Проверять соблюдение требований закона о спецоценке условий труда будут в соответствии с регламентом

| статьи | печать

Теперь работодатели будут точно знать, когда и как Роструд будет проверять соблюдение работодателями законодательства о спецоценке условий труда, — Минтруд России утвердил соответствующий административный регламент.

Статья 212 ТК РФ обязывает работодателей обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о спецоценке) такая спецоценка должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В отдельных случаях, перечисленных в ст. 17 Закона о спецоценке, оценка должна проводиться внепланово (при организации новых рабочих мест, при выявлении надзорными органами нарушений требований охраны труда и т.п.). Внеплановую спецоценку работодатель должен провести в течение шести либо 12 месяцев в зависимости от оснований для ее проведения.

За соблюдением требований Закона о спецоценке условий труда следит Роструд

За соблюдением работодателями и организациями, осуществляющими проведение спецоценки условий труда, требований законодательства о спецоценке условий труда должен в рамках федерального государственного контроля (надзора) следить Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» функции по контролю и надзору в сфере труда, в том числе за соблюдением требований законодательства о спецоценке условий труда, Роструд должен исполнять на основании соответствующего административного регламента, который бы устанавливал сроки и последовательность административных процедур, права и обязанности должностных лиц и проверяемых организаций, работодателей.

До недавнего времени такого регламента не было. И вот на днях на официальном портале правовой информации (расположен по ссылке: http://www.pravo.gov.ru) был опубликован Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда (утв. приказом Минтруда России от 21.04.2017 № 377н, далее — Регламент).

Порядок проведения проверки теперь строго регламентирован

Регламент определяет:

  • права и обязанности должностных лиц Роструда, а также лиц, в отношении которых контроль и надзор осуществляются;

  • требования к порядку проведения Рострудом и его должностными лицами соответствующих проверок;

  • состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

  • порядок и формы контроля за действиями должностных лиц Роструда; а также

  • досудебный порядок обжалования действий Роструда и его должностных лиц.

Регламент наделяет должностных лиц Роструда и его территориальных органов правами:

  • при исполнении служебных обязанностей беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение спецоценки условий труда, требований законодательства о спецоценке;

  • запрашивать у работодателей и их представителей, а также организаций, осуществляющих проведение спецоценки, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для исполнения государственной функции;

  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

  • предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о спецоценке условий труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

  • составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

При этом должностные лица Роструда не должны препятствовать работодателю и его представителям присутствовать при проведении проверки, а также обязаны знакомить их с ее результатами.

По результатам проверки работодателю выдается либо акт проверки соблюдения требований законодательства о спецоценке условий труда, либо предписание об устранении выявленных нарушений с указанием конкретных мероприятий по устранению со ссылками на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Когда Роструд начнет проверку?

Основаниями для проверки являются в том числе:

  • наступление срока проведения плановой проверки;

  • поступление требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках прокурорского надзора по поступившим в органы прокуратуры обращениям;

  • обращение работника о нарушении работодателем его трудовых прав вследствие несоблюдения требований законодательства о спецоценке условий труда;

  • истечение срока исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о спецоценке условий труда и др.

Начать плановую проверку должностные лица Роструда вправе только на основании подписанного руководителем Роструда или его территориального органа распоряжения о проведении проверки, которое не позднее чем за три дня до ее начала должно быть направлено работодателю. О внеплановой проверке работодателю и проверяемой организации должны сообщить не менее чем за 24 часа до ее начала.

Если при проведении проверки были допущены нарушения сроков, у работодателя потребовали лишние документы или были допущены другие нарушения, предусмотренные п. 132 Регламента, работодатель вправе обратиться с жалобой на действия должностных лиц Роструда. Жалобу должны рассмотреть в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации в территориальном органе Роструда и вынести одно из двух решений:

  • об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены, устранения опечатки, возвращения денежных средств, либо

  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Таким образом, Регламент определяет порядок реализации Рострудом функции по контролю и надзору за соблюдением требований законодательства о спецоценке условий труда, в том числе сроки и порядок действий должностных лиц Роструда в рамках соответствующих административных процедур.

Документ начнет действовать с 16 июня 2017 г.