О дураках и автохамах

| статьи | печать

Автомобиль и дорога – части нашей общей культуры. Почему же эти культурные ценности несут людям смерть? Анализ ДТП последних лет подтверждает, что диагноз остался прежним: в России две беды – дураки и дороги. Точнее не столько дороги, сколько лица, их строящие и эксплуатирующие.

Не повинуясь жезлу

Ferrari в руках автохама – все равно, что бутылка элитного коньяка, распитая в подворотне. Однако если алкоголики, рискнувшие пить коньяк в подворотне, стремглав бегут от участкового, то автохам на Ferrari мнит себя королем дорог. Зададимся вопросом: почему общество в лице государства позволило ему себя так вольготно себя чувствовать?

Реальные властные правоотношения в области регулирования дорожного движения, следует отличать от их имитации. В свое время властный механизм образно и точно изобразил А. Пушкин: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек…» («Анчар»); «Вдруг слабым мановением руки на русских двинул он полки» («Полтава»).

В первом случае участников правоотношения всего двое: царь и раб. Отношения между субъектами ясны и конкретны, их организация не требует от царя никаких усилий, для инициации действия достаточно одного взгляда. Его властный характер царь сформировал заранее.

Во втором случае в праве короля отдавать любые, пусть и влекущие гибель войска, распоряжения не сомневается целая армия. Карл XII с 15 лет на троне, уверенно руководит королевством, легко побеждает искушенных в государственных делах монархов-противников. С учетом того, что войны Карл XII успешно вел 18 лет, в его праве руководить государством не сомневалось большинство шведов.

Если в первом случае в организации власти существенную роль играла созданная царем система принуждения, то во втором примере уповать только на ее мощь не приходилось, ибо очевидно, что шведская элита задействовала иные механизмы государственно-властных отношений.

Чаще всего, повинуясь жезлу сотрудника ГИБДД, водители четко знают, что за ним – мощь государства, споры с которым абсолютно бесперспективны, репрессия будет соразмерной содеянному. Возникает вопрос, почему так думают не все водители?

Сын алмазного короля

В ночь на 16 октября 2015 года в Москве, возле Крымского моста, имело место крупное ДТП: сгорели два автомобиля, пострадали два человека, один из которых – гражданин Франции – получил тяжкие повреждения.

Согласно СМИ виновник аварии – сын алмазного короля Израиля Л. Левиева (по оценке журнала Forbes «стоит» 1,12 млрд долл. США,18-летний студент МГИМО, гражданин Израиля Т. Левиев, которого корреспонденты сразу окрестили «бриллиантовый мальчик».

Именно он, не имея водительских прав, управлял новеньким Ferrari и не справился с управлением. По данному факту возбудили уголовное дело по признакам ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека). По данным СМИ, «бриллиантовый мальчик» заявил, что ему всего 17 лет, и сразу ушел в тень. Дальнейшая судьба этого мальчика, презревшего безопасность окружающих, обществу точно не известна. Говорят разное: то ли ему позволили покинуть пределы России, то ли, подождав, пока папа полностью компенсирует потерпевшим все виды ущерба, со спокойной совестью прекратили дело после примирения сторон. Ясно одно: от персонального наказания, назначенного публичной властью, «бриллиантовый мальчик» с легкостью увильнул. Отыгрались на его «дядьке»

Мальчик для битья

В. Ленину приписывают фразу: «Не нужно бояться человека с ружьем». Многие каналы российского телевидения показали, что в России в отличие от США «ружья» в руках полицейского боятся явно не все. Некий бизнесмен М., опекавший «бриллиантового мальчика», не только проигнорировал требования вооруженного автоматом полицейского, но и чуть не задавил его своим «мерседесом».

Казалась бы, за полицейским вся мощь государства, которое при желании легко сотрет М. в пыль. Только вот экран телевизора констатирует: властные отношения в примитивнейшей схеме «полицейский – правонарушитель» возникают не всегда. Не случайно полицейский боялся власть употребить, не говоря уже о применении оружия, как это регулярно делают его американские коллеги. Он понимает: бизнесмен откупится, а он в лучшем случае отделается утратой работы. Такова нынешняя российская реальность, такова структура власти: «Все куплю», – сказало злато; «Все возьму», – сказал булат»!

Согласно СМИ приказ о задержании М. отдал лично Председатель СК РФ генерал юстиции А. Бастрыкин. Тот факт, что функции сержанта полиции выполнил многозвездный генерал от следствия – прямое свидетельство того, что государственно-властный механизм не работает.

В последствии М. предъявили обвинение по ч. 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), оперативно осудили к лишению свободы реально, иными словами, сделали мальчиком для битья.

