1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 139

Налоговая автономия регионов повышается в периоды экономических кризисов

Бюджет страны на приближающийся 2017 г. и последующие два года предусматривает повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию, табачные изделия, отдельные виды транспортного топлива.

У регионов появляется возможность поделиться с муниципалитетами отчислениями от этих налогов. Захотят ли губернаторы помочь местной власти при жесткой бюджетной экономии, покажет время.

Бюджетная децентрализация проявляется в специальных налоговых режимах

Отметим сразу, что налоговая автономия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении специальных налоговых режимов имеет значительную специфику и в некоторой степени выше, чем в отношении налогов, относящихся к общей системе налогообложения. При этом наблюдается тенденция повышения уровня самостоятельности в периоды экономических кризисов.

Напомним, что к специальным налоговым режимам относятся:

  • ЕСХН — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога;

  • упрощенная система налогообложения;

  • ЕНВД — система налогообложения для отдельных видов деятельности в виде единого налога на вмененный доход;

  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

  • патентная система налогообложения.

В проектах Основных направлений налоговой политики на 2017—2019 гг. и федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 г. и плановый период 2018—2019 гг.» предусмотрены изменения, касающиеся улучшения налогового администрирования на фоне роста налоговой нагрузки на юридических и физических лиц. Есть меры и повышающие, и понижающие уровень налоговой автономии региональных и муниципальных властей.

Налоговое стимулирование самозанятых граждан в связи с правовым урегулированием их статуса с целью вывода их из теневой экономики несколько увеличит в 2017—2018 гг. налоговые поступления в местные бюджеты. Объем поступлений зависит от того, сколько граждан пожелают уведомить налоговые органы о ведении предпринимательской деятельности в обмен на освобождение от НДФЛ до 2018 г.

Налоговые поступления в бюджеты муниципальных районов уменьшатся с приобретением индивидуальными предпринимателями онлайн-касс, которые будут передавать в налоговые инспекции данные о продажах и расчетах. Использование новых ККТ (онлайн-касс) дает предпринимателям, применяющим ЕНВД и патентную систему, право на налоговый вычет до 18 000 руб. При этом коэффициент-дефлятор по ЕНВД будет регулярно устанавливаться на три года вперед. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности полностью поступает в бюджеты муниципальных районов.

Повышение налоговых поступлений в местные бюджеты ожидается при взимании налога на имущество физических лиц с поставленных на кадастровый учет объектов капитального строительства, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке. Прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены капитальные строения. Это в меньшей мере коснется муниципальных районов, поскольку в их бюджеты поступает имущественный налог, взимаемый только с межселенных территорий.

Планируемые изменения налогового законодательства сулят прибавку местным бюджетам

Важное значение для региональных и местных налогов имеют намечаемые изменения в Основных направлениях налогового законодательства в отношении федеральных налогов.

Изменятся правила переноса убытков на будущее в целях налога на прибыль организаций. Планируется ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% (вместо 100%) налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Ограничение срока переноса убытков десятью годами предлагается отменить.

Отчисления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет увеличатся с 2 до 3% при сохранении ставки 20%. Предполагается, что сумма достигнет 121 млрд руб. Из них 100 млрд руб. будет отдано в Фонд финансовой поддержки регионов на помощь наиболее проблемным из них, 20 млрд руб. — на поощрение регионов, обеспечивающих высокий уровень развития. При этом Минфин намерен повысить требования к ним. В частности, предусматривается заключение соглашений с регионами, обязывающих их власти заявлять о создании рабочих мест и увеличении инвестиций. Это должно стимулировать субъекты РФ к созданию собственной доходной базы.

Вдвое увеличатся акцизы на вина (за некоторыми исключениями), будет введен акциз на электронные сигареты, ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию. На 30% вырастет акциз на табачные изделия, скупаемые розницей в запас к концу года перед грядущим повышением акцизов.

На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на 2017—2019 гг. планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 г. То есть отменят отраженное в нынешней редакции ст. 193 Налогового кодекса РФ понижение в 2017 г. ставок данных акцизов. Не будет также понижения акцизов на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и на средние дистилляты. Эти акцизы вырастут в 2017 г. Дальнейшее повышение планируется и в последующие годы.

Отметим, что повышение ставок акцизов увеличит возможности регионов по установлению нормативов отчислений по данным налогам в местные бюджеты. В частности, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ законом субъекта Федерации могут быть установлены единые для всех типов муниципальных образований нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и/или региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Помимо этого в проекте закона о федеральном бюджете на 2017 г. и последующие два года предусмотрены:

  • увеличение ставки НДПИ при добыче нефти на 306 руб. за тонну в 2017 г. и на 357 и 428 руб. за тонну в 2018—2019 гг. соответственно;

  • индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в 2017 г. в 1,52 раза, в 2018 г. — 1,75 раза, в 2019 г. — в 2,01 раза.

Наибольший удельный вес среди налоговых поступлений в региональные бюджеты имеет НДФЛ — 41,5% по результатам 2014-го финансового года. Этот федеральный налог согласно Бюджетному кодексу РФ распределяется следующим образом:

  • 85% — отчисления в бюджеты субъектов РФ;

  • 15% — отчисления в местные бюджеты.

Нормативы распределения НДФЛ между разными типами муниципальных образований различны даже внутри муниципального района:

  • 15% — при взимании налога на межселенных территориях;

  • 13% — при взимании налога в сельских поселениях в составе района;

  • 5% — при взимании налога в городских поселениях в составе района.

Норматив отчислений в бюджеты городских поселений составляет 10%, в бюджеты сельских поселений — 2%, в бюджеты городских округов — 15%.

В заключение надо отметить, что влияние федеральной власти на налоговую автономию регионов и муниципалитетов остается принципиальным. Именно поэтому вопросы бюджетной децентрализации, имея экономические обоснования, зависят от политических решений, обоснованных необходимостью минимизации краткосрочных рисков снижения эффективности общественного сектора.

Степень налоговой автономии органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении имущественных налогов

№ п/п

Классификация налоговых полномочий

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на имущество физлиц

1

Региональные (местные) органы власти устанавливают налоговую ставку и налоговую базу

Статья 372 НК РФ

Статья 399 НК РФ

2

Региональные (местные) органы власти устанавливают только налоговую ставку

Статья 387 НК РФ

3

Региональные (местные) органы власти устанавливают только налоговую базу

Статья 356 НК РФ

4.1

Пропорции разграничения доходов устанавливаются региональными (местными) органами власти

Да.
На основе ст. 58 БК РФ

Да.
На основе ст. 58 БК РФ

4.2

Пропорции разграничения доходов могут быть изменены только с согласия региональных (местных) властей

Да.
Полностью идет в местный бюджет

Да.
Полностью идет в местный бюджет

ИСТОЧНИК: автор по нормам налогового и бюджетного законодательства РФ и классификации ОЭСР