Полиграфисты стремятся к индивидуализации

| статьи | печать

Полиграфическое производство переориентируется с печати массовых тиражей к изготовлению индивидуализированной печатной продукции. Об этом говорится в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Вместе с тем под влиянием отрицательной динамики продаж и рекламных сборов издатели печатных СМИ и книжной продукции все больше внимания уделяют созданию новых бизнес-моделей, основанных на использовании электронных каналов дист­рибуции контента.

Печатное ведомство сообщило, что в течение двух пос­ледних десятилетий отечественная полиграфия, как и вся экономика страны, пе­рио­дически переживает кризисные ситуации. И сегодня находится в состоянии тревожного ожидания. По истечении 2016 г. емкость общероссийского рынка производства печатной продукции составляет около 50 млрд листов-оттис­ков, из них на издательский сегмент печати приходится немногим более 40%.

Общий годовой оборот полиграфического вида деятельнос­ти в стране составил почти 250 млрд руб. С точки зрения вклада в ­ВВП страны (около 1%) этот результат не очень впечатляет. Несопоставим он и с объемами полиграфичес­кого производства в развитых странах: ­США — 160 млрд долл., Европа — 90 млрд долл., Китай — 60 млрд долл.

Прошедший 2016 г. для полиграфии характеризовался целым рядом негативных факторов, таких как нестабильность на валютно-финансовом рынке (в условиях практически полной импортозависимости производства печатной продукции) и связанное с этим резкое удорожание многих компонентов материально-технического обес­печения: бумаги для печати и других расходных мате­риалов, печатных форм и крас­ки. По мнению чиновников, стоимостная составляющая бумаги в себестоимости производства печатной продукции превысила допустимые пределы.

Так, по оценке экспертов издательства «Курсив», в газетном производстве бумага составляет до 80% цены заказа, а в отдельных изданиях и больше. При производстве журнальной продукции в зависимости от способа печати стоимость используемой бумаги в стоимос­ти тиражей составляет не менее 60%, а при печати книг того или иного вида издания — от 50 до 75%. В сфере печати этикеточно-упаковочной продукции стоимость доли используемых материалов колеб­лется от 60 до 80%.

На фоне негативных тенденций, к которым специалисты Роспечати также отнесли падение спроса на пе­рио­дическую и книжную печатную продукцию, развитие электронных средств коммуникации и законодательные ограничения в области рек­ламы, есть и позитивные моменты. Это в первую очередь увеличение объемных показателей и определенное улучшение финансового положения многих типографий по итогам года.

В настоящее время материально-техническую базу единого информационного пространства страны в сфере печатных ­СМИ составляют около 60 крупных полиграфических предприя­тий. Сегодня практически во всех федеральных округах действуют одна или несколько типографий, обеспечивающих выпуск и общефедеральных газет, и всей региональной газетной ­продукции.

В целом, по экспертной оценке, в настоящее время в сфере полиграфической деятельности участвуют более 20 000 субъектов рынка. Это промышленные, цифровые и «гибридные» типографии, а также рекламные агентства, салоны печати, мини-типографии и специализированные полиграфические производства. Количество малых и мини-предприятий в полиграфии с числом работающих менее 50 человек составляет почти 90%, где основной удельный вес приходится на типографии с численностью, не превышающей 7—12 работников.

Если не принимать во внимание число малых предприятий в структурах товарно-сервисных сфер деятельности, то по этому признаку полиграфия находится в верхней части шкалы среди основных промышленных отраслей. Внедрение цифровых технологий, применение современных цифровых печатных машин промышленного типа во все возрастающих масштабах инициировало появление в пос­леднее время собственных малых и микроцифровых печатных производств в среде многочисленных рекламных и сервисных агентств, копировально-множительных салонов, дизайнерских центров, а также в большинстве издательско-рекламных подразделений вузов и колледжей и других сферах, в той или иной степени связанных с созданием и тиражированием информации на различных вещественных носителях.

