Отечественные бизнесмены чаще планируют не передавать свое дело наследникам, а продавать

| статьи | печать

Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала результаты восьмого ежегодного международного исследования самочувствия частного и семейного бизнеса. Одно из видимых отличий российского бизнеса от зарубежного в том, что у нас реже думают передавать дело жизни потомкам, чем за рубежом.

Исследования основываются на опросах, которые проводят социологи PwC. В 2016 г. опрошено более 2800 владельцев и руководителей компаний из 50 стран, включая Россию. Опрос проводился с мая по август 2016 г., товарооборот компаний, чьи владельцы и управленцы были опрошены, составлял от 5 млн до 1 млрд долл США.

В России сейчас непростая экономическая ситуация, тем не менее две трети российских частных компаний из опрошенных (67%) за последний финансовый год показали рост оборота. Это больше, чем интегральный показатель по всему миру — 64% компаний продемонстрировали рост оборота. Символическое, но преимущество имеют российские частные компании и в оценке собственных перспектив: 86% респондентов заявили, что их компании нацелены на рост в течение ближайших пяти лет, в то же время аналогичный показатель по миру составляет 85%.

По мнению большинства руководителей российских компаний, принявших участие в опросе PwC, у частного бизнеса в целом, не только российского, есть несколько характерных преимуществ, которые помогают преодолевать проблемы и успешно развиваться, — это дух предпринимательства, оперативность принятия решений и готовность принимать на себя повышенные риски. Руководители зарубежных частных компаний в качестве ключевых характеристик частных компаний отмечают более сильную корпоративную культуру и многообразие критериев успеха.

Руководители компаний признают, что главный фактор внешнего влияния на пути их развития — это общеэкономическая ситуация, конкуренция и нестабильность рынка.

В пятилетней перспективе основным направлением развития своего бизнеса представители российских частных компаний, так же как и зарубежных, видят в увеличении выручки от тех же продуктов и услуг, что и сейчас. Однако тут у российских компаний есть особенность — они в меньшей степени планируют развивать бизнес за пределами своей страны. Это отражает ситуацию с территориальной диверсификацией российского частного бизнеса: 63% респондентов ведут свой бизнес в рамках своей страны.

Одна из основных проблем частных компаний — роль семьи в бизнесе и передача управления бизнесом новому поколению. 25% владельцев российских компаний подтвердили, что представители следующего поколения семьи принимают активное участие в бизнесе, половина из них занимает в компании высокие руководящие позиции, а другая половина выполняет функции линейных руководителей. Данный показатель в зарубежных компаниях составляет 69%. Участие членов семьи в бизнесе создает риски развития конфликтных ситуаций. 57% частных российских компаний имеют по крайней мере одну процедуру или механизм урегулирования конфликтных ситуаций. Это ниже среднемирового показателя, составляющего 82%.

Еще одним важным вопросом развития является вопрос преемственности. У 60% российских частных компаний имеется план преемственности в том или ином виде в отношении руководящих должностей. Тем не менее лишь 6% компаний признают, что этот план является эффективным и документально оформленным, что сопоставимо с показателем за 2014 г. (5%), но гораздо ниже общемирового (15%).

Своеобразным рубежом в модели частного бизнеса является переход прав и полномочий от одного поколения к другому. Только 11% российских владельцев бизнеса планируют передать бизнес следующему поколению, что значительно ниже показателя за рубежом — 39%. Значительная часть российских владельцев (39%) планирует продать бизнес, а за рубежом только 17% респондентов говорят о продаже бизнеса в перспективе.

Преемственность в частном бизнесе, %

Действия собственника по отношению к наследнику

2014

2016

Продать бизнес или разместить акции на бирже

50

39

Затрудняюсь ответить

19

36

Передать право собственности, но одновременно нанять профессиональных управляющих

4

11

Просто передать право собственности

25

9

Другой вариант

2

5

Источник: опрос PwC