Полиция больше не потерпит

Все центральные каналы ТВ в конце прошлого года уделили массу внимания обстоятельствам погони полицейских за группой золотой молодежи на «гелендвагене». Что мы услышали! Начальник полиции Москвы вдруг стал выше достопочтенных олигархов, чего в современной России никогда еще не было. Общество должно гордиться, что генерал-лейтенант, выполняя функции сержантов, доказал, что полиция «Лукойла» не боится. Пишут, что некий В. Алекперов звонил ему по старой памяти, просил замять дело в отношении сына заместителя. Не замяли! Впрочем, может, он и не звонил – старый лис вряд ли потерял нюх и наверняка почуял, что наступают новые времена.

Свершилось! Наконец-то регистрируются случаи изъятия у олигархов индульгенции на произвол на дорогах (пока, конечно, не у всех), их деньги, оказывается, решают уже не все (хотя пока еще многое). Лет 10–15 назад представить такое было невозможно.

По всем государственным каналам ТВ декларируется, что терпеть плевков в лицо от мажоров и их родителей полиция больше не намерена. Скорее всего, правоохранители в данном конкретном случае раскатают золотую молодежь из дразнившего их «гелендвагена» по полной программе, насколько смогут и насколько позволит закон. И никто не заступится.

Впрочем, рядовому обывателю радоваться рано, так как реальное преследование нарушителей ПДД из высшей элиты в состоянии инициировать лишь отдельные генералы, следовательно, надлежащий режим государственно-властных отношений на дорогах установить в современной России пока не удалось.

Спокойное отношение

Обычно про золотую молодежь пишут «пена». Так ли уж бесперспективны ее представители? Вспоминаются страницы эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Золотая дворянская молодежь, включая положительного героя Пьера Безухова, веселится. Загул завершился тем, что квартального (участкового) привязали к медведю и пустили по Мойке плавать. На следующий день представители старшего поколения съязвили: «Хорош же был вид у квартального». Как видим, никакого осуждения. Уверен, примерно то же самое сказали отцы юношей, дразнивших полицейских на «гелендвагене». Поведение самое что ни на есть мальчишечье. На ком еще им проверить свою самостоятельность, уточнить границы дозволенного, как не на старших: воспитателе в детском саду, учителе в школе, полицейском на дороге?

Рассчитывая примерно наказать мажоров, дразнивших полицию на «гелендвагене», по инициативе начальника ГУД Москвы А. Якунина поспешили содеянное ими квалифицировать как уголовно наказуемое хулиганство. Прокуратура с этим не согласилась. Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка лично объяснил депутатам ГД РФ, что сконструированный ими состав хулиганства исключает наказание за особую дерзость. В отсутствие таковой содеянное представителями золотой молодежи – детская шалость. Мажорам не повезло лишь в том, что оскорбления в адрес гонявшейся за ними полиции они распространили через Интернет. Неужели человечество не изобрело методов против чувствующих свою безнаказанность автохамов?

Еще не построили нары для Мары

Бесспорно, самым ярким представителем золотой молодежи является эпатажный драйвер Мара Багдасарян. В течение последнего года СМИ уделяют ей внимания явно не меньше, чем ее конкуренту по эпатажу – президенту США Д. Трампу.

В этой связи мне вспоминается допрос школьницы в далеком 1986 году – красотки, с которой поехал кататься угонщик, тоже школьник. Так вот, красотка-школьница на полном серьезе мне заявила: «Мальчики угоняют для нас, девочек, «москвичи» и «Волги», и будут их для нас угонять». Возражать против таких суждений бессмысленно, поскольку в их основе природа. Спросите вы учителя: во сколько лет свела с ума Ромео юная Джульетта? Скажите, как современному Ромео обратить на себя внимание сверстниц? На память сразу приходит родившаяся в 30-е годы прошлого века в США поговорка: «Хочешь закадрить девчонку – купи машину».

Пусть Мара постарше той школьницы будет, но природа-то не изменилась, она берет свое. Товар не только мужчине, но и женщине нужно показать лицом, а вот как? Мара выбрала эпатажное вождение дорогих автомобилей: отец пока позволяет…

Если некоторые представители золотой молодежи увяли, ушли в тень, чтобы открыто не компрометировать родителей, без которых они ноль, то лозунг Мары по-прежнему «Нас не догонят!».

Есть ли у российского государста средство против Мары? Это в США такую звезду, как Наоми Кэмпбелл, заставили общественные туалеты мыть! Максимум, на что способен отечественный репрессивный аппарат, – закрыть Мару на 15 суток, когда она устала бумажки в ЖЭКе перекладывать (там она отбывала наказание в виде обязательных работ).

Конфискация автомобиля

Если пьяный водитель – убийца, то автомобиль – орудие преступления. По общему правилу орудие преступления изымается. Попробуйте пострелять из ружья на людной площади, 100%-ное его изъятие вам гарантировано.

