1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 720

Цифровое управление экономическими процессами: потенциал универсальной системы анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности

Императив перевода российской экономики на инновационный путь развития конкретизируется рядом ученых как задача утверждения в качестве материально-производственной базы народного хозяйства новейшего (шестого) технологического уклада. Он основывается на технологиях, способных создавать новые структуры неживой и живой материи. В числе «ядерных» для этого уклада — особо продвинутые информационно-коммуникационные технологии. Речь, соответственно, идет о формировании «цифрового управления». Проблемы перехода к такому управлению экономическими процессами на разных уровнях и рассматриваются в данной статье.

Факты, к сожалению, таковы, что, во-первых, необходимость перехода к цифровому управлению до сих пор в должной мере не осознается научно-экономическим сообществом, а концепция цифровизации экономико-управленческой деятельности, как ни странно, не разрабатывается даже приверженцами «укладно-длинновой» теории макроэкономической (мегатехнологической) динамики.

Во-вторых, практической реализации идеологии цифровизации непреодолимо препятствует построение существующих информационных систем, а именно систем автоматизации бухгалтерского и управленческого учета.

Их главный концептуально-конструктивный изъян — отсутствие как самой цели, так и (тем более) механизма составления единого, целостного плана, взаимоувязанного по всем показателям финансово-хозяйственной деятельности.

На предприятиях нет принципиального механизма интегрированной оценки их финансово-экономического состояния

Сейчас на микроуровне и на других уровнях управления экономикой разрабатываются лишь разрозненные планы по отдельным аспектам деятельности. При этом их данные в принципе несводимы вследствие неразрешенности проблемы «связанности показателей» (эта проблема была квалифицирована еще Норволкским соглашением 26.10.2002 в качестве ключевой при создании нового, универсального для разных стран, формата представления финансовой отчетности).

Кроме того, в системах, о которых идет речь (включая построенные на платформах программного обеспечения «1С», ORACLE, SAP/R3 и пр.), отсутствует:

а) системный механизм предварительного контроля, предотвращающий превышение фактическими расходами плановых расходных назначений;

б) возможность оперативного формирования отчетов об исполнении всех плановых показателей;

в) функция непрерывного анализа финансово-экономической деятельности, ибо расчет ключевых показателей деятельности осуществляется только один раз в год — по данным годовой финансовой отчетности.

В общем, нет принципиального механизма и конкретных алгоритмов оперативного получения на основе анализируемых показателей: интегрированной оценки финансово-экономического состояния организации (меза-, макроуровнего объекта управления) в целом; характеристики управленческой подсистемы и причин ухудшения этих результатов; информации о возможностях разрешения возникших проблем.

Лед тронулся!

Однако, похоже, «лед тронулся» — во всяком случае, в области концептуального обоснования «цифровизации».

В «Российском экономическом журнале» № 5 за 2013 г. была опубликована статья «„Система“: универсально-многоуровневые возможности формирования и анализа, хозяйственных показателей в онлайн-режиме», в которой авторы — доктора экономических наук профессора А.Б. Любинин и Ю.В. Якутин — подробно характеризовали универсальную финансово-информационную систему (УФИС), разработанную под руководством профессора Международной академии бизнеса В.А. Радиной в результате многолетних аналитических поисков форм разрешения противоречий управленческого и бухгалтерского учета в действующих программах автоматизации.

В статье, во-первых, выявлялась общая концептуальная идея «Системы» — автоматизированный учет на основе кодирования всех показателей финансово-хозяйственной деятельности управленческого объекта, что, по сути, и позволило реализовать принцип «связанности показателей», то есть сделать радикальный шаг к «цифровизации». Во-вторых, показывались поистине прорывные возможности микро-, мезо- (регионального) и макроуровневого использования «Системы», то есть возможности ее задействования в управлении различными (единичными и интегрированными) хозяйственными организациями, российскими регионами (субъектами РФ и муниципальными организациями) и народным хозяйством в целом.

С момента выхода статьи прошло уже три года, и надо сказать, что за это время разработчиками «Системы» был отработан механизм формирования интегрированной оценки эффективности финансового менеджмента, то есть оценки, анализа по всем основным (более чем 200) показателям, позволяющей получить объективные и универсальные индикаторы для выработки мер управленческого характера.

Характеризуемая система активно и заинтересованно обсуждалась в мае этого года в Челябинске на Пятом ежемесячном форуме «Инновационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса».

В ходе дискуссии выкристаллизовывалось следующее: предлагаемая система, построенная исходя из методологии «цифровизации» показателей по каждому шагу бизнес-процессов, поможет создать полноохватную многофункциональную модель экономической деятельности хозяйственной организации (представляющей ОПК корпорации) в едином информационном пространстве. Для целей оперативного управления деятельностью организаций «Системой» может в режиме реального времени генерироваться достоверная и с необходимой степенью детализации информация.

