1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 33

Новые стимулы для малого бизнеса

Изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направлены на включение всех структур, так или иначе относящихся к государству, в выполнение общегосударственной задачи поддержки малого и среднего предпринимательства.

У субъектов малого и среднего предпринимательства будут закупать продукцию большее число организаций. Прежде всего Постановление внесло изменения в Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление о СМСП).

Так, Постановление расширило перечень тех самых «отдельных юридических лиц», на которых распространяют свое действие утвержденные Постановлением о СМСП Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов (далее – Требования) и форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов (далее – отдельные юридические лица).

Ранее к отдельным юридическим лицам относились юридические лица, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и которые при этом альтернативно:

– либо имели годовой объем выручки за предшествующий календарный год более 2 млрд руб.;

– либо являлись кредитными организациями, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышала 2 млрд руб.;

–либо являлись государственными компаниями, созданными на основании федерального закона;

–а также акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).

Теперь же, точнее, с 1 июля 2017 года, в этот перечень включены:

–юридические лица, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ (далее – заказчики), которые при этом являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона (далее – заказчики-«дочки»);

–заказчики, являющиеся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит заказчикам-«дочкам» (далее – заказчики-«внучки»);

–хозяйственные общества, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации и муниципального образования или доля участия субъекта Российской Федерации и Российской Федерации (при превышении доли субъекта над федеральной долей) в совокупности превышает 50%, годовой объем выручки которых от продажи продукции или в случае с кредитными организациями, величина активов которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн руб. (при условии, что такие общества сами не являются субъектами) (далее – заказчики-«регионалы»);

–дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит заказчикам-«регионалам», годовой объем выручки (величина активов) которых также превышает 500 млн руб. и которые также не относятся к субъектам (далее – «дочки регионалов»);

– дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит «дочкам регионалов», годовой объем выручки (величина активов) которых также превышает 500 млн руб. и которые также не относятся к субъектам (далее – «внучки регионалов»).

Что означают данные изменения на практике? Объясним на конкретном примере.

Государственные корпорации являются одним из видов государственных компаний, в связи с чем государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ) является государственной компанией. При этом у АСВ имеется около 20 дочерних хозяйственных обществ, в которых АСВ принадлежит более 50% долей в уставном капитале или акций. Большинство данных дочерних обществ АСВ не являются кредитными организациями и ведут деятельность, годовой объем выручки от которой составляет значительно менее 2 млрд руб. Поэтому, несмотря на то что многие из дочерних обществ АСВ имеют значительные активы, до вступления в силу Постановления они не входили в число отдельных юридических лиц и на них не распространяло свое действие Постановление о СМСП. Теперь же данные общества обязаны осуществлять закупки у субъектов на общих основаниях, вне зависимости от годового объема выручки.

Кроме того, например, такое дочернее общество АСВ, как ООО «АСВ ресурс», является мажоритарным акционером четырех акционерных обществ, которым принадлежат права пользования нефтегазоносными лицензионными участками и действующие нефтяные скважины. Такие акционерные общества приходятся АСВ уже «внучками», но теперь и на них распространяются правила Постановления о СМСП, вне зависимости от годовых объемов их выручек.

Таким образом, после вступления в силу Постановления процент отдельных юридических лиц, обязанных осуществлять закупки у субъектов, в общей массе заказчиков, обязанных применять к своей деятельности Закон № 223-ФЗ, значительно повысился.

Уже в 2017 году организации, пополнившие перечень заказчиков продукции субъектов, должны успеть закупить у субъектов строго определенный объем продукции. Возможно, в будущем все заказчики станут обязаны осуществлять закупки у субъектов и соблюдать Постановление о СМСП. Пока же Постановление дополнило Постановление о СМСП положением (п. 2.3), в соответствии с которым в 2017 году годовой объем закупок продукции у субъектов лицами, пополнившими перечень отдельных юридических лиц на основании Постановления, должен составить не менее чем 9% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных ими по результатам закупок в период с 1 июля до 31 декабря 2017 года. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являлись только субъекты, должен составлять не менее чем 5% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок в период с 1 июля до 31 декабря 2017 года.

Требования и форма годового отчета актуализированы с учетом необходимости выявления в общей массе закупок у субъектов доли закупок у субъектов малого предпринимательства. Кроме того, Постановление дополнило Требования и установило, что с 1 января 2018 года в годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов дополнительно включаются сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом стоимостном объеме договоров и сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только субъекты, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров.

В связи с этим также с 1 января 2018 года вступает в силу обновленная форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов. Следовательно, использовать ее надо будет уже при составлении отчета за текущий год. В новой форме заказчикам потребуется указывать больше сведений, чем в прежней. С учетом изменений Требований вполне логично, что отдельно нужно будет приводить данные о годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства.

Расширены перечни конкретных и отдельных заказчиков, подпадающих под оценку соответствия их проектов планов закупки продукции и мониторинг соответствия таких планов требованиям законодательства. Постановление затронуло и Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» (далее – Постановление о мониторинге).

С 1 июля 2017 года в перечень конкретных заказчиков, утверждаемый Правительством РФ, в отношении которых Корпорацией будет производиться оценка соответствия их проектов планов закупки продукции, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, законодательству, могут быть включены заказчики-«регионалы», «дочки регионалов» и «внучки регионалов».

Также пересмотрены критерии отнесения организаций к отдельным заказчикам, в отношении которых Корпорацией и органами исполнительной власти регионов проводится мониторинг соответствия. Годовой объем выручки (величины активов), применяемый для определения того, относится ли данная организация к отдельным заказчикам, уменьшен с 50 млрд до 40 млрд руб. (для федеральных заказчиков) и до 10 млрд руб. (для региональных заказчиков). При этом вне зависимости от годовых объемов выручки к федеральным отдельным заказчикам отнесены заказчики-«дочки» и заказчики-«внучки».

Таким образом, подводя итог настоящего обзора изменений, внесенных Постановлением, мы отметим, что направлены они на включение всех структур, так или иначе относящихся к государству, в выполнение общегосударственной задачи поддержки малого и среднего предпринимательства: пока путем обязательных закупок у субъектов части продукции для нужд таких структур. В этом смысле инициативу можно только поддержать. Но, конечно, как всегда в России, истинную эффективность данных нововведений продемонстрирует только правоприменительная практика.