1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 130

Граждане стали больше ухаживать за собой

Продажи категории средств по уходу за собой на российском рынке в 2016 г. перестали падать, показав увеличение на 1,4% в натуральном выражении, согласно данным ретейл-аудита Nielsen, мирового источника информации о том, что люди смотрят и покупают. Вместе с тем в стране увеличились продажи духов и косметики. По данным исследований GfK, российский парфюмерно-косметический рынок вернулся к объемам 2013 г. в денежном выражении, однако продажи в натуральном выражении пока не восстановились до докризисного уровня.

Как показало исследование Nielsen, за январь — август текущего года продажи средств по уходу за собой увеличились на 1,4% в натуральном выражении. В этот же период 2015 г. по отношению к 2014-му продажи этой категории снизились на 3,2% в натуральном выражении. Что касается денежного выражения, то в текущем году они выросли на 9% по сравнению с 2015 г., тогда как в прошлом году по отношению к 2014-му этот показатель составил 11,7%.

«Категория средств по уходу за собой восстанавливается. Во многом позитивный вклад в динамику продаж вносит замедление роста цен. Несмотря на то что в 2016 г. его темпы остаются высокими (+7,7% к прошлому году), по сравнению с аналогичным периодом годом ранее это почти двукратное улучшение: в 2015 г. по отношению к 2014-му цены подскочили на 15,5% — вслед за инфляцией в стране», — прокомментировала результаты исследования Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями Nielsen Russia.

Средства для волос занимают четверть рынка

Среди товарных групп рассматриваемой категории наибольшую долю на российском рынке в 2016 г. занимают средства для волос (25,7% в денежном выражении) и личной гигиены (22% в денежном выражении). Продажи средств для волос по-прежнему демонстрируют негативную динамику, однако падение замедлилось: в то время как в прошлом году по отношению к 2014 г. продажи упали на 6,8% в натуральном выражении, в этом году только на 3%. Средства личной гигиены выросли в натуральном выражении на 3,7%, в прошлом году они стагнировали.

Наиболее заметное улучшение продемонстрировали такие категории, как средства для тела и средства для очищения и ухода за кожей лица. Продажи первой выросли в 2016 г. на 3,2% в натуральном выражении, в то время как годом ранее упали на 6,5%. В денежном выражении данная категория занимает 10,7%, на долю средств для очищения и ухода за кожей лица приходится 8%. В 2016 г. они выросли на 9,8% в натуральном выражении, тогда как в 2015 г. снижение составляло 2,8%.

«Российские потребители стали более расчетливыми в отношении покупок FMCG, однако в ряде категорий средств по уходу за телом, лицом и для личной гигиены режим экономии слабеет. Во-первых, подобная продукция в значительной степени является незаменимой, к тому же многие россияне внимательны к ее составу и качеству и не желают на этом экономить. Во-вторых, положительное влияние на динамику продаж оказывает активность производителей и ретейлеров в виде промоакций и спецпредложений, действие которой подкрепляется в том числе замедленным ростом цен», — пояснила М. Лапенкова.

Популярность в данной категории наращивают собственные торговые марки сетей (СТМ): в этом году их доля составляет 4,3% в денежном выражении, в прошлом была 4%, в 2014 г. — 3,3%. В натуральном выражении продажи СТМ по сравнению с прошлым годом выросли на 4,6%, в 2015 г. по отношению к 2014-му продажи увеличились на 17,9%. По словам Виталия Неменова, председателя правления потребительского общества «Дрогери Союз», товары под собственными торговыми марками — качественная альтернатива брендам в период кризиса. В России, как и во всем мире, ухудшение экономической ситуации помогает развитию рынка СТМ. Для многих покупателей цена играет решающую роль, а по данному критерию СТМ составляют реальную конкуренцию брендированным товарам (итоговая цена на полке на 15—20% ниже при идентичном качестве).

Вместе с увеличением спроса на средства по уходу за собой в стране растут продажи духов и косметики. По данным агентства DISCOVERY Research Group, в 1-м полугодие 2016 г. объем рынка парфюмерии и косметики составил 169,3 млрд руб. Объем рынка парфюмерии при этом составил 34,5 млрд руб.

Структура рынка парфюмерии по ценовой категории за этот период претерпела незначительные изменения: 48,1% всех продаж приходится на массовый сегмент, 51,9% составляет сегмент премиум (ранее несколько преобладал массовый сегмент).

По данным исследований GfK, российский парфюмерно-косметический рынок вернулся к объемам 2013 г. в денежном выражении, однако продажи в натуральном выражении пока не восстановились до докризисного уровня.

