Картину делового климата портят металлурги и производители стройматериалов

| статьи | печать

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил материал о состоянии делового климата на российских промышленных предприятиях в мае 2017 г. Данные базируются на результатах опросов руководителей 3200 крупных и средних промышленных предприятий из 82 субъектов Российской Федерации, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом. По мнению исследователей, говорить о выходе промышленности на устойчивый позитивный темп роста пока рано.

В исследовании говорится, что можно констатировать, что промышленность в целом вошла в зону роста деловой активности, по крайней мере, по сравнению с провальным 2015 г. и весьма неубедительным восстановительным периодом вплоть до начала осени прошлого года. «Вместе с тем, несмотря на очевидное улучшение респондентских оценок большинства ключевых показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность предприятий отрасли, говорить о выходе промышленности на устойчивый позитивный трендовый темп роста пока рано», — резюмируют авторы работы.

Обрабатывающие предприятия замедляют движение

По мнению исследователей, основным тормозом, лимитирующим данный процесс в промышленности в целом, остается обрабатывающий сегмент. Это называется настораживающим фактом.

Авторы материала полагают, что именно обработка является самой инновационной отраслью не только внутри промышленности, но и среди всех базовых отраслей экономики страны: «Именно в обработке заняты наиболее квалифицированные кадры и создается наибольшая добавленная стоимость в структуре промышленного производства». Обрабатывающая промышленность в краткосрочной перспективе должна стать основным драйвером по выходу экономики в целом на темпы роста, сопоставимые со среднемировыми, за счет создания конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции с высокой степенью передела.

Проблема в нехватке денег у потребителей

В работе Центра конъюнктурных исследований перечисляются главные проблемы для данного сегмента промышленности.

Во-первых, это относительно низкий внутренний спрос на продукцию предприятий из-за хронической «просадки» инвестиционной и инновационной активности самих экономических агентов, а также падения платежеспособного спроса со стороны домашних хозяйств из-за продолжающегося уже два с половиной года помесячного сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения.

После констатации этого можно было бы и не продолжать перечислять беды. Но ученые продолжают. Они отмечают высокий уровень износа основных фондов на многих предприятиях отрасли и, соответственно, невозможность повышать производительность труда на стареющем оборудовании, ограниченные возможности бюджетного субсидирования предприятий отрасли, далеко не самый благоприятный предпринимательский климат и ряд других проблем.

Исследователи не отвечают на вопрос, куда бы девали произведенную продукцию предприятия, даже если бы получили возможность установить самое лучшее оборудование, коль нет денег у потенциальных потребителей.

И правильно не отвечают, так как пришлось бы ввязываться в давний спор о том, что эффективнее: стимулировать потребление или производство. В первом случае надо поверить, что спрос рождает предложение, во втором — что тот, кто финансово стимулирует производство, должен обеспечивать и продажи.

Почему пищевики радостнее изготовителей арматуры

В исследовании говорится, что «в силу значительной подотраслевой разнородности обрабатывающая промышленность в высокой степени зависит от внешней и внутренней экономической и ценовой конъюнктуры на соответствующих рынках продукции». Приводятся примеры того, что сигналы, поступившие в мае от респондентов из пищевой промышленности, химического и текстильного производства, выглядят весьма позитивно. В то же время металлурги и особенно производители стройматериалов с большой долей пессимизма оценивают состояние делового климата на своих предприятиях.

73% участников опроса сообщили о «нормальном» уровне производства на своих предприятиях, а ровно четверть констатировала, что объемы реализуемой продукции «ниже нормального» уровня.

Оценки спроса на производимую продукцию выглядят значительно хуже оценок выпуска. Лишь 61% респондентов оценили спрос как «нормальный», а 36% сообщили, что он «ниже нормального» уровня. Одновременно впервые за последние два года в мае выявлено превышение доли предприятий, где наблюдается рост запасов готовой продукции на складах, над долей тех, где отмечено снижение. Значит, часть предприятий в силу тех или иных причин не может сразу реализовать произведенную продукцию и, соответственно, вынуждена работать на склад.

По мнению участников опроса, именно проблема спроса на продукцию является главной для предприятий обрабатывающей промышленности, особенно для тех, кто ориентирован на конечный спрос населения.

Понятно, что беднеющее население вынуждено опять откладывать покупку жилья, а вот есть что-то надо. Соответственно, больше страдают производители стройматериалов, чем пищевики.

О негативном воздействии фактора спроса в мае сообщили более половины участников опроса из обработки (51% респондентов). Далее с некоторым отрывом (44%) стоит фактор «неопределенность экономической ситуации», а затем (39%) «высокий уровень налогообложения». Только на пятом месте, после «недостатка финансовых средств» (33%), расположился негативный фактор «высокий процент коммерческого кредита» (28%).

