1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 192

Производство полимерной упаковки уверенно растет благодаря санкциям

Производство полимерной упаковки на фоне других отраслей экономики демонстрирует уверенный рост. Своему привилегированному положению упаковочная индустрия обязана санкциям и их последствиям: бурному развитию рынка российского продовольствия и импортозамещению во многих отраслях промышленности. Дополнительные объемы отечественной продукции потребовалось срочно во что-то упаковывать, а импортным товарам из-за высокого валютного курса — искать альтернативу на месте. В результате упаковка поднялась, но чтобы удержаться, ей нужны дополнительные стимулы к развитию.

О проблемах и перспективах рынка производители и эксперты говорили на 11-й Международной конференции «Полимеры в упаковке 2016», организованной компанией INVENTRA (Группа CREON).

На первый взгляд, индустрия чувствует себя вполне уверенно. Оборот упаковочного рынка в России в 2016 г. превысит 16,5 млрд долл. Около 40% рынка приходится на полимерную упаковку. В последние годы потребительская упаковка росла примерно на 3%. «За пять месяцев 2016 г. наблюдается четырех процентный рост производства упаковки, в том числе гибкой полимерной — на 3%. Одновременно наблюдается снижение выпуска жесткой полимерной упаковки», — озвучил последние данные по рынку генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко.

Эксперт ожидает, что упаковочная индустрия в РФ сохранит темпы роста в пределах 3—4% в ближайшие три года. Что касается структуры рынка, то с 2009 г., по наблюдениям Конфедерации, происходит постоянное увеличение доли полимерной упаковки. В настоящее время в сегменте потребительской пищевой упаковки гибкая и жесткая полимерная упаковка занимают уже почти 80%.

Большинство участников конференции видят даже еще больший рост по упаковке в 1-м полугодии 2016 г. — вплоть до 10%, что показало интерактивное голосование в ходе мероприятия.

Однако на рынке упаковки отнюдь не все радужно, есть и свои трудности. Макроэкономические показатели, которые приводят к снижению спроса, высокие ставки по кредитам, рост цен на материалы, увеличение издержек за счет удорожания импортных запчастей и оснастки — все это влияет на положение производителей упаковки.

Игроки опасаются госрегулирования

«Последнее время мы встречаемся с попытками так или иначе регулировать рынок за счет увеличения импортных пошлин, в частности, на оборудование и некоторые виды сырья. На производствах используется 90% импортного оборудования, и скачки на финансовом рынке влияют на возможности приобретения техники. В такой ситуации попытки отдельных игроков увеличить пошлины на ввоз термопластавтоматов и еще более увеличить цены недопустимы. Важно отслеживать подобные инициативы, чтобы не допустить закрытия рынка», — убежден глава Конфедерации.

Эксперт также обратил внимание на попытки российских химических предприятий ограничить ввоз сырья, предложив госрегуляторам ввести импортные пошлины на линейный полиэтилен. «Подобные инициативы встречают негативную реакцию со стороны переработчиков, поскольку российские химики пока еще не могут полностью обеспечить упаковочную индустрию всеми необходимыми материалами. Мы выступаем за то, чтобы отечественное предложение сырья развивалось, но с учетом интересов всех игроков, особенно принимая во внимание, что упаковка — продукт с высокой добавочной стоимостью», — подчеркнул А. Бойко. Он отметил успехи индустрии в импортозамещении: за 20 лет импорт упаковки сократился с 80 до 20%, в чем большая заслуга российских предприятий.

Коммерческий директор Daetwyler Moscow Алексей Чубыкин оценил объем потребления гибкой упаковки по итогам 2015 г. в 440 000 т, объем ввозимых пленочных продуктов на уровне 30 000 т в год. «Наибольшую долю в потреблении (43%) занимают LDPE-пленки объемом 175 000 т. Еще 34% приходится на BOPP-пленки с объемом 140 000 т. БОПЭТ-пленки составляют 7%, барьерные пленки — 5%, СРР-пленки и твист-упаковка — по 4%, на фольгу приходится 3% рынка», — сообщил представитель отрасли.

По его оценке, потребление гибкой упаковки в 2015 г. на фоне девальвации рубля и импортозамещения в сфере продовольствия выросло на 10%. По итогам 2016 г. подобный темп роста сохранится, полагает докладчик.

Новое оборудование в профиците

Участники конференции ожидают, что рынок в ближайшие годы переформатируется — в России появятся новые мощности по производству пленок. Это и проект Waterfall Pro (Шахты, Ростовская обл.) суммарной мощностью линий по БОПП-пленке в 60 000 т в год, и уже запущенная в Казахстане линия БОПП у Polymer Production на 17 000 т в год.