Впрочем, в сфере малого полиграфического бизнеса концентрируется производство не только рекламной, календарной и представительской печатной продукции по заказам корпоративных организаций, но и печать внешней рекламы, элементов интерьерного, оформительского и декоративного применения на базе широкоформатных цифровых принтеров. Все большее распространение получает печать на ткани, сувенирных и текстильных изделиях. Кроме того, быстрое формирование нового производственного сегмента в структуре рынка полиграфических работ связано с тем, что данное направление развития полиграфического производства остается более рентабельным бизнесом по сравнению с результатами работы многих промышленных типографий.

Говоря о состоянии полиграфического производства в РФ, в печатном ведомстве подчерк­нули, что оно меняется, пере­ориентируясь от печати «массовых» тиражей к изготовлению индивидуализированной печатной продукции. Это соответствует международным тенденциям. Так, на Всемирном газетном конгрессе, который состоялся в конце 2015 г. (Вашингтон, ­США), среди главных направлений было обозначено применение цифровых газетных печатных машин как результат увеличения спроса на печать продукции малыми тиражами и индивидуализация изданий.

К слову, объем мирового рынка производства и дистрибуции оборудования для печати и других полиграфических работ уже приближается к отметке 50 млрд долл. Северная Америка и Западная Европа составляют 90% этого рынка. Масштабы полиграфической отрасли ­США — 30 000 типографий с почти полумиллионным числом занятых и с общим оборотом, превышающим 160 млрд долл., где треть приходится на работы, выполненные на базе цифровой печати.

Интересен пример развития полиграфии в Республике Корея, которая работает в жестких условиях конкуренции с такими странами региона, как Сингапур, Гонконг и Малайзия. Типографии Кореи ориентируются главным образом на выпуск малотиражной печатной продукции. Наибольшее распространение в типографиях страны в пос­леднее время получили цифровые печатные машины со скоростью работы 100 страниц в минуту. На рынке присутствует более 18 000 типографий, 90% из которых — малые предприятия, где только 7% имеют в штате более десяти сотрудников.

К сведению

Продавцы печати ждут от Кабмина более серьезных мер по спасению комплекса

Подписанное 17 апреля распоряжение Правительства РФ № ­719-р, содержащее комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных ­СМИ, вызвало у экспертов рынка противоречивые чувства. Как говорится в материалах Ассоциации распространителей печатной продукции (­АРПП), распоряжение полезно, но крайне недостаточно для отрасли.

Участники рынка посетовали, что от такого рода официального до­кумен­та многие ожидали большего с учетом крайне тяжелой ситуации, сложившейся в отрасли печатной продукции. В частности, ­АРПП и другие общественные организации отрасли неоднократно ставили вопрос о необходимос­ти признать в правовом порядке книжную и пе­рио­дическую печатную продукцию в качестве элемента культуры, а систему ее распространения как систему, выполняющую функции культурного назначения.

В медийных кругах надеялись также на более четкие формулировки по поводу пресечения практически повсеместного разрушения системы розничной реа­лизации прессы и книг. Речь идет о невыполнении поручения Президента РФ о принятии мер по повышению доступности книжной и пе­рио­дической печатной продукции для населения, подписанного Владимиром Путиным по итогам совместного заседания Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству, состоявшегося 24 декаб­ря 2014 г.

В ­АРПП разочарованы тем, что в утвержденный комплекс не включены меры по поддержке предприятий отрасли с помощью налоговых льгот, таких как снижение или обнуление ставки ­НДС, снижение налога на прибыль, предоставление издательским и дистрибуторским предприятиям льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу и т. п.

Не нашли отражения в правительственном распоряжении и такие решения, как возобновление практики субсидирования доставки подписных тиражей в целях сохранения института подписки, наделение издателей пе­рио­дики и книг правом относить на расходы по налогу на прибыль до 30% стоимости нереализованного тиража, введение государственного регулирования цен на полиграфическую бумагу, либерализация отечественного рынка рекламы, снимающая ограничения на рек­ламу в печатных средствах массовой информации качественного алкоголя, табака, медицинских препаратов.

­АРПП выразило надежду, что распоряжение Правительства РФ № ­719-р является первым шагом на пути поддержки отрасли и в перспективе пос­ледуют другие, более серьезные и глубокие по содержанию меры по спасению всего комплекса производства и распространения печатной продукции в России.