Печать на вкладыше можно не ставить

| статьи | печать

К работодателю обратился сотрудник за архивной справкой о трудовой деятельности за период работы с 1983 по 1985 год (для представления в Пенсионный фонд РФ). Вкладыш в трудовую книжку был открыт в санатории, но в нем забыли проставить печать. В архиве находится только приказ, подтверждающий увольнение работника. Данные за 1983 год не сохранены (год основания санатория). В связи с этими обстоятельствами возникли вопросы: имеет ли право работодатель в целях пенсионного обеспечения подтвердить трудовую деятельность работника только на основании приказа об увольнении и имеет ли он право поставить печать на вкладыше, так как работодатель является правопреемником (вкладыш открыт в 1983 году)?

А. Воронцов, г. Краснодар

Ответ. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила). Согласно п. 11 Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п. 59 Правил документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.

Обязанность работодателя безвозмездно производить по письменному заявлению работника выдачу таких документов предусмотрена ст. 62 ТК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

В случае ликвидации организации-работодателя, ненадлежащим образом оформившей записи в трудовой книжке, работник может получить документы, подтверждающие данный период работы, в соответствующем государственном или муниципальном архиве (п. 8 и 10 ст. 23, п. 3 ст. 26 Закона № 125-ФЗ).

Таким образом, работник может подтвердить период работы, записи о котором сделаны в трудовой книжке ненадлежащим образом, иными документами (трудовым договором, копиями приказов о приеме на работу, об увольнении или выписками из них, лицевыми счетами, ведомостями на выдачу заработной платы, справками о периоде работы и др.), выданными бывшим работодателем (его правопреемником) или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

По нашему мнению, на основании только приказа об увольнении работника определить весь период работы у данного работодателя нельзя.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации в целях подтверждения периодов работы по трудовому договору для назначения пенсии работодатель не может подтвердить трудовую деятельность работника на основании только приказа об увольнении работника. При заполнении сведений о стаже работы следует руководствоваться документами (выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы и т. п.), из которых можно получить сведения о периоде работы у одного работодателя, в том числе дату начала и дату окончания трудовых отношений.

Касательно второго вопроса отметим следующее. В настоящее время на территории России действительны формы трудовых книжек образца 1974 года и 2004 года (Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, то в трудовую книжку вшивается вкладыш (п. 38 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225, далее – Правила ведения трудовых книжек).

В соответствии с п. 38 Правил ведения трудовых книжек вкладыш оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка. Вкладыш без трудовой книжки недействителен.

С точки зрения действующего законодательства отсутствие оттиска печати работодателя на титульном листе вкладыша в трудовую книжку не является ни неточной, ни неправильной записью. При этом отсутствие печати на титульном листе вкладыша в трудовую книжку не является основанием для признания его недействительным при условии, что все записи о трудовой деятельности сотрудника в нем отражены правильно (п. 27–30 Правил ведения трудовых книжек). Кроме того, согласно п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, после указания на первой странице (титульном листе) даты заполнения трудовой книжки ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой впервые заполнялась трудовая книжка. Соответственно на первой странице (титульном листе) трудовой книжки ставится действительная печать организации (печать кадровой службы) именно на дату заполнения трудовой книжки (1983 год).

Поскольку нормативные правовые акты не обязывают работодателя совершать какие-либо действия в рассматриваемом случае, полагаем, в сложившейся ситуации работодателю не нужно ничего предпринимать. Позицию о том, что отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки при условии, что все записи о трудовой деятельности внесены правильно, не является автоматически основанием для признания трудовой книжки недействительной, высказывают и специалисты Роструда (ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3 на портале «Онлайнинспекция.РФ»).