Что может сделать власть для бизнеса в регионах

| статьи | печать
Что может сделать власть для бизнеса в регионах

Новая экономическая реальность — падение нефтяных доходов — требует более эффективного диалога бизнеса и власти на уровне регионов и муниципалитетов. Участники XVIII Апрельской международной конференции ВШЭ считают, что власти могут поддержать бизнес за счет снижения местных налогов, административных барьеров и создания инновационной инфраструктуры. Правда, для этого федеральному центру придется снять часть расходов с региональных бюджетов и предоставить им новые полномочия.

Большинство современных вызовов, стоящих перед компаниями и региональными властями, имеют, по мнению участников конференции, общий характер. Они касаются высокой налоговой и кредитной нагрузки на региональные предприятия, избыточного госрегулирования, сложности внедрения инноваций, нехватки квалифицированных кадров и т.п.

Тяжелый налоговый пресс и высокие процентные ставки по кредитам приводят к тому, что у региональных компаний почти не остается финансовых средств на обновление основных фондов и внедрение современных технологий.

В этих условиях очень важно, по оценке президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, предоставить региональным и муниципальным властям большую свободу в вопросах, касающихся снижения налогов на местный бизнес.

Возможности для сокращения налогового пресса на предприятия в регионах есть. Так, глава Счетной палаты Татьяна Голикова уверена, что можно снизить нагрузку на региональные бюджеты. Следует освободить субъекты Федерации от расходов на медицинское страхование неработающих граждан и найти другой источник финансирования для этих целей.

Сегодня здравоохранение финансируется из средств Фонда обязательного медицинского страхования (за счет взносов работодателей) и страховых взносов за неработающее население, которые выплачивают субъекты Федерации. Во втором случае речь идет о большой сумме.

«Вдумайтесь, это 618 млрд руб., это почти 7% расходной части бюджета, — подчеркнула Т. Голикова. — Начиная с 2012 г. эти платежи возросли в 2,2 раза. Но это несвойственные для субъектов Российской Федерации платежи. И мне кажется, что настало время подумать о том, чтобы освободить субъекты от несвойственной им функции страхования населения».

Сократить административную нагрузку можно, в частности, за счет внедрения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности, большая часть которой проходит именно на региональном и муниципальном уровнях. «Позиция Минэкономразвития состоит в том, что по большинству видов контроля и надзора необходимо сделать все этапы его внедрения максимально публичными, чтобы проверяемые понимали, почему они попали в ту или иную категорию риска», — подчеркнул глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Со следующего года планы проверок будут формироваться с учетом риск-ориентированного подхода по 37 видам контроля. Их перечни закреплены постановлениями Правительства РФ № 806 и № 245. Они охватывают порядка 90% видов контрольно-надзорной деятельности (наиболее массовые и распространенные виды контроля и надзора: земельный, ветеринарный, транспортный надзор, контроль деятельности по управлению многоквартирными домами и др.).

В рамках системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований предлагается создать «белую» и «черную» книгу по каждому виду контроля. «В «белой» книге прописывается, как нужно поступать особенно в каких-то спорных случаях, чтобы не нарушить требования, а «черная» книга будет содержать наиболее часто встречающиеся нарушения, пояснил глава российского экономического ведомства.

Кроме того, региональные власти, по словам губернатора Рязанской области Николая Любимова, могут стимулировать создание инфраструктуры для деятельности малых и средних компаний. Когда во многих странах мира идет быстрый технологический прогресс, нужно обеспечить стимулы для инновационного предпринимательства и создать систему коммерциализации инноваций.

Это подразумевает, в частности, более эффективную совместную работу в области подготовки кадров, способных работать на предприятиях, оснащенных новыми технологиями. «Надо понять вместе с бизнесом, как наладить подготовку кадров, — отметил глава области. — Цели и задачи кадрового обеспечения должны базироваться на стратегии развития регионов».

Позитивный момент, который отметили участники конференции, — постепенное изменение формата мышления региональных властей. «Сегодня для губернаторов стало более очевидным, насколько важно поддерживать бизнес, — отметил председатель правления Национального агентства прямых инвестиций Игорь Вдовин. — Тем не менее на региональном уровне еще остаются чиновники, которые пока не готовы к диалогу в этом направлении».