1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 564

Командировочные «излишества»

Командировочные «излишества»

Компания своим локальным актом может предусмотреть возможность использования командированными работниками такси в служебных поездках, а также оплачивать питание в поездах, которое включено в стоимость билета при проезде в вагоне повышенной комфортности. О том, как учитывается в целях обложения налогами и страховыми взносами возмещение таких расходов, — в нашей теме номера.

Проезд на такси

Среди затрат, которые работодатель обязан возмещать командированному работнику, значатся расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ). При этом Трудовым кодексом не конкретизировано, какой вид транспорта может использоваться для проезда, а также о каком проезде идет речь: только к месту командирования и обратно или и о проезде в мес­те командировки.

Порядок и размеры возмещения командировочных расходов коммерческими организациями устанавливаются в коллективном до­гово­ре или локальном нормативном акте (ст. 168 ТК РФ). Некоторые компании прописывают в этих до­кумен­тах возможность использования в командировке такси. Но можно ли учесть компенсацию затрат на проезд данным видом транспорта в расходах по налогу на прибыль или по ­УСН и нужно ли ее облагать ­НДФЛ и страховыми взносами?

Налог на прибыль

Минфин России не возражает против учета в составе расходов затрат на проезд в такси. В письме от 02.03.2017 № 03‑03‑07/11901 специалисты финансового ведомства разъяснили, что расходы работника в командировке на такси могут быть учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Главное, чтобы такие затраты удовлетворяли требованиям ст. 252 НК РФ, то есть были до­кумен­тально подтверждены и эко­но­ми­чес­ки обоснованны. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 10.06.2016 № 03‑03‑06/1/34183 и от 14.06.2013 № 03‑03‑06/1/22223.

Свою позицию специалисты финансового ведомства обосновывают тем, что затраты организации на командировки в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. А согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы должны быть эко­но­ми­чес­ки обоснованными и подтверждены до­кумен­тами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Обратите внимание, что в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ речь идет о затратах на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Однако финансисты считают, что такси можно использовать не только для проезда до вокзала (аэропорта) при следовании к месту командирования и обратно (письмо от 11.07.2012 № 03‑03‑07/33), но и при поездках работника в месте командирования (письмо от 08.11.2011 № 03‑03‑06/1/720).

В отношении до­кумен­тов, подтверждаю­щих расходы на такси, финансисты в вышеприведенных письмах указывают следующее. В подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности (п. 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, далее — Правила). Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые перечислены в приложении № 5 Правил. Таким образом, до­кумен­тальным подтверждением расходов на такси будет выданный водителем такси по окончании поездки кассовый чек, отпечатанный ­ККТ, или квитанция в форме бланка строгой отчетности, содержащая установленные реквизиты.

Суды мнение чиновников разделяют. Так, ­ФАС Московского округа в постановлении от 05.07.2010 № КА-А40/6676-10 указал, что в соответствии со ст. 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать командированному работнику расходы по проезду и иные расходы, произведенные им с разрешения работодателя. Следовательно, если работник воспользовался услугами такси с ведома работодателя, данные затраты являются законными и подлежащими возмещению работнику работодателем. Действующее законодательство (в том числе и налоговое) не конкретизирует, каким именно транспортом командированный сотрудник вправе добираться к месту командировки и обратно. Поэтому расходы на проезд работника на такси при направлении в командировку (равно как и при нахождении в служебной поездке) могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Определением ­ВАС РФ от 02.12.2010 № ­ВАС-14126/10 было отказано в передаче дела на пересмотр.

­УСН

В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении упрощенной сис­темы с объектом нало­го­обложения «доходы минус расходы» учитываются расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ вышеуказанные расходы принимаются применительно к порядку, пре­ду­смот­ренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ.

Таким образом, все сказанное выше в отношении учета поездок на такси в расходах при расчете налога на прибыль, справедливо и при применении ­УСН. Поэтому упрощенцы вправе включить в состав расходов затраты работника в командировке на проезд в такси. Минфин России это подтверждает (письмо от 27.06.2012 № 03‑11‑04/2/80).

­НДФЛ

Перечень доходов, не подлежащих обложению ­НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ. В нем значатся все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. Так, согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем расходов на командировки в доход, подлежащий нало­го­обложению, не включаются, в частности, целевые расходы на проезд до мес­та назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в мес­тах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

В письме от 28.06.2016 № 03‑04‑06/37671 Минфин России отметил, что Трудовой кодекс и ст. 217 НК РФ не содержат ограничений в отношении видов транспорта, используемых работником для проезда командированным работником. Поэтому суммы оплаты организацией такси для проезда работников при нахождении их в командировке до места назначения и обратно, в аэропорт или на вокзал в мес­тах отправления, назначения или пересадок относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Соответственно, такие выплаты не облагаются ­НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

Такой же вывод содержится в письме Минфина России от 27.11.2013 № 03‑04‑05/51373 в отношении расходов на проезд работника на такси от аэропорта до гостиницы и обратно, в том числе в транзитном городе по пути следования в служебную командировку. А в письме от 27.06.2012 № 03‑04‑06/6-180 специалис­ты финансового ведомства указали, что не облагается ­НДФЛ и возмещение организацией стоимости использования такси для различных поездок работников во время их нахождения в командировке.

