В погоню за среднемировыми темпами роста

| статьи | печать

Российская экономика справилась с падением цен на нефть и санкциями, отметил премьер Дмитрий Медведев на Сочинском инвестиционном форуме. Для выхода на среднемировые темпы роста правительство обещает стабильные условия ведения бизнеса, хеджирование валютных рисков экспортеров и доступ к финансовым ресурсам. Предприниматели считают, что условия все-таки меняются, а подавляющая часть финансов сосредоточена в столице.

Сегодня, по оценке главы Кабинета министров, можно твердо сказать, что российская экономика справилась с основными вызовами последнего времени — сокращением цен на нефть и санкциями Запада. «Падение валового внутреннего продукта прекратилось, — подчеркнул Д. Медведев. — Январская статистика продемонстрировала выход реальных располагаемых доходов в положительную зону... У нас уже сейчас сложилась рекордно низкая для современной России инфляция — порядка 5,4%.…Показатели промышленного производства пока скромные — около 1% по итогам прошлого года. Хотя эти показатели в значительной степени соответствуют среднеевропейским».

Главной задачей завтрашнего дня является выход на среднемировые показатели экономического роста. На достижение этой стратегической цели будет направлен Комплексный план действий правительства на период с 2017 по 2025 г. Его содержание сейчас обсуждается на экспертном уровне и с бизнес-сообществом, но уже сейчас можно выделить три основных направления.

Первое — устойчивая среда, предполагающая комплекс мер, которые ориентированы на обеспечение стабильности макроэкономической динамики и стабильности ведения бизнеса. В частности, речь идет о таких важных для предпринимателей сферах, как устойчивость систем налоговых и неналоговых платежей, тарифов естественных монополий, принципов контрольно-надзорной деятельности и мер государственного регулирования и поддержки.

Второе — эффективная занятость. «Ближайшие пять лет будут непростыми для рынка труда, — заметил г-н Медведев. — В план мы заложили ряд шагов, которые позволят наиболее эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы… Кроме того, будем работать над тем, чтобы в Россию приезжали работать высококвалифицированные и талантливые специалисты».

Третье — умная экономика. Успешная страна должна генерировать научные достижения, востребованные во всем мире технологические устройства, лекарства и уникальные технологии. «Наша задача — чтобы цифровые технологии охватывали все сферы…И поэтому в этом разделе комплексного плана речь пойдет о создании необходимой правовой и физической инфраструктуры для перехода к цифровой экономике».

Риски снизить, финансы увеличить

На реализацию основных направлений Комплексного плана правительства будет нацелен ряд мер экономической политики, часть которых предполагается воплотить в жизнь уже в ближайшее время.

Во-первых, предстоит запустить в действие механизм, который упростит хеджирование валютных рисков для российских экспортеров. Он предусматривает создание единого окна, через которое они смогут зафиксировать будущий денежный поток от поставок за рубеж в рублевом эквиваленте.

Во-вторых, для обеспечения конкурентоспособных условий кредитования потребителей российской продукции за границей часть иностранных активов Минфина может быть направлена на решение этой задачи.

В-третьих, нужно создать на базе институтов развития, прежде всего ВЭБ, фабрику проектного финансирования. Кредитование проектов должно быть построено с привлечением ресурсов сторонних инвесторов на принципах синдикации, при этом риски изменения процентных ставок в будущем должно взять на себя государство. В целом держава могла бы гарантировать инвесторам стабильность инфляции на определенном уровне.

В-четвертых, можно расширить программу «Шесть с половиной» по кредитованию малого и среднего бизнеса. «Этот инструмент мы создали для помощи тем малым и средним компаниям, которые ведут проекты в приоритетных отраслях: аграрно-промышленном комплексе, здравоохранении, обрабатывающих производствах, целом ряде других отраслей, — напомнил премьер. — Я предлагаю увеличить лимит этой программы, то есть объем кредитования, на дополнительные 50 млрд руб. для выдачи кредитов региональными банками и для их использования на инвестиционные цели».

Список возможных направлений и мер Комплексного плана правительства не является закрытым, он будет дополняться в течение всего периода его разработки — до мая нынешнего года. Свои предложения уже частично представило деловое сообщество, план активно обсуждается в экспертных кругах.

Налоги неизменны, но все-таки меняются

«Основной способ заставить экономику расти — это, безусловно, инвестиции, — уверен директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Федотов. — Причем частные инвестиции для нас, может быть, даже более важны, чем государственные, потому что частные инвестиции — это, конечно, доверие к экономической политике».

Для привлечения же частных инвестиций нужна предсказуемость условий ведения бизнеса. «Все три площадки бизнеса и Торгово-промышленная палата, все время мы заявляем: предсказуемость на определенный период времени, — высказал чаяния предпринимателей президент ООО „Орион Наследие“ Давид Якобашвили. — Мы должны понимать, что не изменится ничего. Да, налоги у нас не изменяются, но… все-таки косвенные налоги и неналоговые платежи изменяются, и изменяются так, что даже не заметишь — и уже получается, что кадастровая оценка изменилась. „Платон“, допустим: введение этого тарифа очень отразилось на пищевой промышленности».

Законодательство об отходах производства тоже, по мнению г-на Якобашвили, отражается на условиях ведения бизнеса: «У нас закон выходит, а вопрос по поводу нормативно-правовых актов не догоняет закон. Пока нормативно-правовые акты вырабатываются, бизнес должен выполнять принятый закон. …Он не знает, как это делается, а правоохранительные органы уже это трактуют совершенно по-своему, и регион по-своему трактует. В конечном итоге инвестиционный климат в этом случае также падает».

Для стимулирования частных инвесторов необходимо, по оценке президента ООО «Орион Наследие», предоставить больше самостоятельности регионам и выделять им больше финансовых ресурсов. С этим мнением согласен врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов. «На самом деле, если говорить о масштабных вещах, то, на мой взгляд, это недостаток финансового ресурса, сконцентрированного в регионах, — прокомментировал ситуацию глава области. — Если посмотреть на объем остатков на корсчетах у банков, то сейчас порядка 85—87% этих остатков сконцентрировано в Москве и Московской области. В начале 2000-х эта цифра была примерно 50%».

В Калининграде уже много лет продолжает действовать особая экономическая зона. «На наш взгляд, если смотреть немного дальше, то, возможно, эти льготы стоило бы привязывать к объему инвестиционного потока, — предложил А. Алиханов. — То есть, условно говоря, льготы освобождают от налога на имущество или на прибыль на шесть лет, но если вы через эти шесть лет увеличили инвестпоток, не дробите бизнес и не занимаетесь какими-то схемами обхода, а вкладываете дополнительно, то эти льготы каким-то образом пролонгируются». Такой подход позволит сделать систему преференций более гибкой и при этом стимулировать частный поток инвестиционного капитала.