В связи с затянувшимся экономическим спадом можно было бы ожидать длительного «эффекта красной помады» — что россиянки будут утешать себя покупкой маленьких радостей в виде помады или другой декоративной косметики. Но на деле самым быстрорастущим сегментом парфюмерно-косметического рынка, по данным потребительской панели GfK, является «Уход за лицом» (27% в рублях и 10% в штуках). Другие самые быстрорастущие сегменты: «Средства для тела» (+6% в натуральном выражении), а также «Парфюмерия» и «Уход за волосами» (рост в каждой +5% в штуках).

«Потребители в кризисные времена выбирают магазины, которые могут предложить самые выгодные цены. Это так и для парфюмерно-косметического рынка. Однако здесь еще один фактор имеет значение — широкий выбор и интересные новинки. Торговые каналы, которые смогли обеспечить в текущих условиях соблюдение этих двух условий и выигрывают в борьбе за покупателя», — говорит Анастасия Джафарова, директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели, эксперт по рынку товаров для красоты и ухода за собой компании GfK Rus.

Косметику все чаще покупают в интернете

По данным потребительской панели GfK, самые высокие темпы роста показывают сетевые парфюмерно-косметические, в том числе дрогери и хозяйственные, магазины (совокупно +38,5% в штуках), а также интернет-торговля (+40,6% в штуках).

«Формат дрогери переживает бурный рост. Открытие новых магазинов плюс широкое предложение внутри категорий и стремление потребителя к более низким ценовым сегментам привели к росту продаж в этом сегменте практически по всем категориям», — говорит Борислав Ганев, руководитель направления «Красота» ретейл-панели GfK Rus.

Оборот дрогери-сетей в России в 2016 г. достиг, по оценке подразделения аудита розничной торговли GfK, 22404,3 млн руб. Количество торговых точек в канале выросло с начала 2016 г. на 24% по сравнению с 2015 г.

Как на дрожжах растут продажи косметики и парфюмерии и через интернет (+40,6%). Основной драйвер роста канала — увеличение затрат потребителей, а также переключение с других каналов (в меньшей степени).

Канал интернет-торговли отличается от других. Во-первых, покупатели используют его для покупки конкретных марок/продуктов. Потребители делают покупки категории в интернете реже, но за раз приобретают больше. При этом покупается либо премиальный сегмент, либо экономсегмент. Но не все интернет-магазины парфюмерии и косметики одинаково успешны. Основные факторы, влияющие на привлекательность онлайн магазина, — бесплатная доставка, скидки и количество отзывов.

По данным Ipsos Comcon, косметика и парфюмерия являются третьей группой товаров по популярности в интернете (ее покупают 26%). Чаще всего в интернете покупают одежду и обувь (43% онлайн-покупателей), второй по популярности категорией товаров является техника (бытовая, аудио-, видео-, фото-, компьютерная).

К сведению

Интернет-продажи растут за счет трансграничной торговли

В 1-м полугодии 2016 г. российский рынок интернет-торговли достиг объема 405 млрд руб. и показал рост на 26% по сравнению с 1-м полугодием 2015 г. Во многом этот рост продиктован низкой базой 2015 г., а также продолжающимся перемещением покупателей из классических офлайн-магазинов в онлайн. Такие данные представила Ассоциация компаний интернет-торговли. К концу года аналитики ожидают роста рынка на 18%, до объема в 900 млрд руб.

Рост интернет-торговли в России в целом во многом происходит из-за бурного роста трансграничной торговли (продажи товаров из зарубежных интернет-магазинов напрямую физическим лицам на территории России). По результатам 1-го полугодия 2016 г. объем трансграничной торговли в денежном выражении составил 143,1 млрд руб. и продемонстрировал рост на 37% по сравнению с 1-м полугодием 2015 г.

Трансграничная торговля растет темпами, опережающими внутренний рынок. По результатам 1-го полугодия 2016 г. доля зарубежных ретейлеров в объеме интернет-торговли составила уже 35%, увеличившись на 6 п.п. (по результатам 2015 г. доля трансграничной торговли в объеме интернет-торговли составляла 29%).

Если рассматривать рынок интернет-торговли с точки зрения заказов покупателя, то разница темпов роста трансграничной и внутренней торговли еще более ощутима. По результатам 1-го полугодия 2016 г. количество международных отправлений с товарным вложением (покупки, доставляемые из зарубежных интернет-магазинов) увеличилось на 102% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составило 103 млн шт. При этом количество внутренних заказов увеличилось лишь на 5%. Основной денежный рост произошел за счет увеличения среднего чека.

В иностранных интернет-магазинах покупатели чаще всего приобретают одежду и обувь. Суммарно на эти категории приходится 35,6% всех затрат. На втором месте по затратам находятся бытовая техника и электроника — 32% затрат. Далее по количеству затрат россиян в зарубежных магазинах находятся категории: парфюмерия и косметика (7,5%), автозапчасти и авто аксессуары (7,1%), товары для дома (3%), спорттовары (2,6%).