Суды согласны с тем, что компенсация затрат командированного сотрудника на оплату проезда на такси из аэропорта в город или до гостиницы и обратно не облагается ­НДФЛ (постановление ­ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2008 (Определением ­ВАС РФ от 15.04.2009 № ­ВАС-4283/09 отказано в передаче дела на пересмотр)). А вот компенсация расходов на поездки в такси по городу в пунк­тах назначения, по мнению судей, под действие п. 3 ст. 217 НК РФ не подпадает и должна облагаться ­НДФЛ (постановления ­ФАС Московского округа от 13.12.2013 № Ф05-15227/2013, от 04.04.2013 по делу № А40-51503/12‑90‑279). Судьи отмечают, что затраты на поездки в мес­те командирования компенсируются суточными, выплачиваемыми работнику за каждый день нахождения в командировке.

Страховые взносы

С 1 января 2017 г. исчисление и уплата страховых взносов регулируются положениями главы 34 НК РФ, а органом, уполномоченным давать разъяснения плательщикам страховых взносов, является Минфин России (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Финансисты еще не высказывались по вопросу обложения страховыми взносами компенсации командированным работникам их расходов на поездки в такси. Но в письме от 16.11.2016 № 03‑04‑12/67082 они указали, что по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России.

По вопросу обложения страховыми взносами компенсации расходов командированного работника на такси Минтруд России разъяснений не давал. Но они есть в отношении аренды автомобиля в командировке. На наш взгляд, эти разъяснения применимы и для такси, поскольку по сути расходы на аренду авто и на такси схожи. В письме от 13.05.2016 № 17-3/­ООГ-764 Минтруд России указал, что если расходы по оплате аренды автомобиля обусловлены отсутствием возможности добираться до территории организации транспортом общего пользования, то такие выплаты в пользу командированного работника являются компенсационными. И в этом случае они не будут облагаться страховыми взносами.

По мнению судей, компенсация расходов на поездки командированного работника в такси страховыми взносами не облагается. Так, АС Волго-Вятского округа в постановлении от 25.05.2017 № Ф01-1678/2017 рассмотрел ситуацию, когда компания возмещала генеральному директору расходы на оплату такси в командировке. Проверяющие из ­ФСС России доначислили на суммы возмещения страховые взносы от несчастных случаев на производстве.

Однако суд указал, что положением о возмещении расходов при нахождении работников в командировках пре­ду­смот­рено использование генеральным директором такси. Спорная выплата является компенсационной, связана с выполнением трудовых обязанностей и не является элементом оплаты труда. А на основании подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ и связанные с выполнением работником трудовых обязанностей, страховыми взносами не облагаются.

Питание в поезде

В поездах дальнего следования при проезде пассажира в вагонах повышенной комфортности ему предоставляется дополнительное сервисное обслуживание, в том числе и питание. Плата за это обслуживание включается в стоимость проезда (п. 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, п. 3, 4, 5, 6 Порядка предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утвержденного приказом Минтранса России от 09.07.2007 № 89).

Поскольку компенсации подлежат расходы именно на проезд командированного работника, а для несения затрат, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (в том числе на питание), ему выплачиваются суточные, возникает вопрос: как компания должна учитывать такой билет в целях нало­го­обложения?

Налог на прибыль и ­УСН

В письме от 10.06.2016 № 03‑03‑06/1/34149 Минфин России указал, что цена дополнительных сервисных услуг формирует единую стоимость проезда по железной дороге. Поэтому для целей налога на прибыль организация вправе включить в состав командировочных расходов всю стоимость билета вместе с дополнительными услугами. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 20.05.2015 № 03‑03‑06/2/28976, от 30.10.2014 № 03‑03‑10/55079, от 24.07.2008 № 03‑03‑06/2/93, ­ФНС России от 05.12.2014 № ГД-4-3/25188). При этом в письме от 20.05.2015 № 03‑03‑06/2/28976 финансисты сделали оговорку: если стоимость питания выделена в билете отдельной строкой, то в этой части стоимость билета в расходах не учитывается.

Таким образом, если стоимость питания отдельно в билете не выделена, вся стоимость билета включается в расходы при исчислении налога на прибыль. Поскольку, как уже было указано выше, командировочные расходы при ­УСН признаются в том же порядке, что и по налогу на прибыль, все сказанное относится и к учету стоимости билета при применении ­УСН.

