1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 304

Внутренний аудит: проверяем учет уставного капитала

Многие наработки, которые аудиторы используют при проверках, может взять на вооружение и бухгалтер. Порой, чтобы самостоятельно найти недочеты в работе, а затем исправить их, нужно всего лишь посмотреть на рутинные операции другими глазами — глазами аудитора. Сегодня рассказываем о том, как, руководствуясь базовыми принципами аудита, проверить правильность учета уставного капитала.

Внутренний аудит уставного капитала включает проверку учредительных документов и формирования уставного капитала. Проверяется, в частности:

— юридический статус экономического субъекта и право его функционирования;

— формирование уставного капитала, его структура;

— правильность оформления изменений уставного капитала и их обоснованность;

— наличие государственной регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности.

В состав проверяемых документов входят: устав организации, свидетельство о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговых органах, внебюджетных фондах, протоколы собраний, документы приватизации, договоры банковских счетов и вкладов, проспекты эмиссии, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.

Программа аудита уставного капитала организации

Процедуру аудита уставного капитала организации обычно проводят в три этапа:

— аудит учредительных документов;

— аудит формирования уставного капитала;

— аудит расчетов с учредителями.

Примерная программа аудита уставного капитала организации приведена в таблице.

Таблица. Примерная программа внутреннего аудита уставного капитала

№п/п

Перечень аудиторских процедур

Источники информации

Процедура

Период проведения/исполнитель*

1

Аудит учредительных документов

1.1

Проверка учредительных документов

Копии учредительных документов

1.2

Проверка наличия разрешительных документов на право заниматься определенными видами деятельности

Копии разрешений, лицензии и т.п.

1.3

Прослеживание отражения величины уставного капитала, долей, распределенных согласно учредительным документам

Копии учредительных документов, регистры бухгалтерского учета, баланс

1.4

Сопоставление учредительных документов, решений акционеров, собственников, руководства экономического субъекта с данными бухгалтерского учета по отражению видов деятельности

Копии учредительных документов и решений, регистры бухгалтерского учета

1.5

Проверка документов, подтверждающих права собственности учредителей на имущество, вносимое в качестве вклада в уставный капитал

Договоры купли­-продажи, патенты, авторские свидетельства, платежные документы, нотариальные документы

1.6

Проверка регистрации изменений учредительных документов

Копии документов о регистрации и перерегистрации учредительных документов

2

Аудит формирования уставного капитала

2.1

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал

Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета

2.2

Проверка пополнения уставного капитала по учредителям и по срокам

Копии учредительных документов, данные о хозяйственных операциях

2.3

Проверка величины задолженности по вкладам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров

Регистры бухгалтерского учета, баланс

2.4

Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал материальных ценностей, объектов недвижимости, прав и т.д. в качестве вкладов

Методики оценки, протоколы собраний учредителей

2.5

Проверка бухгалтерского оформления вносимых в качестве вклада в уставный капитал материальных ценностей, объектов недвижимости, прав и т.д.

Приказы, регистры бухгалтерского учета, рабочий план счетов

2.6

Проверка бухгалтерского оформления при увеличении уставного капитала

Приказы, акты, регистры бухгалтерского учета, баланс, протоколы, отчет об изменении капитала

2.7

Проверка бухгалтерского оформления при уменьшении уставного капитала

Приказы, акты, протоколы, регистры бухгалтерского учета, баланс, отчет об изменениях уставного капитала

3

Аудит расчетов с учредителями

3.1

Проверка отражения расчетов с учредителями по счету 75­1

Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс

3.2

Проверка отражения расчетов с учредителями по счету 75­2

Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы

3.3

Проверка полноты и правильности расчета доходов, полученных учредителями

Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы

3.4

Проверка организации учета и выплаты дивидендов

Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров

3.5

Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал оборотных и внеоборотных активов

Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс

3.6

Проверка фактического выбытия оборотных и внеоборотных активов в результате расчетов с учредителями

Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс

3.7

Проверка расчетов при выбытии из состава учредителей

Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств

При наличии в организации внутреннего аудитора соответствующую программу разрабатывает он, а утверждает — руководитель организации. При отсутствии внутреннего аудитора разработать такую программу может бухгалтерская или финансовая служба компании при участии юридического подразделения.

Особенности осуществления отдельных процедур

Аудит учредительных документов

При проведении аудита учредительных документов необходимо определить состав учредителей, проверить соответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ, определить величину уставного капитала для последующей сверки с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Кроме того, потребуется собрать данные, которые могут использоваться при проверке иных существенных показателей бухгалтерской отчетности.

Состав учредителей влияет, в частности, на классификацию организации как субъекта малого предпринимательства, что, в свою очередь, влияет на ее право, например, не применять нормы Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015).

Наличие в уставном (складочном) капитале организации доли государственной или муниципальной собственности в размере не менее 25% влечет за собой необходимость соблюдения особой процедуры: заключение договора на проведение обязательного аудита по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Такое требование установлено ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Состав учредителей и доля принадлежащего каждому учредителю капитала организации могут также влиять и на определение круга аффилированных лиц. В бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта информация о сделках с такими лицами, так как в силу требований ст. 93 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Аудитор устанавливает наличие соответствующих документов, соблюдение процедуры утверждения и государственной регистрации. Поскольку юридическое лицо считается созданным не с момента принятия учредителями решения о его создании, а с момента государственной регистрации, следует проверить наличие свидетельства о регистрации и перерегистрации, если в учредительные документы вносились изменения.

При аудите устава организации, необходимо иметь в виду, что устав должен содержать информацию об обособленных подразделениях. Данные бухгалтерского учета обособленных подразделений включаются в бухгалтерскую отчетность юридического лица. Необходимо проверить выполнение требований ст. 83 НК РФ о необходимости регистрации филиалов и представительств по местонахождению обособленных рабочих мест.

Аудит уставного капитала

Уставный капитал организации определяет размер имущества, которым организация отвечает перед своими кредиторами. Законодательство РФ устанавливает минимальный размер уставного капитала организации, который различается в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Необходимо сверить сумму уставного капитала, зафиксированную в учредительных документах, с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Необходимо также проверить все корреспонденции счета 80 «Уставной капитал» на соответствие с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, и с другими нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета.

В процессе проверки необходимо установить, все ли учредители в соответствии с законодательством своевременно и правильно вносили свои вклады в уставный капитал.

В соответствии со п. 1 ст. 34 Закона об АО акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента регистрации.

При неполной оплате акций в течение установленного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом. В ином случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если оно в разумный срок не примет такое решение, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, могут предъявить в суд требование о ликвидации общества.

В бухгалтерской отчетности факт наличия задолженности за учредителями, как правило, отражается в соответствии с требованиями Плана счетов. Но нужно иметь в виду, что нарушение сроков формирования уставного капитала может привести к ликвидации общества.

Так, в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством РФ, является признаком, на основании которого аудитор может выразить сомнение в непрерывности деятельности.

*Указывается конкретный период проведения процедуры и ответственное за ее проведение лицо