деятельности публичных компаний и обеспечить совершенствование контроля и надзора в этой сфере. Непосредственным толчком к разработке законопроекта № 558976-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“», на днях ставшего федеральным законом, послужили направляемые со стороны мажоритарных акционеров крупных компаний письма с предложениями ограничить права миноритарных акционеров на доступ к внутренней информации о деятельности АО в связи с их опасениями, что недобросовестные миноритарные акционеры могут использовать соответствующие данные для корпоративного шантажа и необоснованного вовлечения компаний в судебные разбирательства.

Изменения, которые вносит Федеральный закон от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“» (далее — Закон № 233-ФЗ), направлены на:

  • ограничение прав миноритарных акционеров (в зависимости от принадлежащего им процента голосующих акций) на доступ к части информации об АО;

  • уточнение порядка предоставления Обществами информации, являющейся конфиденциальной;

  • урегулирование процедуры отказа Обществами в предоставлении документов акционерам (участникам).

Порядок доступа акционеров к информации об АО дифференцировали в зависимости от количества акций

Закон № 233-ФЗ вводит дифференцированный подход к определению объема предоставляемой акционерам информации. Теперь появится три категории прав на доступ к информации об АО:

  • для всех акционеров, в том числе и для владеющих менее 1% голосующих акций;

  • для акционеров, владеющих от 1 до 25% голосующих акций;

  • для акционеров, владеющих от 25% голосующих акций и более.

Объем информации, доступ к которой акционерное общество обязано предоставить акционерам, зависит от указанных выше порогов и от вида АО — публичное или непубличное (см. таблицу на с. 07).

Очевидно, что права миноритарных акционеров, владеющих менее 25% голосующих акций, на доступ к информации о деятельности АО существенно ограничены. В публичных акционерных обществах иные данные, которые АО обязано хранить, помимо доступных таким акционерам документов по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, они получить не смогут, а информация, доступ к которой им предоставляется, в большинстве случаев и так подлежит раскрытию в порядке законодательства о ценных бумагах. Возможность ознакомиться с документами бухгалтерского учета как в публичных, так и в непубличных АО в отношении данной категории акционеров также не предусмотрена.

Таким образом, в результате вступления в силу предусмотренных Законом № 233-ФЗ поправок в выигрышном положении оказываются акционеры, владеющие 25% голосующих акций и более.

Тем не менее ряд описанных в таблице (с. 07) требований может быть изменен и права миноритарных акционеров расширены (или же, наоборот, сужены) путем включения соответствующих положений в устав акционерного общества. Например, уставом может быть предусмотрено:

  • для АО (как публичных, так и непубличных) — меньшее количество акций, необходимых для доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

  • в непубличных АО — иной порядок, связанный с предоставлением доступа акционерам к документам непубличного АО, включая сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения той или иной категории документов, в том числе и дополнительные ограничения в отношении акционеров, владеющих не менее чем 1% акций, на доступ к иной информации помимо информации в отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Порядок обмена информацией может быть также дополнительно урегулирован через акционерные соглашения или иные соглашения об обмене информацией.

Запрос документов акционерами, владеющими менее 25% голосующих акций, должен иметь «деловую цель»

Законом № 233-ФЗ предусматривается обязанность акционеров, владеющих менее чем 25% голосующих акций, определять разумную «деловую цель», которую они преследуют при запросе информации и которой объясняется объективная необходимость такого запроса.

Как представляется с учетом описанных выше предпосылок принятия рассматриваемого закона, возложение такой обязанности направлено на пресечение необоснованных излишних запросов со стороны миноритарных акционеров, которые потенциально могут использовать получаемую информацию недобросовестно и тем самым причинить коммерческий вред акционерному обществу и иным его акционерам.

Тем не менее термин «деловая цель» определяется широко, и нельзя исключать риск злоупотреблений — акционерные общества могут трактовать его не в пользу миноритарных акционеров и отказывать в предоставлении им информации на основании того, что указанная цель не является «разумной» или объективно не обосновывает необходимость получения запрашиваемых документов (подробнее об основаниях отказа в доступе к информации будет сказано далее). Представляется, что по мере формирования судебной практики по вопросу толкования указанного термина данная неопределенность сможет так или иначе разрешиться.

Основания для отказа в предоставлении документов со стороны Обществ

Закон № 233-ФЗ предусматривает перечень оснований, при наличии которых хозяйственные общества могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации об их деятельности.

Среди таких оснований, применимых как в акционерных обществах, так и в ООО, значится:

  • наличие на момент предъявления требования соответствующей запрашиваемой информации в открытом доступе (на сайте общества или же в связи с ее раскрытием в порядке, предусмотренном законодательством РФ); повторный в течение трех лет запрос тех же документов, если ранее такой запрос был надлежащим образом исполнен Обществом;

  • запрос документов, которые относятся к периоду деятельности Общества ранее, чем за три года до момента подачи требования. Законом № 233-ФЗ предусматривается исключение — закрытый перечень документов для ООО и АО, на которые не распространяется данное ограничение по периоду деятельности общества — более трех лет до момента подачи требования.

Для АО предусмотрен ряд дополнительных оснований отказа как следствие устанавливаемых различий в объеме прав доступа для мажоритарных и миноритарных акционеров. Так, отказ возможен в случае, если лицо (с учетом принадлежащего ему процента голосующих акций и вида АО — публичное или непубличное) не обладает правом доступа к запрашиваемой категории документов.

Особого внимания заслуживают основания отказа в АО в связи с описанной выше обязанностью акционеров категории владения менее 25% акций указывать «деловую цель»: АО может отказать по основаниям отсутствия указания на такую цель в запросе, либо в случае, если такая цель не является «разумной», либо если состав и содержание запрашиваемых документов явно не соответствуют указанной в запросе цели.

