1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 35

Движущая сила развития инноваций

Развитие инноваций является одним из основных трендов мировой экономики. Движущей силой развития инноваций служит оптимальная система поддержки сервиса интеллектуальной собственности. Данная система объединяет различные услуги, оказываемые в сфере интеллектуальной собственности гражданам и юридическим лицам, занимающимся созданием, защитой и использованием данной собственности. Представляется, что для обеспечения услуг в сфере интеллектуальной собственности необходимо разработать как минимум шесть систем ее сервисной поддержки. Рассмотрим их подробнее.

Сервис интеллектуальной собственности

Сервис интеллектуальной собственности (ИС) является одним из новых видов правового сервиса .

Разные организации и граждане осуществляют в сфере сервиса интеллектуальной собственности представительство в приобретении прав на интеллектуальную сферу, оказывают информационные и консультационные услуги, готовят кадры для обслуживания интеллектуальной собственности. Эти лица и организации являются субъектами услуг в сфере интеллектуальной собственности. Напротив, граждане и юридические лица, которые занимаются созданием, охраной объектов интеллектуальной собственности, являются объектами услуг.

Ведение дел по представительству и управлению правом интеллектуальной собственности, услуги по информированию и консультированию, подготовка талантов интеллектуальной собственности и перевод стоимости интеллектуальной собственности являются сферой услуг.

В свою очередь действия по приобретению прав, распоряжению ими и их защита – это способы оказания услуг.

Система поддержки

Единая система поддержки развития сервиса ИС состоит из ряда взаимосвязанных и взаимоогранчивающих факторов. Она заключается в предоставлении разнообразных услуг в сфере инноваций в промышленности.

Систему поддержки сервиса ИС прежде всего образует комплекс правовых мер, осуществляемых в сфере инноваций государством и направленных на обеспечение в данной сфере государственной политики подготовки кадров, а также эффективного надзора за исполнением законов и ведением судебных дел.

Кроме того, важными элементами системы поддержки сервиса интеллектуальной собственности являются меры по обеспечению самих институтов и механизмов защиты интеллектуальной собственности, социальных фискальных и финансовых услуг и услуг по правоприменению и судебной защите.

Между сервисом ИС и системой его поддержки существует тесная взаимосвязь. Сервис ИС является необходимым трендом оптимизации структуры экономики и ускорения экономического роста страны. Он позволяет эффективнее бороться с ограниченностью источников энергии и ресурсов, повысить эффективность их использования, полнее реализовать принцип открытости во внешней политике и усилить роль государства на международной арене. Также создание государством системы поддержки развития сервиса ИС является базой постоянного повышения его качества.

Шесть систем развития сервиса ИС

Рассмотрим подробнее каждый из основных элементов системы поддержки развития сервиса интеллектуальной собственности как движущей силы инноваций.

Система обеспечения порядка. В целях улучшения развития сервиса ИС государству надо провести реформу управления интеллектуальной собственностью. Во-первых, необходимо создать многофункциональный координирующий правительственный орган для решения проблем управления интеллектуальной собственностью. Во-вторых, при необходимости следует привести в соответствие действующее право управления интеллектуальной собственностью с правом регламентации деятельности различных административных структур, реформировать систему административного управления интеллектуальной собственностью.

Система права и политики. В системе поддержки развития сервиса интеллектуальной собственности не следует преуменьшать ведущую роль правительств. Но правительства и парламенты должны не напрямую вмешиваться в данный процесс, а предоставлять поддержку для развития этого сервиса, например, путем создания правового режима инноваций и принятия активных политических мер. Во-первых, правительства и парламенты, опираясь на передовой опыт инновационно-ориентированных стран, должны принимать постановления и законы о создании новых технологий, сотрудничестве в данной сфере, заимствовании технологий, которые будут способствовать инновационному развитию. Во-вторых, целесообразно разработать закон об освобождении от налогообложения прибыли от инновационных разработок, а также рискованных инвестиций, о снижении налогового бремени на сервис интеллектуальной собственности. В-третьих, по мере развития сервиса интеллектуальной собственности нужно разработать соответствующие законы и нормализовать условия доступа в сферу сервиса и услуги для сервиса интеллектуальной собственности.

Правительство должно осуществлять поддержку. Во-первых, в экономической политике следует основать государственный и местный специальные фонды развития сервиса интеллектуальной собственности, средства и усилия которых будут направлены в определенные регионы или в отдельные области промышленности, активно внедрять политику освобождения от налогов рискованных инвестиций и развивать сервис интеллектуальной собственности. Во-вторых, нужно осуществлять политику поддержки инноваций на льготных условиях и принимать меры по скидкам и гарантиям, помогая средним и малым предприятиям в области новых технологий, которая будет способствовать развитию технологических инноваций.

Система социальных услуг. Правительство должно предоставлять общественные услуги в области интеллектуальной собственности, которые будут способствовать ее развитию. Если такие услуги отсутствуют, то организации в области интеллектуальной собственности не могут получить необходимую информацию. В этом случае развитие сервиса интеллектуальной собственности невозможно. Поэтому должна быть создана информационная общественная база, где размещался бы и своевременно обновлялся основной информационный ресурс различной интеллектуальной собственности. Необходимо создать механизм использования этой информации, поощрять и поддерживать организацию сервиса интеллектуальной собственности, которая создаст информационную базу соответствующих данных. Правительство должно материально поддерживать информационный банк данных интеллектуальной собственности и представлять эту информацию обществу по недорогой цене.

Конкретные меры. Во-первых, создание трехступенчатой системы общественных услуг информации ИС в различных отраслях, в том числе и центра национальных данных ИС (патентов), региональных и местных центров информационных услуг интеллектуальной собственности. Во-вторых, согласно новым тенденциям концентрации производства следует создать опытную область развития сервиса ИС в промышленном регионе или в университетских комплексах, а также центр производства и научных исследований, рынок технических сделок, выставочные информационные комплексы. Эти организации, поддерживаемые правительством, будут оказывать услуги в сфере интеллектуальной собственности. Следует инкубировать сервис ИС, чтобы оказывать объединяющие платформы услуги интеллектуальной собственности.

Система фискальных и финансовых услуг. Необходимо организовать услуги оценки и финансирования инноваций. В условиях увеличения роли научных достижений в экономике появляется тенденция капитализации в производстве, происходит соединение финансового капитала с интеллектуальной собственностью, часто возникают новые формы или новые способы экономического развития.

Промышленная революция произошла от технологической революции, а удалась в финансовых инновациях. Механизм оценки рискованных инвестиций, финансирования интеллектуальной собственности является важной частью сервиса интеллектуальной собственности. Эксплуатация интеллектуальной собственности может стать жизнеспособной при поддержке рискованных инвестиций и соответствующем финансировании1.

В соответствии с тенденциями развития сервиса ИС на аукционах, на фондовых биржах, при долговом финансировании в банках используются новые бизнес-модели. Таким образом, расширяются пути реализации цены ИС. Создаются инвестиционные финансовые организации и организации по оценке ИС в определенной обрасти производства, чтобы предоставлять адресную финансовую поддержку для передачи и внедрения в производство патентной техники. Они обеспечивают успешное осуществление залогового финансирования ИС. Создаются юридические службы, которые разрабатывают законы и правила оценки ее финансирования. Они предоставляют обеспечение финансовой правовой защиты для развития сервиса ИС, в то время как рискованные гарантийные случаи могут поддерживать гарантии правительства, коммерческое страхование в залоговом финансирований и т. д. в целях устранения и снижения рисков в области финансирования.

Система подготовки талантов. Подготовка высококвалифицированных талантов в области ИС является реальной потребностью государства, внедрение инноваций в производство поможет стране встать на новый путь инновационного развития промышленности. История доказала, что кардинальная конкуренция между странами является конкуренцией между новатором и предприятием, нет новатора – нет предприятия, также нет занятости, а у правительства нет налогов, государство будет испытывать потрясения и слабеть2. Кадры ИС в основном включают в себя людей, которые могут проводить научные исследования в области ИС и оказывать практическую помощь при внедрении инноваций. Такие специалисты должны обладать комбинированными знаниями: обладать техническими знаниями, знать право, экономику и управление, быть способными дать консультации по эксплуатации, оценке, страхованию и информационному анализу ИС. Таким образом, необходимо осуществлять такую подготовку талантов, которая отвечала бы потребностям развития сервиса ИС.

Во-первых, под руководством государства должны быть объединены различные ресурсы правительства, предприятий и университетов, создан кооперативный механизм подготовки талантов ИС. Подготовка таких талантов должна соответствовать потребностям страны, поэтому, осуществляя их подготовку, следует преимущественно опираться на выпускников вузов и правительственную поддержку в деле их образования.

Во-вторых, в эпоху увеличения роли знаний в экономике ИС стала основным богатством общества. Появляется все больше спорных вопросов в данной области как внутри отдельной страны, так и за рубежом, и потребовалось много талантливых юристов, владеющих правовыми знаниями в этой области. Таким образом, вузу, предприятию и государству надо совместить создание механизма подготовки талантов в области ИС с целенаправленной подготовкой юристов, специализирующихся в этом направлении и осуществляющих охрану ИС на предприятии.

В-третьих, привлечение и подготовка талантов ИС требует надлежащей политики государства. Для привлечения талантов осуществляется стратегия «внешнего типа». Для этого необходимо изменить и улучшить миграционные законы и миграционную политику. Привлечение талантливых людей в разные области техники необходимо для успешного национального развития. Поэтому нужна программа подготовки талантов ИС. Национальная организация управления интеллектуальной собственностью должна активно поощрять и поддерживать подготовку разнообразных талантов в области ИС для вузов и предприятий.

Система правоприменения и судебной защиты. Со стороны административного правоприменения (исполнения законов) в области ИС следует создать общенациональный единый орган по правоприменению интеллектуальной собственности, чтобы избежать таких ситуаций, когда правоохранительные органы сваливают друг на друга ответственность за решение вопросов в этой области. Необходимо создать единую систему административного правоприменения по ведению дел в данной сфере, включая министерство полиции, прокуратуры, таможни, отдел административного управления промышленности и торговли, отдел авторского права, отдел патентного права и т. д.

В правоохранительной области для успешной защиты ИС следует провести реформу соединения трех следствий суда интеллектуальной собственности. Судебные споры в этой области имеют специфические черты. Для решения таких вопросов надо создать суд интеллектуальной собственности, который бы имел право заниматься гражданскими, административными и уголовными делами в этой области, что сэкономило бы себестоимость правосудия. После создания суда интеллектуальной собственности необходимо распределение по специальным уровням дел по спорам в этой сфере.

Осуществление услуг помощи и защиты в сфере ИС может проводиться следующими способами:

– создание в интернет-сети конкретного государства единой базы помощи и защиты, где можно будет подать жалобу по поводу интеллектуальной собственности. Затем необходимо расширение каналов помощи и защиты ИС, образование союза защиты ИС, конструирование системы помощи и защиты права ИС;

– создание центров помощи и защиты интеллектуальной собственности, где физическое или юридическое лицо может получить консультацию и защиту права ИС;

– создание механизма защиты патентного права для предприятий за рубежом, проведение быстрого разрешения патентных споров для предприятий за рубежом. Наконец, создание добровольной службы помощи и защиты интеллектуальной собственности, поощрение добровольцев вуза и организация службы ИС, делом которой является помощь и защита интеллектуальной собственности малых и средних предприятий.

1 Цзия Шн Тян. Продвижение Цэж Цзияньского развития сервиса интеллектуальной собственности // Цэж Цзияньская экономика. Серия 22.2011.

2 Бао Шн Ган. Откуда Китайский кризис? http://www.zaobao.com/yl/yl121212_002.shtml.