Кроме того, в 2016 г. вводятся в действие более десятка печатных машин у изготовителей гибкой упаковки. Столь высокие темпы установки нового оборудования ряд специалистов оценивают как излишние. «Когда все машины будут запущены, на рынке начнется период жесткой конкуренции между производителями упаковки и преобладание предложения над спросом», — отметил А. Чубыкин.

«Переварить» эти машины рынок сможет в том случае, если транснациональные продуктовые компании начнут закупать упаковку для производимых в России продуктов здесь же, на российских площадках. Только в этом случае спрос останется на уровне выше предложения, полагает эксперт.

Добавление новых мощностей в Ростове и Казахстане принимает во внимание и входящий в состав «Сибура» «Биаксплен», который является флагманом в сегменте БОПП. «В последние семь-восемь лет в российские мощности по БОПП-пленке были сделаны значительные инвестиции, прежде всего „Сибуром“», и они уже на текущий момент превышают спрос. Значительная часть продукции едет на экспорт. Прошлый год для рынка был очень успешным: прирост по итогам года составил 8%. Но далее рынок не будет расти такими темпами, по прогнозам, около 2—4%. Поэтому рост продаж будет осуществляться прежде всего за счет экспорта и частичного импортозамещения БОПП-пленки», — отметил главный эксперт дирекции базовых полимеров «Сибур» Константин Морозов.

Он также развеял предположения о том, что с приходом новых игроков цены упадут. «Вложения в новые современные производства огромны, производителям нужно окупать инвестиции», — уверен участник конференции.

Что касается импорта, то его значительные объемы остаются, но постепенно он сокращается. «Объемы простых незапечатанных пленок упали в три раза. Если в прошлом году ехали в Россию 1200 т в месяц, то в этом году в 300—400 т. В дальнейшем активизации импорта не ожидается, за исключением моментов более низких цен в Китае», — отметил К. Морозов.

Основные возможности импортозамещения на 2016 г. эксперт видит в сегменте табачной упаковки, росте потребления сложных пленок для кондитерских изделий. В сегменте липких лент в 2016 г., по его прогнозам, ожидается снижение темпов роста до 5% (с 15% в 2015 г.) из-за стагнации потребительского спроса и незначительного роста розничной торговли в РФ. При этом потенциал импортозамещения готовых липких лет еще не исчерпан. Потребление этикеточной пленки будет зависеть от погодных условий этим летом, считает представитель «Сибура».

По мнению директора по закупкам «Конфлекс СПб» Алексея Стадника, на данном этапе отрасли была бы полезна переориентация экономических отношений между конвертерами и конечными потребителями. Он полагает, что решение проблем конкурентоспособности отечественной упаковки следует искать в создании сложноинтегрированных производственных структур замкнутого цикла сырье — упаковка — переработка — сырье, что даст возможность сократить потери на всех этапах жизненного цикла упаковки и повысить конкурентоспособность российский упаковочной индустрии.

Вместе с тем для развития упаковки требуется открыть доступ к финансированию, следует из результатов заключительного интерактивного голосования. Упаковщикам на самом деле мешают не только нехватка сырья, о котором много говорилось, но вместе с тем и проблемы кредитования.

Если говорить о потреблении, основном драйвере развития отрасли извне, то, по мнению участников конференции, искать резервы роста следует в локализации упаковки для транснациональных компаний. Международные бренды в принципе не отказываются рассматривать предложения от российских упаковщиков, о чем они и говорили в ходе дискуссий на конференции, но пока этот процесс никак не формализован. Возможно, опыт локализации в автопроме применим и к упаковке товаров известных брендов, и мог бы послужить росту упаковочной индустрии.

К сведению

Цифры

По данным Минэкономразвития, по итогам января — июля 2016 г. наблюдается тенденция роста химического производства. Индекс химического производства в январе — июле 2016 г. составил 104,5% к январю — июлю 2015 г. При этом по итогам июля в химической промышленности впервые с ноября 2014 г. наблюдается номинально отрицательный темп прироста производства –0,1%. Падение в этом месяце зафиксировано в секторе удобрений (–4,3%), пластмассы в первичных формах (–4,4%), соды каустической (–3,4%), волокон синтетических (–0,1%). Отрицательная динамика в производстве удобрений (–4,3% г/г) связана с сокращением производства калийных удобрений (–11,3% г/г), на которые приходится практически 40% производства удобрений. Подобная динамика может быть объяснена сезонностью внесения удобрений и ожиданиями о снижении закупок удобрений со стороны аграриев. Положительная динамика сохранилась в производстве аммиака безводного (2,0%) и карбоната динатрия (5,0%).