Согласно ч. 6 ст. 61 УК Республики Беларусь, независимо от права собственности, подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК Республики Беларусь («Управление транспортным средством в состоянии опьянения»). Исключение – транспортные средства, выбывшие из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.

Впрочем, в России пока господствует иная точка зрения. Согласно п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 24.05.2016 № 22«О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» судам следует иметь в виду, что для целей применения п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ транспортное средство не может быть признано орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, предусмотренного ст. 264 либо 264.1. УК РФ.

Для примера: Льюис Карл Дэвидсон Хэмилтон – пилот команды Mercedes AMG Petronas F1 Team, трехкратный чемпион мира (в 2008, 2014, 2015 годах) 18 декабря 2007 года его во Франции на месяц лишился прав за опасную езду со скоростью 196 км/ч. Одновременно был конфискован его Mercedes-Benz.

В 2010 году, за два дня до Гран-при Австралии, полиция Виктории задержала Л. Хэмилтона за то, что он крутил «пончики» на арендованном автомобиле. Его Mercedes C63 AMG был арестован на 48 часов. Сам гонщик принес извинения. Он признал: «Этим вечером я ездил в слишком вольной манере, то, что я сделал, было глупым». В конечном итоге Л. Хэмилтона оштрафовали на 500 долл. США.

Пора и нашему законодателю употребить власть и продумать механизм конфискации автомобилей у лиц, упорно не желающих соблюдать ПДД. Нет машины – нет и нарушения. Вот он идеальный рецепт восстановления социальной справедливости. Уверен: конфискация транспортных средств остановит очень многих.

Дорожные войны и месть правоохранителей

Проблемы автомобилизации многогранны, ибо сам по себе автомобиль, даже если это Ferrari, лишь элемент в системе, куда входят дороги, парковки, АЗС, СТО, ну и водители с пешеходами, конечно. Система эта не может сложиться снизу, на одном голом энтузиазме рядовых автомобилистов, пусть даже и объединенных в общество «СтопХам». Отечественный опыт подсказывает, что они не в состоянии без драки договориться между собой даже о порядке парковки во дворе.

Министр внутренних дел Республики Беларусь И. Шуневич 21 апреля 2016 года заявил: «Если нарушитель-рецидивист с несколькими десятками нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье наших граждан, то я не имею права допустить его к движению. И делать этого не буду. Я буду делать все, чтобы он на улицу не выехал. МВД никогда не предъявит претензий к законопослушным гражданам. Мы адекватные люди, стараемся адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию. Но я скажу вам откровенно и честно: я допускаю наличие профессиональной мести со стороны сотрудников ГАИ в рамках действующего законодательства».

Стритрейсеры лишены свободы пожизненно

Двое стритрейсеров 25 и 28 лет в ночь на 1 февраля 2016 года устроили нелегальные гонки в Берлине.

Недалеко от супермаркета KaDeWe один из гонщиков врезался в джип, 69-летний водитель которого в результате ДТП погиб.

Прокурор потребовал судить виновных по статье «Убийство», и суд прислушался к его мнению, приговорив ребяток к пожизненному лишению свободы.

Дорога – это всегда опасно

Листая пожелтевшие кодексы начала прошлого века, я обратил внимание, что уже тогда и водные магистрали, и железные дороги юристы расценивали как источник повышенной опасности. Спустившись в метро, мы читаем, что данное транспортное средство – тоже источник повышенной опасности, следовательно, ответственность за происшествия в нем вне зависимости от вины конкретных работников (стрелочников) несет Метрополитен – государство. Вызывает удивление, что инженерное сооружение «автомобильная дорога», из-за технического состояния которой ежегодно гибнут тысячи человек, в перечень источников повышенной опасности не включена. Если участникам ДТП удается доказать, что именно состояние дорожного полотна явилось причиной аварии, то отвечает не собственник дороги – государство, а рядовые стрелочники, некоторые из которых лишены реальной возможности содержать дорогу в порядке.

В странах мира, уже переживших автомобилизацию, формирование системы автомобиль – человек – дорога является первостепенной функцией государства. И это не удивительно, ибо система эта – такая же важная часть инфраструктуры, как электросети, водо- и газопроводы.

С чего начать? С честного признания на государственном уровне всех проблем, с осознания того, что для их разрешения всем без исключения членам общества, даже безлошадным, придется платить в прямой зависимости от того, с каким комфортом и с какой скоростью мы хотим ездить. Созрело ли наше общество для таких действий? Судя по количеству жертв, все еще нет. Пока же наш совет: дайте дорогу дураку, не мешайте другим нормальным водителям, только тогда у вас появится право на вежливость с их стороны. И помните: дорога – это всегда опасно, ибо поддержание ее в надлежащем техническом состоянии в перечень государственных обязанностей на уровне гражданско-правовых отношений не включено.