Термин «деловая цель», а также ее «разумность», «обоснованность» и иные квалифицирующие объективный интерес миноритарного акционера признаки представляются оценочными, и последствие тому — возможные необоснованные отказы в предоставлении запрашиваемой информации для соответствующей категории акционеров. Таким образом, миноритарные акционеры фактически могут не получить доступ даже к тому ограниченному кругу документов, доступ к которым им гарантируется Законом № 233-ФЗ.

Порядок предоставления Обществами конфиденциальной информации

Закон № 233-ФЗ вводит обязательное подписание между акционером (участником) и Обществом соглашения о конфиденциальности, и только после подписания такого соглашения предоставляются соответствующие документы, содержащие конфиденциальные данные. Условия таких соглашений должны быть едиными для всех акционеров (участников).

Внесение указанных требований направлено на борьбу с необоснованными отказами Обществ в доступе к информации на том лишь основании, что такая информация содержит конфиденциальные данные, в том числе коммерческую тайну. С учетом сложившейся судебной практики подобные отказы признаются необоснованными как нарушающие права акционеров (участников) на доступ к информации об Обществах.

Отдельно хотелось бы отметить, что в понятие «конфиденциальная информация» входят сведения, содержащие не только коммерческую тайну, но и иные сведения, в отношении распространения которых специальным законодательством установлен особый режим, в частности сведения, содержащие государственную, банковскую тайну, а также иные сведения, доступ к которым с учетом требований специального законодательства о защите информации возможно получить с соблюдением установленных в нем процедур и (или) с получением санкции со стороны уполномоченных государственных органов.

Таким образом, как Обществам, так и акционерам (участникам) следует учитывать, что не всякая информация, являющаяся конфиденциальной в широком смысле, может предоставляться при условии заключения описанных выше соглашений о конфиденциальности.

Доступ к документам, содержащим конфиденциальные сведения помимо коммерческой тайны, подлежит регулированию в соответствии с нормами специального законодательства о защите информации, а также с учетом сложившейся судебной практики (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144): если документы, которые требует предоставить акционер (участник), содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую), Общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно Общество обязано сообщить акционеру (участнику) об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.

Поскольку Закон № 233-ФЗ изначально был нацелен на защиту интересов мажоритарных акционеров, миноритарии были существенно урезаны в правах на доступ к информации. Тем не менее для непубличных АО ключевую роль в возможном поддержании баланса между миноритариями и мажоритариями в вопросах реализации их права на информацию большую роль играет устав, через внесение соответствующих положений в который можно скорректировать установленный Законом № 233-ФЗ порядок. Хотя закон предусматривает и положения, которые в целом имеют положительное влияние на всех акционеров (участников) (в частности, установление перечня оснований, по которым им может быть отказано в доступе; предоставление документов, содержащих конфиденциальную информацию, если будет заключено соответствующее соглашение на равных для всех акционеров (участников) условиях), ряд терминов, используемых в законе, носит скорее оценочный характер и нуждается в уточнении для того, чтобы устанавливаемые законом механизмы защиты работали без злоупотребления со стороны Обществ.

Возможны и иные способы обеспечения прав участников и акционеров на доступ к информации:

  • для непубличных АО — размещение определенного класса акций, предоставляющих специальные права их держателям;

  • для ООО — дополнительные права участника (участников);

  • для Обществ — заключение корпоративных договоров с участниками/акционерами либо заключение иных соглашений об обмене информацией;

  • введение должностных лиц, представляющих интересы акционеров (такой способ релевантен и для публичных АО);

  • иные способы, наличие которых требует специального анализа.

Таблица

Процент владения голосующими акциями

Объем предоставляемой информации:

в публичных АО

в непубличных АО

Независимо от процента владения акциями (каждый акционер вне зависимости от вида АО (публичное или непубличное), в том числе и владеющий менее чем 1% голосующих акций, вправе получить доступ к указанному закрытому перечню документов)

- договор о создании либо решение об учреждении АО, устав, а также внесенные в устав и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;

- документ, подтверждающий государственную регистрацию АО;

- решение о выпуске (дополнительном выпуске), изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске), отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска), уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы АО, регулирующие деятельность его органов;

- положение о филиале или представительстве;

- годовые отчеты;

- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;

- формируемые в соответствии с требованиями законодательства отчеты оценщиков в случаях выкупа акций АО по требованию акционера;

- документы, полученные АО в соответствии с главой XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

- протоколы общих собраний акционеров;

-списки аффилированных лиц АО;

- заключения ревизионной комиссии (ревизора) АО;

- проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные АО, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;

- судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием АО, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам

От 1 до 25%

- информация, касающаяся крупных сделок и (или) сделок с заинтересованностью (в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок);

- протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного ­совета) АО;


- отчеты оценщиков об оценке имущества – предмета крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Аналогичный объем предоставляемой информации, что и в публичных АО, а также любые иные документы, обязанность хранения которых возлагается на АО (согласно законопроекту, АО обязано хранить все документы, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах», уставом, внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), органов управления, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами), кроме документов, исключительный доступ к которым имеют акционеры с долей владения голосующими акциями 25% и более

25% и более

Дополнительно к объему предоставляемой информации, предусмотренному для всех акционеров (вне зависимости от процента владения голосующими акциями) и акционеров, владеющих от 1—25% голосующих акций (с учетом описанных выше отличий в непубличных и пуб­личных АО), вправе получить доступ:

- к документам бухгалтерского учета;

- протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции)