1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 17

На свободе, но под надзором

Пленум Верховного Суда РФ 16 мая 2017 года принял Постановление № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Оно направлено на решение многочисленных спорных моментов и нюансов в сфере административного надзора, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Как мера воздействия

Проблема административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной России стоит достаточно остро. Данная категория лиц нуждается в повышенном внимании со стороны контролирующих органов во избежание рецидивов преступлений и для облегчения процесса социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Однако в российском законодательстве до сих пор присутствуют многочисленные спорные моменты, нуждающиеся в дополнительном истолковании и уточнении. Собственно, с этой целью и принималось Постановление № 15 Пленума ВС РФ.

Для индивидуального профилактического воздействия и предотвращения вероятности совершения новых преступлений за лицом, освободившимся из мест лишения свободы, по решению суда на определенное время устанавливается административный надзор, заключающийся во временном ограничении некоторых прав и свобод. Контроль за соблюдением этих ограничений возлагается на органы внутренних дел. Задачей органов внутренних дел становятся профилактическая работа с данной категорией лиц, предупреждение возможного совершения ими преступлений и правонарушений, в том числе рецидивного характера.

Следует отметить, что административное ограничение нельзя рассматривать в качестве наказания за совершение преступления или правонарушения либо в качестве одного из компонентов наказания. Его смысл сводится к предотвращению возможного повторного совершения преступлений или правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений.

Что касается принятия решений об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении установленных административных ограничений, то оно осуществляется районными судами с учетом соблюдения территориальной подсудности.

Основные категории поднадзорных

В первую очередь необходимо обозначить категории лиц, которые подлежат административному надзору. Согласно законодательству суд устанавливает административный надзор в отношении следующих категорий совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы:

–имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особого тяжкого преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Перечисленные категории лиц попадают под административный надзор в том случае, если во время отбывания назначенного срока лишения свободы были признаны злостными нарушителями режима (установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении).

Особая категория лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, – это совершеннолетние лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также лица, совершившие преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающей вменяемости.

Необходимость осуществления мер административного надзора в отношении данной категории лиц обусловлена повышенным риском совершения ими повторных преступлений аналогичной направленности. Как показывает практика, многие лица, отбывавшие наказание за половые преступления против несовершеннолетних, впоследствии вновь совершают рецидивные преступления. Именно на их профилактику и направлена мера административного надзора.

За половые преступления против несовершеннолетних могут быть привлечены и лица, совершившие указанные преступления также в несовершеннолетнем возрасте. Но согласно нормам законодательства административный надзор в качестве меры может применяться лишь к совершеннолетним лицам. Поскольку данное обстоятельство вызывало проблематичность применения меры административного надзора, в Постановлении № 15 подчеркивается, что в отношении данной категории лиц административный надзор устанавливается при достижении ими 18 лет к моменту обращения с соответствующим административным исковым заявлением.

Другой спорный момент, который был отрегулирован после принятия Постановления № 15, касается правил применения административного надзора в отношении иностранных граждан, а также лиц без гражданства, которые также могли отбывать наказание за совершение преступлений на территории Российской Федерации и, соответственно, подпадают под действие законодательства об административном надзоре. В Постановлении № 15 обозначено, что административный надзор в отношении данной категории лиц применяется в том случае, если они имеют законные основания для нахождения на территории Российской Федерации и не помещены в какие-либо специальные учреждения.

Административные ограничения

Безусловным плюсом Постановления № 15 является уточнение особенностей выбора вида административных ограничений. В документе подчеркивается, что выбор вида административных ограничений не может быть произвольным. Цель выбора – выявление и устранение тех факторов, которые сыграли детерминирующую роль в отношении совершения преступления. Кроме того, выбор вида административного ограничения заключает в себе профилактический потенциал, так как направлен на воспитательное воздействие в целях недопущения совершения преступлений или правонарушений.

В Постановлении № 15 указано, что административные ограничения не должны ограничивать на несоразмерном уровне право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи. Административное ограничение учитывает образ жизни поднадзорного, факторы и обстоятельства, повлиявшие на совершение им преступления, поведение поднадзорного лица в период отбытия наказания в местах лишения свободы и после отбытия наказания.

