Арбитрабельность корпоративных споров («ЭЖ-Юрист», № 07-08, 2017 г.)

| статьи | печать

С 1 января вступили в силу нововведения, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2015 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы пополнились новыми положениями. Самым значимым новшеством можно без сомнений назвать решение вопроса об арбитрабельности корпоративных споров. К сожалению, не все так однозначно, поэтому постараемся детально разобрать вопросы, связанные с заключением арбитражных соглашений о передаче корпоративных споров на рассмотрение третейских судов.

Все строится вокруг дефиниции

Пробел отечественного законодательства в вопросе возможности рассмотрения третейскими судами корпоративных споров стал настоящим камнем преткновения при различного рода обсуждениях в юридических кругах. Многие правоведы небезосновательно отмечали, что неурегулированность данного важного вопроса наносит серьезный ущерб имиджу России и проблема нуждается в скорейшем разрешении.

Законодатель прислушался к мнению юридического сообщества и провел комплексную реформу третейского разбирательства в Российской Федерации. Необходимо отметить, что учреждаемые в соответствии с новыми требованиями закона третейские суды приобретают постоянный статус: в нормативных правовых актах они называются «третейскими судами, администрируемыми постоянно действующими арбитражными учреждениями» (в дальнейшем для удобства именуемые просто третейские суды). Итак, какие же категории корпоративных споров вправе рассматривать третейские суды по новым правилам?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 225.1 АПК РФ. Было решено разделить все корпоративные споры на три группы:

  • рассматриваемые исключительно арбитражными судами Российской Федерации;

  • неограниченно арбитрабельные, то есть рассматриваемые третейскими судами при условии заключения арбитражного соглашения;

  • по общему правилу рассматриваемые арбитражными судами, однако сохраняющие возможность быть переданными на рассмотрение третейского суда при соблюдении жестких условий, установленных законом.

Необходимо отметить, что в данном случае все строится вокруг дефиниции корпоративных споров, установленной в ст. 225.1 АПК РФ. Так, корпоративные споры определены как «споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом». Также часть первая указанной статьи содержит список примеров споров, подпадающих под это определение.

Далее законодатель подводит черту и раскрывает правила об отнесении споров к исключительной компетенции арбитражных судов. Следующие споры не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов ни при каких обстоятельствах:

  • споры о созыве общего собрания участников юридического лица;

  • споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью;

  • споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

  • корпоративные споры, если на момент возбуждения дела в арбитражном суде или начала третейского разбирательства в третейском суде юридическим лицом, в отношении которого возникли такие споры, является хозяйственное общество, имеющее существенное значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (однако настоящий пункт не применяется к спорам, связанным с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале юридических лиц, имеющих существенное значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если такие споры вытекают из сделок с акциями, долями в уставном (складочном) капитале этих юридических лиц, подлежащих предварительному согласованию в соответствии с указанным Федеральным законом);

  • споры, связанные с применением положений глав IX (приобретение и выкуп обществом размещенных акций) и XI.1 (приобретение более 30% акций публичного общества) Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

  • споры, связанные с исключением участников юридических лиц, обозначенных в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ.

Позаимствовали у немцев

Необходимо понимать, что ограничения подведомственности споров третейским судам содержатся в ст. 33 АПК РФ, к которой отсылает ст. 225.1 АПК РФ. В частности, на рассмотрение третейских судов не могут быть переданы споры, подведомственные арбитражным судам, по делам о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Те же споры, которые по всем признакам могут быть отнесены к корпоративным, однако не связаны с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, могут быть переданы на рассмотрение третейских судов в соответствии с положениями ч. 3 ст. 225.1 АПК РФ. К таким спорам, например, относятся:

  • споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

  • споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее – участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;

  • споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц, а также споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров;

  • споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

  • споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.

Как устанавливает ч. 4 ст. 225.1 АПК РФ, споры, которые относятся к корпоративным, однако не перечислены в статье, также могут быть переданы на рассмотрение третейских судов при соблюдении следующих условий:

  • юридическое лицо, все участники юридического лица, а также иные лица, которые являются истцами или ответчиками в таких спорах, заключили третейское соглашение о передаче таких споров в третейский суд;

  • третейское разбирательство администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением, утвердившим, депонировавшим и разместившим на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет правила разбирательства корпоративных споров в порядке, установленном федеральным законом, с местом арбитража на территории Российской Федерации.

В данном контексте интересно, что в АПК РФ фактически Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» также содержит прогрессивное заимствование из немецкого законодательства: ч. 7 ст. 7 позволяет заключать арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, путем включения его в устав общества.

Резюме

Основные проблемы в случае с рассматриваемыми новеллами законодательства видятся нам в трех основных вопросах:

1. Неисполнимость арбитражных соглашений, заключенных ранее 1 февраля 2017. Наверняка кто-то постарается доказать, что хоть само соглашение и заключено ранее указанного дня, 1 февраля оно становится исполнимым.

2. Не до конца стройная и упорядоченная система корпоративных споров по подведомственности, определенная законодателем. Корпоративные споры долгое время пытались упорядочить и непротиворечиво перечислить и определить, в данном случае судебно-арбитражной практике, вполне возможно, придется столкнуться с вопросом толкования норм о подведомственности в сложных случаях.

3. Норма, предусматривающая возможность включения арбитражного соглашения в устав общества, также нуждается в доработке. Необходимо выработать четкую и непротиворечивую схему проведения подобной процедуры.