Сейчас завершается подготовка близкого по проблематике нового представительного форума — конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса». Организаторами конференции выступают Коллегия Военно-промышленной комиссии РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ (в стенах которого 9—10 ноября 2016 г. и состоится форум), ОАО «НПО «Пульсар» и наш медиахолдинг — ИД «Экономическая газета». На конференции планируется доклад и обсуждение «Системы». Это неслучайно, ведь современный уровень индустриального развития предполагает использование наряду с высокотехнологичным техническим базисом соответствующей ему интеллектуальной системы управления. Адекватным ответом на этот стратегически важный вызов должно стать внедрение концепции цифрового управления экономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Для управления нужно единое информационное пространство

В проекте итоговой резолюции отмечено, что цифровая система управления экономической деятельностью может быть реализована исключительно в едином информационном пространстве, организованном по принципу обеспечения полной взаимосвязи и взаимозависимости образующих ее подсистем, основанных на принципе «связанности».

Однако в современной трактовке технологических укладов вопрос о формировании цифрового управления экономической деятельностью хозяйствующих субъектов в рыночных отношениях не только не разрабатывается методологически, но даже концептуально не обсуждается. Почему?

Внедрение концепции цифрового управления экономической деятельностью хозяйствующих субъектов посредством существующих информационных систем не представляется возможным в силу ряда принципиальных организационно-методологических проблем:

  • нет механизма составления целостного и взаимосвязанного плана по всем показателям финансово-хозяйственной деятельности. Планирование сегодня осуществляется путем составления разрозненных планов по отдельным аспектам деятельности, данные которых объединить в единый план невозможно ввиду нереализованности принципа их «связанности»;

  • нет системного механизма предварительного контроля, предотвращающего превышение фактических расходов над плановыми;

  • по данным текущего учета невозможно оперативно сформировать отчет об исполнении всех плановых показателей;

  • функция анализа финансово-экономической деятельности реализована лишь частично, поскольку ключевые показатели деятельности рассчитываются только один раз в год по данным годовой финансовой отчетности. А главное, отсутствует механизм объединения всех анализируемых показателей в интегрированную оценку для оперативного определения экономического состояния организации, понимания характера результатов ее экономической деятельности, причин ухудшения финансового состояния и использования полученных данных для решений по устранению «узких» мест.

Отсутствие целостной автоматизированной системы цифрового управления экономической (операционной, инвестиционной, финансовой) деятельностью предприятий не позволяет повысить уровень их конкурентоспособности, существенно снижает эффективность использования ими наличного ресурсного потенциала.

Существующие функциональные разрывы в сегментах нормирования, планирования, учета и отчетности, контроля, анализа и мотивации предприятий наиболее остро проявляются в сохранении устойчивого затратного механизма, недостаточно прибыльной результативности, в понижении уровня инновационности производственного потенциала и следующей за этим невозможности поддерживать и развивать технологическое превосходство.

Модульные системы не соответствуют современным требованиям

Концепция относительно независимых модульных функциональных подсистем управления (производством, материально-техническим обеспечением, логистикой, сбытом продукции и ее качеством, финансами, персоналом) вошла в противоречие с современными требованиями и тенденциями экономического управления организации в целом, в которой превалирующее значение должны иметь:

  • стратегическое позиционирование — управление целями, управление стоимостью компании, управление капиталом, управление развитием инновационных основ шестого технологического уклада и созданием интеллектуального производства, цифровой оценки деловой активности;

  • централизованное управление — управление доходами, управление расходами, бюджетирование, управление инвестиционными проектами;

  • оперативное управление — управление НИОКР и проектами, закупками и запасами, продажами продукции и услуг, персоналом, ремонтами и сервисами, диспетчирование и учет.

Практика параллельного использования в управлении фрагментированных и различно конфигурируемых платформ программных продуктов зарубежных и отечественных вендеров приводит к дополнительным техническим проблемам структуризации, очистки, верификации на достоверность и интеграции исходных данных при формировании динамических общесистемных справочников, баз данных и зависящих от них планово-учетных и аналитических показателей. А это не обеспечивает увеличение информационной емкости метаданных, результативности деятельности, эффективности использования ресурсов и рыночной успешности предприятий.

Принцип «связанности» обеспечит целостность системы управления

Основным принципом организации целостной системы цифрового управления экономической деятельностью предприятий ОПК следует рассматривать принцип «связанности». Он выражается во взаимосвязи и взаимообусловленности всех регистрируемых и продуцируемых (расчетно-установленных) в информационной системе технико-технологических и планово-экономических показателей и характеристик в полной цепочке жизненного цикла продукта/заказа, а также показателей инновационно-финансовой деятельности.