Ложка меда

«Среди позитивных моментов можно отметить рост на 1 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем среднего уровня загрузки производственных мощностей в целом по отрасли (до 65%). В подотраслевом разрезе традиционное лидерство по данному показателю сохранили за собой предприятия по производству кокса и нефтепродуктов (81%), а также выпускающие бумагу и бумажные изделия (76%). Аутсайдерами остаются предприятия по производству напитков (51%) и табачных изделий (45%)», — пишут авторы.

На фоне незначительного улучшения финансовой составляющей (собственные финансовые средства и прибыль) несколько уменьшилось по сравнению с апрелем число предприятий, наращивающих занятость, и увеличилась доля предприятий, сокращавших персонал.

Исследователи подчеркивают, что это совсем не беда, когда число новых рабочих мест не растет, а сокращается. «Исходя из мнений респондентов, нельзя утверждать, что сокращение персонала носит критический характер. Конечно, в целях оптимизации издержек в условиях стагнации производства предприниматели проводят незначительное сокращение занятых, но в первую очередь под этот механизм попадают работники, не участвующие напрямую в создании прибыли предприятия, или в крайнем случае малоквалифицированные рабочие», — сообщают ученые.

Так же оптимистично они отмечают, что в основном в целях оптимизации издержек на части предприятий сокращается уровень оплаты труда, используется административный ресурс по предоставлению работникам вынужденных неоплачиваемых отпусков и перевод на неполную занятость. «Предприниматели просто прекратили найм персонала на своих предприятиях, а за счет естественного выбытия (выход на пенсию, смена места жительства, переход по собственному желанию на другую работу и по другим причинам) наблюдается сокращение занятых», — пишут исследователи.

При этом они особо отмечают, что «косвенным подтверждением стабильности на рынке труда является достаточно спокойная общеэкономическая ситуация с безработицей в стране. Правда, на фоне стабильной безработицы растет занятость в неформальной (гаражной) экономике. Значит, в основной массе сокращаемые люди, если они не находят соответствующей работы в формальном бизнесе, перемещаются не на биржу труда, а находят свое пристанище в теневой экономике».

Тут исследователи-экономисты становятся немножко психоалитиками и призывают «и к этой проблеме относиться философски, как к временной. Все-таки неформалы получают определенный доход за свою, пусть и теневую, деятельность, кормят себя и свои семьи и даже участвуют в создании ВВП страны, создавая за счет полученных доходов потребительский спрос на товары и услуги, реализуемые на формальном рынке». С этим трудно не согласится, если помнить, что теневики обычно ни налоги, ни взносы, включая пенсионные, не платят. А так все нормально.

Некоторые негативные моменты

«Исходя из мнений респондентов, к негативным моментам, выявленным майским опросом, можно отнести хотя и незначительный, но всплеск роста как текущих, так и ожидаемых цен реализации продукции», — замечают авторы.

С конца прошлого года наблюдалась устойчивая тенденция снижения доли предприятий обрабатывающей промышленности, которые повышали цены на реализуемую продукцию (с 16% в декабре до 8% в апреле). Около 3—4% респондентов регулярно сообщали о падении цен на отгруженную продукцию, остальные предприятия сохраняли цены предыдущего периода. В мае позитивная тенденция неожиданно для специалистов из Центра конъюнктурных исследований переломилась, и уже 10% участников опроса отметили повышение цен реализации.

Но и здесь, пишут авторы, «пока рано говорить о появлении негативной тенденции к росту цен производителей промышленной продукции. Надо дождаться результатов следующих одного-двух опросов для репрезентативных выводов, тем более что серьезных макроэкономических предпосылок для подобного маневра не наблюдается. Скорее всего, это или статистическая погрешность, или управленческая попытка в предотпускной период несколько поменять ценовую линейку на свою продукцию, которая вряд ли принесет успех, учитывая серьезные спросовые ограничения».

Некоторые выводы

10% участников майского опроса оценили общую экономическую ситуацию как «благоприятную», 75% сочли ее «удовлетворительной», и 15% констатировали «неудовлетворительное» экономическое состояние предприятий.

Несмотря на ряд проблем, сопровождающих функционирование обрабатывающей промышленности в текущем году, пишут исследователи, отрасли, исходя из мнений респондентов, по-видимому, удастся до конца года сойти с отметки нулевого роста и перейти в фазу небольшого расширения в интервале 1,3—1,5% роста по итогам 2017 г.

Выявляемые в ходе последних опросов респондентские оценки представителей добывающих производств отличаются от соответствующих мнений руководителей обрабатывающей промышленности большей благоприятностью и меньшей волатильностью.

Главный результирующий композитный индикатор исследования — сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в обрабатывающей промышленности сохранил свое апрельское значение, составив –2%. ИПУ в добывающей промышленности снизился на 2 п.п., до –1%. В распределительных отраслях промышленности (виде экономической деятельности «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кон-диционирование воздуха») выявлен рост ИПУ на 1 п.п., до +2%.