ЦБ подготовил проект об изменении расчетов в ОСАГО

| статьи | печать

Банк России подготовил проект указания «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов», который изменит порядок расчета стоимости ОСАГО. Документ разослан страховым компаниям и Российскому союзу автостраховщиков (РСА) для ознакомления.

Проект указания предполагает повышение коэффициентов для молодых водителей с небольшим опытом вождения и понижение — для опытных водителей. В действующей системе расчетов коэффициент КВС (возраст и стаж) для самых опытных водителей возраста 49 и старше лет с опытом вождения от 14 лет составляет 1. В будущем ЦБ предлагает применять коэффициент 0,66. Таким образом, эти водители заплатят на 34% меньше. Стоимость полиса для среднестатистического водителя в возрасте 35—39 лет с опытом вождения 10—14 лет снизится на 12% (коэффициент 0,88). В то же время для водителей в возрасте 22—29 лет с опытом вождения от трех до шести лет коэффициент вырастет с 1 до 1,55—1,8. В настоящее время максимальный коэффициент КВС в размере 1,8 применяется только для водителей в возрасте до 22 лет со стажем вождения до трех лет. Увеличится коэффициент и для категории «мультидрайв».Его предлагается установить на максимальном уровне, так как к управлению автомобилем при таком полисе страхования может быть допущен любой водитель, в том числе молодой и «высокоаварийный». При этом изменения среднего тарифа не произойдет.

Проект указания основан на собранной статистике по аварийности и должен сделать расчеты стоимости полиса ОСАГО более справедливыми. В действующей сегодня системе опытные водители не имеют скидок, а повышающий коэффициент для молодых водителей, демонстрирующих наибольшую убыточность, недостаточно велик. Таким образом, опытные и спокойные водители платят за неопытных и горячих.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс прокомментировал проект указания, заявив, что РСА поддерживает предложение регулятора. «По нашей информации, расчеты Банка России по этим коэффициентам проводились исходя из того, что средняя премия и сборы страховщиков в результате пересмотра коэффициентов не должны измениться. То есть опытные водители получают скидку, зато молодые и неопытные — повышающий коэффициент. В сухом остатке средняя премия остается такой же», — сказал он.

Проект указания ЦБ также предполагает реформирование системы «бонус-малус» (КБМ). Регулятор предлагает рассчитывать значение КБМ в базе РСА ежегодно на 1 января и не менять в течение года. Изменение будет возможно только при обнаружении ошибки в системе.

Подобный механизм должен значительно сократить число жалоб, возникающих из-за того, что человек может быть вписан в разные полисы, в результате чего один водитель может иметь несколько КБМ. По задумке ЦБ, водитель будет сохранять свои накопленные бонусы, однако гарантированно получит «малус» по итогам года за каждый страховой случай по своей вине вне зависимости от того, по какому договору страхования этот случай произошел. Таким образом, система должна стать более прозрачной. В ЦБ сообщили, что документ будет принят по результатам прохождения всех необходимых процедур, включая оценку регулирующего воздействия.

Предложенные ЦБ коэффициенты «возраст-стаж» (КВС) в ОСАГО

Возраст, лет

Стаж, лет

0

1

2

3—4

5—6

7—9

10—14

более 14

16—21

1,8

1,8

1,8

1,8

22—24

1,8

1,8

1,8

1,8

1,55

25—29

1,8

1,8

1,78

1,52

1,31

1,22

1,16

30— 34

1,66

1,64

1,52

1,3

1,12

1,05

0,99

0,93

35—39

1,48

1,46

1,35

1,15

0,99

0,93

0,88

0,83

40—49

1,37

1,35

1,25

1,07

0,92

0,86

0,82

0,76

Старше 49

1,18

1,17

1,08

0,92

0,79

0,74

0,71

0,66

Действующие коэффициенты «возраст-стаж» (КВС) в ОСАГО

Возраст и стаж водителя транспортного средства

Коэффициент

До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно

1,8

Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно

1,7

До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет

1,6

Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет

1