Принцип «связанности» инструментально реализуем на уровне цифровых технологий путем сквозного кодирования всех хозяйственных операций, бухгалтерских операций, показателей деятельности и сопутствующих им организационно-управленческих признаков по всем сегментам операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

Из всех известных на текущий момент решений именно цифровизация инструментов управления экономической деятельностью предоставляет возможность лицам, принимающим решения, оперировать данными и показателями, связывающими воедино сведения, отправляясь от стадии проектирования конструкторских и технологических нормативов, разработки объемно-календарных планов и производственных программ, безусловно включая сюда также фазы увязки источников финансирования и диверсификации активов для обеспечения сохранения созданной стоимости, вплоть до завершения фактических оборотов денежных средств (поступлений и платежей).

Создание единого плана показателей открывает массу возможностей

К первоочередным мерам по созданию цифровой системы управления экономической деятельностью предприятий следует отнести составление полноохватного (целостного) единого плана по всем показателям экономической деятельности. Такой план снимает проблемы взаимоувязок разрозненных сегментных бюджетов и планов, согласует показатели, сформированные по методу начисления и кассовому методу. План также содержит исчерпывающие и всесторонние данные о производстве продукции (работ и услуг) каждого вида, позволяет осуществлять упреждающий контроль и анализ его реализации, актуализировать его параметры в связи с текущей экономической конъюнктурой и стратегическими планами развития. Кроме того, появляется возможность формировать сводные показатели по профилю информационных запросов пользователей плановой информации, обеспечить сквозную корректировку всех связанных между собой показателей при санкционированном однократном вводе обновленных данных.

Создание однотипной структуры единого плана и интегрированного управленческого баланса на платформе единого цифрового кодирования будет обеспечивать полную сопоставимость всех плановых и учетных показателей для многопользовательского кросс-функционального оперирования данными.

Можно также корректно сопоставлять и проводить «план-факт» анализ по всем бизнес-процессам, местам возникновения затрат, производственным (затратно-параметрическим) методом обосновывать калькулирование цен на продукцию военного назначения. Становится возможным и функционально-стоимостный анализ каждого бизнес-процесса в целях недопущения дорогостоящего неэффективного решения, анализ цепочки создания стоимости продукта.

Введение в практический оборот единого плана производственной и экономической деятельности позволит установить упреждающий контроль за суммами фактических расходов при производстве продукции, работ и услуг в связи с соблюдением нормативно-плановых значений натуральных и ценовых показателей. Нарушение технологической, договорной и финансовой дисциплины система управления будет рассматривать как попытку несанкционированных действий, операций и сделок, а потому таковые предполагается блокировать.

Моделирование социального информационно-управленческого института в формате интегрированного (управленческого) баланса позволит формировать всю запрашиваемую периодическую и годовую отчетность из единого документа. Это повысит оперативность представления непротиворечивых данных, обеспечит прозрачность взаимосвязи отчетных данных (увязку показателей, сформулированных по методу начисления и реальных денежных потоков), а при осуществлении процедур подтверждения полноты, достоверности и полезности раскрываемой информации снизит объем и риски аудита.

Система взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей из единого плана и интегрированного баланса (представленных в развернутом и сводном форматах) должна рассматриваться как единый банк данных для аналитических процедур по исчислению ключевых показателей деятельности, формированию интегрированный оценки качества управления экономической деятельностью предприятия и его структурных подразделений.

Разрабатываемая информационная система на основе инновационной методологии цифровизации показателей по каждому шагу бизнес-процессов позволит создать полноохватную многофункциональную модель экономической деятельности организации в едином информационном пространстве. Для оперативного управления деятельностью организаций в данной системе будет отражаться в режиме реального времени достоверная, полезная, функциональная и раскрываемая с необходимым уровнем детализации информация, нужная для принятия обоснованных решений на любом уровне управления.

Несомненно, что сопряжение в предлагаемой системе новизны технической и управленческой составляющей, а именно возможностей нового шестого технологического уклада и цифрового управления предприятиями, даст мощный синергетический эффект в ускоренном росте и повышении эффективности российской экономики.

***

Предваряя итоговые материалы конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса», можно с большой долей вероятности предположить, что России вряд ли стоит сосредотачивать усилия на полном исчерпании возможностей пятого технологического уклаода, а в ускоренном движении, рывком нужно овладеть преимуществами шестого технологического уклада. Здесь важно подчеркнуть, что это предполагает и соответствующие изменения принципов построения системы управления в промышленности, а именно переход к цифровому управлению предприятиями.