Так, суд вправе ограничить возможность пребывания поднадзорного в определенных местах. Например, если преступление было совершено поднадзорным в состоянии алкогольного опьянения, судом может быть принято решение о запрете посещения данным лицом предприятий общественного питания, в ассортимент предлагаемых продуктов которых входят спиртные напитки. Тем самым достигается профилактический эффект – лицо вынуждено воздерживаться от употребления спиртных напитков и от посещения тех мест, в которых оно может испытать соблазн употребления спиртных напитков. С учетом того что значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений половой направленности в отношении несовершеннолетних совершались их субъектами в состоянии алкогольного опьянения, данная мера может быть признана достаточно эффективной с точки зрения профилактики рецидивов преступлений.

В Постановлении № 15 рассмотрены и весьма актуальные проблемы запрещения лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, пребывать в определенное время суток вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания. Дело в том, что иным помещением, которое значится в законе, может быть помещение, которое не отвечает требованиям, предъявляемым российским законодательством к жилым помещениям. Отсутствие характеристик жилого помещения не мешает лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, выбрать данное помещение в качестве места жительства или пребывания. Поэтому суд не может вынести решение о запрете пребывания в определенное время суток вне данного помещения, так как если оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то поднадзорный может, к примеру, покинуть его в целях отправления естественных потребностей. В таких случаях суд может назначить другие административные ограничения, служащие достижению цели административного надзора, например запретить выезд за пределы определенной территории (муниципального образования, субъекта Российской Федерации, страны).

Также в Постановлении № 15 подчеркивается, что суд, устанавливая время суток, в течение которого поднадзорное лицо не имеет права покидать место жительства или пребывания, обязан принять во внимание характер трудовой деятельности поднадзорного лица, его учебу в образовательном учреждении и иные обстоятельства. То есть если поднадзорному лицу необходимо выехать на сессию учебного заведения в другой город, то суд должен принять это обстоятельство во внимание, но при наличии документального подтверждения, предоставленного поднадзорным лицом. Эта мера также позволяет защитить законные права поднадзорного лица на трудовую деятельность, получение образования, медицинских услуг.

Регулирование защиты прав

На защиту законных прав административного ответчика, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, направлен п. 11 Постановления № 15, регламентирующий вопросы личной явки лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, на судебное заседание. Если административный ответчик отсутствует по месту жительства или пребывания либо если место его фактического пребывания неизвестно, суд получает право назначить данному лицу официального представителя – адвоката. Следовательно, создается возможность для рассмотрения дела без присутствия административного ответчика, но в присутствии его официального представителя. Участие административного ответчика не обязательно и в том случае, если он не явился на судебное заседание или не сообщил суду об уважительных причинах своей неявки.

В Постановлении № 15 указывается, что административный надзор может быть досрочно прекращен. Для этого требуется решение суда, вынесенное по заявлению: 1) органа внутренних дел; 2) поднадзорного лица или его представителя. Заявление может быть подано по истечении не менее половины срока административного надзора, установленного судом. При этом от поднадзорного лица требуется безукоризненное соблюдение всех установленных административных ограничений, выполнение предусмотренных законодательством РФ обязанностей, наличие положительной характеристики по месту работы и месту жительства или пребывания.

Однако право на досрочное прекращение административного надзора не может быть использовано в отношении лиц, отбывавших наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, поскольку подобные лица нуждаются в более тщательном наблюдении и профилактическом воздействии в целях пресечения возможных рецидивов преступлений.

Необходимо отметить, что в Постановлении № 15 содержится и упоминание о возможной продолжительности продления срока административного надзора. Суд получает возможность продлить административный надзор на срок до шести месяцев, но не более срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Причиной продления срока административного надзора может стать совершение поднадзорным лицом двух административных правонарушений и более в течение одного года. Административный надзор устанавливается повторно в случае совершения освобожденными лицами в течение одного года после освобождения двух административных правонарушений или более против порядка управления, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность, общественную нравственность и здоровье населения. То есть, например, это могут быть мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков в общественном месте, иные нарушения общественного порядка, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но в перспективе могут заключать в себе существенный деструктивный потенциал.

Помимо перечисленных изменений, в Постановлении № 15 содержится еще целый ряд мер, направленных на улучшение исполнения законодательства Российской Федерации в сфере административного надзора и на защиту законных прав поднадзорных лиц. Можно сделать вывод, что в конечном счете Постановление № 15 позволяет значительно усовершенствовать практику административного надзора в качестве профилактической меры и меры воздействия на граждан, имеющих потенциальную склонность к совершению преступлений и правонарушений.