­НДС

В состав сервисных услуг, помимо питания, включается и плата за пользование постельными принадлежностями. Какие суммы ­НДС принимаются к вычету по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, сказано в п. 7 ст. 171 НК РФ. В этой норме, помимо собственно расходов на проезд, значатся лишь затраты на пользование в поездах постельными принадлежностями.

Для принятия налога к вычету, он должен быть выделен в билете отдельной строкой (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Согласно письму ­ОАО «­РЖД» «О порядке применения ставок ­НДС в отношении стоимости услуг, включенных в проездные до­кумен­ты на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в 2017 году», размещенному на сайте компании 1 марта 2017 г., на проездных до­кумен­тах, оформляемых начиная с 1 января 2017 г. при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом дальнего следования, сумма ­НДС отражена в разрезе ставок ­НДС:

  • по ставке ­НДС 0% в отношении билетной и плацкартной составляющим стоимости проездного или перевозочного до­кумен­та;

  • по ставке ­НДС 18% в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг (включая пользование постельными принадлежностями и питание).

Таким образом, в билете ­НДС указывается в целом по сервисным услугам и отдельно по питанию и постельным принадлежностям не выделяется. В связи с этим возникает вопрос: можно ли принять к вычету ­НДС по сервисным услугам, если они включают в себя и питание?

В письме от 06.10.2016 № 03‑07‑11/58108 Минфин России дал отрицательный ответ на этот вопрос. Специалисты финансового ведомства пояснили, что вычеты ­НДС, предъявленного по питанию в поезде, п. 7 ст. 171 НК РФ не пре­ду­смот­рены. Поэтому, если указанная в билете сумма ­НДС выставлена с учетом услуг питания, к вычету она не принимается. Из сказанного чиновниками следует, что, если в стоимость дополнительных услуг включена плата за пользование постельными принадлежностями и питание, компания теряет право на вычет ­НДС по постельным принадлежностям.

А можно ли стоимость услуг по предоставлению постельных принадлежнос­тей выделить из общей суммы сервисных услуг и принять к вычету соответствующую сумму ­НДС? Согласно письму ­ОАО «­РЖД» от 16.02.2016 № ­ИСХ-2141/­ЦБС пассажир может получить справку «Тарифы на комплекс сервисных услуг» в любом сервисном центре железнодорожного агентства АО «­ФПК» и на ее основании определить величину ­НДС, относящуюся к плате за постельные принадлежности.

Однако, если компания воспользуется этими рекомендациями и примет к вычету ­НДС по постельным принадлежнос­тям, рассчитанный ею на основании справки о тарифах на сервисные услуги, суд может ее не поддержать. Дело в том, что при решении вопроса о вычете ­НДС, когда конкретная сумма налога в выставленном покупателю до­кумен­те не указана, суды исходят из того, что покупатель не вправе самостоятельно рассчитать налог. Такой вывод, в частности, содержится в постановлениях ­ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2013 по делу № А56-4764/2013 и от 19.03.2012 по делу № А56-45370/2011 при рассмотрении ситуации, когда в кассовом чеке была указана только ставка ­НДС. Поэтому самостоятельно выделять из указанного в билете ­НДС сумму, относящуюся к оплате постельных принадлежностей, и принимать ее к вычету, довольно рис­кованно.

­НДФЛ

­НДФЛ не облагается возмещение расходов на проезд до места командирования и обратно (п. 3 ст. 217 НК РФ). Следовательно, если стоимость питания отдельно в билете не выделена, объекта обложения данным налогом не возникает. Но как быть в случае, если питание в билете указано отдельно?

В письме от 02.03.2017 № 03‑03‑07/11901 Минфин России разъяснил, что в п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, пре­ду­смот­рено возмещение расходов только по проезду и оплате услуг по оформлению проездных до­кумен­тов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей. Таким образом, компенсация расходов на питание в поезде при проезде работника к месту командирования и обратно на законодательном уровне не пре­ду­смот­рена.

Из сказанного финансистами следует, что сумма питания, которая выделена в билете и компенсируется работнику, под действие п. 3 ст. 217 НК РФ не подпадает и включается в налоговую базу по ­НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Страховые взносы

Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, приведен в ст. 422 НК РФ. Так же как и в п. 3 ст. 217 НК РФ, среди них названы расходы на проезд до места командирования и обратно. Таким образом, на наш взгляд, подход к решению вопроса с обложением питания страховыми взносами должен быть такой же, как и по ­НДФЛ:

  • если питание выделено в билете, его стоимость будет облагаться страховыми взносами;

  • если питание отдельно не выделено, страховых взносов не будет.

Найти разъяснения Минтруда России и судов на этот счет нам не удалось.